— Сергей Михайлович, какие чувства были, когда музей открывался?
— Когда заканчиваю большое дело, допустим, большую полевую экспедицию, конечно, приходит чувство удовлетворения. У меня еще не было ни одного плохого сезона. Копаем много, всегда есть находки, никаких неприятных приключений в экспедициях не бывало. Но я так устроен, что после – приходит депрессия. Здесь у меня депрессия наступила уже в ходе подготовки к открытию музея. Когда было открытие, я убирал последний мусор. Когда говорились речи, я мылся в душе, потому что был грязный. Потом, когда вышел, надев свой «версачевский» костюм (у меня есть такой для особо торжественных случаев), два раза терял сознание – так устал… Все люди очень устали.
— Музей готовился к открытию последние полгода до него особо интенсивными темпами. Психологическая атмосфера, надо полагать, была непростой…
— Мое положение, чтобы мне не мешали в работе определенные лица, было удовлетворено. На удивление, очень понравилось работать под руководством Владимира Егоровича Кончева. Для создания музея огромную роль сыграли Римма Михайловна Еркинова и он. Для многих, кто сейчас это прочел, – это очень странная «связка». Если бы между ними сложилось ещё более тесное сотрудничество, мы могли бы создать потрясающе творческую вещь.
— Над чем работали именно вы?
— У меня было десять залов, которые необходимо было подготовить. Укокская экспозиция, Атриум, семь залов археологии, русская этнография. Конечно, мне помогали: мои коллеги, художники, архитекторы, дизайнеры, просто друзья и хорошие люди — выдумывать идеи, работать с эскизами, макетами. Масса любопытных мыслей приходила от них, я что-то трансформировал, что-то отметал. Например, по Укоку добился того, чтобы на «принцессу» не смотрели сверху, ее необходимо было спрятать, укрыть.
Изначально была идея сделать диораму, которая бы воссоздала погребальную процессию и погребальный обряд. Мы имеем право создавать образы, дополнять художественно наши экспозиции. Я считаю, что музей XXI века позволяет делать такие вещи. Хотели также поместить рядом с муляжом укокской «принцессы» коня, словно она только что сошла с него и ведет под уздцы — эта идея обязательно должна воплотиться. Пока там находится взлетающий орел, и он неплохо туда вписался… Сейчас, что касается Укока, есть идея подготовить интернет-экскурсию по этой теме, специально для сайта музея, этим я сейчас вплотную займусь.
— Что вспоминается как самое интересное из археологического прошлого?
— Все сезоны для меня интересны. Можно вспоминать по порядку. Первое, когда я в 82-м году оказался на границе с Монголией — меня тогда потрясли сооружения в Кош-Агачском районе, курганы, грандиозные сооружения, уникальные ландшафты. Копая, археологи, конечно, разрушают цельность природы. Ощущение такое, что древние как бы встраивали объекты гармонично в природу, дополняя ее. А раскопанные и некультивированные курганы создают ощущение бомбардировки. Это то, что мы натворили в свое время там, где находится зона «зарубленной» ГЭС… Тогда говорили, что ничего не надо закапывать, ведь это — затратное мероприятие, всё равно водохранилищем будет затоплено.
Кстати, в Майме за семь лет мы перекопали целый мыс, где было исследовано самое большое поселение площадью 1400 квадратных метров. И там выросла великолепная березовая роща — до того не было ни единого дерева. Семена попали во взрытую почву, без нас туда бы не проникли. Вот такое антропогенное влияние. А там, где мы закопали — деревьев нет…
Если говорить о находках, то я человек довольно-таки везучий. В 87-м я нашел вот такие вещи (Сергей Михайлович показывает что-то вроде огромной золотой пуговицы с изображением трех голов — животных и птицы на лицевой части предмета), всего на Майминских памятниках их было пять. Это мы копали могильник «Майма-IV», там где сейчас карьер за Алгаиром. Собственно, эти украшения относились к остаткам головного убора, который в точности напоминал тот, что был на укокской мумии…
Он был абсолютно такой же. Это погребение было ограблено в древности, центральная его часть разрушена. Там был деревянный помост из очень гнилых досок, курильница, нож, сосуд, кости, головной убор. Найденный череп я отдал антропологу Аркадию Киму, и он, увы, затерялся после его гибели. Что любопытно — задняя часть черепа была срезана, а края зашлифованы как у маски. Что касается головного убора, то там была такая истлевшая черная масса с каркасом и козырьком, состоящая частично из конских волос и войлока — об этом же ведется речь в работах доктора исторических наук, археолога Н.В.Полосьмак, которая писала о пазырыкцах.
Путь в большую археологию начинался для Сергея Киреева в высокогорном Кош-Агачском районе.
Детали из золотой фольги тоже были частью этого головного убора, а наверху располагался странный, в форме яйца белый, меловидный предмет. Железо, бронза, золото, серебро, все металлы, известные в то время - а это III в. до н.э. – присутствовали в качестве украшений в одном предмете. Находка, конечно, произвела на меня потрясающее впечатление!
Я копал много поселений, и в них масса любопытнейшего материала. Среди сломанных вещей, отходов производства встречаются такие уникальные, редкие вещи! Часто они позволяют понять некоторые моменты древних технологий. В раскопках «Майма-12» мы нашли единственное пока в республике поселение поздней бронзы. В барнаульском сборнике «Северная Азия в эпоху бронзы (2002 г.) опубликована моя «первичка» — первая информация об этом поселении совместно с нашими бельгийскими и голландскими археологами. Кстати, оно копалось на бельгийские деньги. Этот памятник раскопан частично и, я уверен, даст ещё много интересной информации.
