Псоглавец скрывается в горах Алтая…

Максим Ошлаков
28.10.2013

Просмотров:

10280

Затерянная в глухом лесу кержацкая деревня… Рядом руины уголовной зоны. Трое молодых реставраторов едут в эту глухомань, чтобы снять со стены заброшенной церкви гибнущую фреску. Лёгкая работа всего на каких-то пять дней… Но на фреске — Псоглавец, запретное изображение святого Христофора с головой собаки, а деревня, оказывается, в старину была староверческим скитом. И в этом забытом углу всё явственней начинает проступать иная история — таинственная и пугающая.

Много загадок таит эта деревня. По ночам в коридоре — скрежет собачьих когтей, запах псины… а распахнешь дверь — никого. Бежать? Но многим ли удавалось отсюда уйти… А в ветхом домике по соседству — робкая девушка «с египетским разрезом глаз… и таким изгибом губ, потрескавшихся от жары, словно эти губы знали о жизни всё…»

Кержацкая икона Псоглавца и древнеегипетский бог Анубис под робким взглядом девушки, попавшей в лесную глушь какими-то неведомыми путями. Где здесь быль, а где вымысел? Алексей Маврин не даёт ответа в своих «Псоглавцах» — первой и пока единственной книге про денжерологов, охотников за «жестокими чудесами» мировой культуры. И кто бы мог подумать, что нынешним летом таких людей занесёт к нам в Горный Алтай в поисках такого же «опасного раритета» — староверческого Псоглавца…

 

Считается, что мирское имя святого Христофора — Репрев (или на западный манер: Reprebus, Reprobus). Церковники утверждают, что место и время его рождения неизвестны, но, правда, католики называют его родиной Ханаан, а православные — Ливию. Смерть загадочного святого, имя которого в переводе означает «несущий Христа», относят примерно к 251 году, и предполагается, что св. Христофор покинул этот мир где-то в Малой Азии. День его памяти в православии — 9 (22) мая, в католицизме — 24 июля (Германия, Литва), 25 июля (Италия), в евангелическом варианте — 24 июля.

В православной традиции человек, носивший имя Репрев (лат. Reprobus - «отверженный, осуждённый, дурной») в годы правления императора Деция Траяна был захвачен в плен римлянами во время боя в Мармарике. Позже он служил в Numerus Marmaritarum (римская когорта Cohors III Valeria Marmaritarum) — подразделении мармаритов (мармаридов), выходцев из области Мармарика или представителей берберского племени. Это был человек огромного роста и ужасающего поведения, он был киноцефалом (с пёсьей головой), как и все представители его племени. Другой вариант возникновения его собачьей головы (эта легенда появилась на Кипре) — святой был очень красив, но, дабы избежать соблазнов и постоянно беспокоивших его женщин, упросил Господа обезобразить его внешность.

Ещё до крещения Репрев исповедовал веру во Христа и обличал тех, кто преследовал христиан. За это он однажды был избит неким Вакхом и принял побои со смирением. Вскоре после этого были присланы 200 воинов, чтобы привести его, известного силача, к императору Децию. Репрев подчинился без сопротивления. В пути произошли чудеса: жезл в руке святого расцвел (как, например, жезл Аарона), по молитве его умножились хлебы, которых недоставало у путников, подобно умножению хлебов Иисусом Христом в пустыне. Воины, сопровождавшие Репрева, были поражены чудесами, уверовали во Христа и вместе с Репревом были крещены антиохийским епископом — мучеником Вавилой.

После крещения Репрев получил имя «Христофор» и стал проповедовать христианскую веру, используя дарованную ангелом возможность говорить на прежде незнакомом ему языке ликийцев. Когда Христофор был приведён к императору, (в другом варианте — к губернатору Антиохии), тот ужаснулся его наружности. Он решил заставить его отречься от Бога не насилием, а хитростью. Деций призвал двух женщин-блудниц — Каллиникию и Акилину, и приказал им склонить святого отречься от Христа и принести жертвы римским богам. Но женщины, вернувшись к императору, объявили себя христианками, за что были подвергнуты жестоким истязаниям и скончались мученицами.

Изображения Псоглавца характерны для византийской и греческой иконописи Средневековья; внизу - Исус Христос среди киноцефалов. Киевская Псалтирь, 1397 и одна из старообрядческих икон.