— А бывало так, что раскопки велись в неожиданных местах?
— В Чендеке, на окраине деревни, недалеко от дома моего хорошего знакомого мы раскопали восемь курганов. Ранее там моим коллегой Василием Соёновым из Горно-Алтайского университета изучена большая группа погребений гуннской эпохи. Там всё было завалено хламом, строительным мусором, кирпичами, цементными блоками. Курганы были более раннего периода, и все оказались неграблеными. Нами найдены большие бронзовые кинжалы, потрясающие сбруйные наборы и другие находки. Такие вещи встречаются только в больших царских пазырыкских курганах. Ранее в одном из погребений было найдено уникальное китайское зеркало рубежа эр с древними иероглифами. Мне его покойный доктор Е.И.Лубо-Лесниченко из Эрмитажа определил и датировал, а японский профессор из Осаки Т.Масумото сделал перевод. По-русски это звучит так: «Видя свет из солнца, кажется, что весь мир находится под большой светлостью и жизнерадостностью».
А в 1991 году Уймонскую долину я прошел со своим небольшим отрядом пешком. У меня были земельные карты, мы все отсняли, нашли все, что можно было. Я в 92-м сделал большущий отчет по археологии Уймонской долины. А в 1999 году мы с бельгийскими коллегами по программе ЮНЕСКО ещё раз отработали уже с хорошими приборами этот красивейший уголок Горного Алтая.
— Много загадок остается для вас в археологии?
— Отвечу немного издалека. Когда я начинал работать, главной моей вотчиной было предгорье Алтая. В 1986 году я выступал на одной из конференций в Новосибирске. Причем так получилось, что я, выступая за академиком Анатолием Пантелеевичем Деревянко, очень волновался. Я говорил чужим голосом, под кафедрой у меня стучали коленки. Фактически я зачитал свое выступление… Но в те годы мне было неудобно не ответить на какой-то заданный вопрос, я пытался что-то говорить, объяснять, иногда руководствуясь лишь догадками. Через пять лет, поработав с майминским комплексом, я думал, что абсолютно четко знаю периодизацию культур, хронологию и вообще всё. Но чем больше становились масштабы раскопок, чем больше становится находок, тем острее я понимал, что знаю… всё меньше и меньше, и этого юношеского апломба и всезнайства всё уменьшалось. Сейчас, проработав тридцать с лишним лет в археологии, я пришел к тому, что могу спокойно признаться, что не знаю ответов на какие-то вопросы или могу строить лишь гипотезы.
А загадок, самых разнообразных, очень много. Вот хотя бы две. Первое — у меня есть основания считать (после 56 раскопанных за окраиной Маймы археологических объектов), что там — абсолютный аналог в уменьшенном виде больших пазырыкских курганов. Даже после разграбленности там огромное количество материала! Кость, золото, бронза, железо, каменные, костяные, роговые изделия, керамика. Дерево, если есть, присутствует как дополнение. И у меня появилась своя версия…
В окрестностях Маймы, как считает Сергей Киреев, процветала культура, родственная Пазырыку.
Я еще в 87-м году приготовил огромную статью с рисунками, но опубликовать ее не удалось по причине большого объема. В ней датировал первоначально находки III веком. Теперь, когда материала у меня на целую монографию, я пришел к выводу, как прав был тогда, сделав такое заключение. Сейчас, когда что-то перечитываю из прежних своих материалов, то удивляюсь, что мудрые вещи приходили интуитивно. (Хотя иногда мне приходилось отказываться от своих же выводов. Однажды у меня вышла статья, в которой полностью отказался от своих взглядов относительно одного памятника, который когда-то сам датировал). И я, когда перечел ту свою работу, поразился, как точно угадал. Я писал о периоде начале экспансии хуннов на Саяно-Алтай. Сто лет велась эта борьба. Часть пазырыкцев была покорена, часть истреблена, часть ушла в Северный Афганистан и на юг Туркмении. И я сейчас прихожу к заключению, что майминцы — это ушедшие от гонений остатки пазырыкцев, потомки их царей. Это предположение.
Вторая версия связана вот с чем. Вместе с покойным хорошим моим другом Михаилом Абдуганеевым мы копали ряд памятников вместе. И открыли потрясающее поселение гуннской эпохи. Там были уникальные жилища с подогревами. От очага распространялись такие, сверху перекрытые, «каналы». И грели лежанки. Аналоги подобных есть на Дальнем Востоке. И по другому, найденному там материалу, у нас сложилось впечатление (и я это зафиксировал в записках), что это – предкумандинская культура.
Потом у меня есть гипотеза о том, что тюрки — это вернувшиеся пазырыкцы, которые в 552 году пришли в Саяно-Алтай. Исследования московского археолога Игоря Кызласова тоже приводят к этому — он вел свои изыскания по этой теме… Словом, я мечтаю, что выйду на пенсию и займусь написанием монографий — материалов очень много. А ещё мечта — написать и издать научно-популярные книги.
— Ваш интерес к истории был изначально чем-то обусловлен?
— Отец мой, кроме того, что военный, был еще и историком по образованию. Мои деды приехали на Алтай из Курской губернии. По фамилии, семейным преданиям и другим данным, предки по отцовской линии – крымские татары. В работе историка Степана Борисовича Веселовского рассказывается, что родственники крымского хана Киреевы Салтан и Мамай переехали со своими родами на службу к государю Ивану III в 1482 году. Так что, исходя из семейного предания, я помню, что, пусть и полушутя, являюсь потомком татарского хана, и потому могу обусловить горячие иной раз проявления своего характера.