 

В западной традиции простодушный великан Репрев ищет самого могучего владыку, чтобы поступить к нему на службу. Он поступает на службу к царю, но понимает, что тот боится дьявола. Он предлагает свои услуги дьяволу, но понимает, что тот трепещет при виде креста. Гигант отыскивает святого отшельника и спрашивает его, каким образом он может служить Христу. Отшельник отвёл его к опасному броду через реку и сказал, что при таком большом росте и силе он сможет помогать людям пересекать опасную воду. И Репрев начал перевозить путников на своей спине.

Однажды его попросил перенести через реку маленький мальчик. Посреди реки он стал настолько тяжёл, что Репрев испугался, как бы они оба не утонули. Мальчик сказал ему, что он — Христос и несёт с собой всю тяготы мира. Затем Иисус крестил Репрева в реке, и тот получил своё новое имя — Христофор, «несущий Христа».

Первоначально св. Христофор был простым мучеником, просто упоминаемым в старых мартирологах. Простая форма греческих и латинских «текстов страстей» скоро уступила место более сложным легендам. В 983 году они появляются в латинских прозаических и стихотворных текстах поддьякона Вальтера Шпейерского «Thesaurus anecdotorum novissimus». Рассказ, относящийся к XI веку, есть в «Acta SS», и ещё один — в «Золотой легенде». Мысль, выраженная в имени святого, изначально означавшая, что он принял Христа в своё сердце, была истолкована буквально, и он стал нести Христа на своих плечах. То, что существование мученика не может отрицаться, было доказано иезуитом Николасом Серариусом (Nicholas Serarius) в «Litaneutici» (Кёльн, 1609) и Моланусом (Molanus) в «De picturis et imaginibus sacris» (Louvain, 1570). Как рассказывает «Acta SS», в церкви, посвящённой св. Христофору, уже в 532 году было похоронено тело св. Ремигия, а св. Григорий Великий (VII в.) упоминает монастырь св. Христофора. Самые первые изображения святого относятся к VI веку, и он всегда имел голову Пса.

Рассказы о псоглавых людях часто встречались в повестях о путешествиях в античности и средневековье (на репродукции), начиная с Геродотовского описания Скифии. А святой Христофор, как гласит легенда, был включен в военное подразделение, состоящее из марматанцев (Marmaritae). Это племя было вытеснено к границам после римской колонизации. Как человек из приграничного племени он вполне (в рамках образного языка своего времени) мог быть описан как псоглавец. Есть, кстати, предположение, что cвятой Христофор — это тот же человек, что и коптский cвятой Reprobras, чья могила IV в. широко известна в христианском Египте. Таким образом, имя коптского святого находит реальное продолжение в имени Репрев (или на западный манер: Reprebus, Reprobus).

В православии Христофор изначально изображался только псоглавым. Древнейшее подобное изображение святого находится на керамической иконе VI-VII веков македонского происхождения. На ней Христофор вместе со святым Георгием поражает змия. В русской иконописи изображения святого Христофора в собачей головой известны со второй половины XVI века, т.е. при царе Иване Грозном — последнем из династии Рюриковичей. Известно, что новая династия Романовых (или, как называли их староверы, «Ромейских», т.е. латинян) искореняла всё, что напоминало о временах и устоях прежней династии Рюриковичей.

Кстати, вот один из вариантов толкования «псоглавости» св. Христофора, которого придерживается старообрядческая традиция: сравнение с символом верности — собакой — постепенно переросло в объединение образа с самим символом; проводятся прямые параллели с опричниками Ивана Грозного, приторачивавшими к лошадиному седлу голову собаки (действительно каждый из них был «всадником с собачьей головой»).

Ещё одна версия, бытующая среди исследователей русского старообрядчества, гласит, что образ Псоглавца пришёл из коптской христианской живописи, на территории которых оставались следы почитания псоголового Анубиса (сравним, например, таких же псоголовых коптских святых Ахракса и Аугани на иконе из Музея коптского искусства в Каире). Если это так, то напрашивается вполне логичное объяснение причин, вызвавших жестокие гонения на кержацкого Псоглавца: церковники после губительных реформ Никона отказывались признавать древлеправославную традицию, уходившую своими корнями в «языческий Египет».

 

Копты (египтяне) хотели сохранить в своей новой христианской религии любимый ими образ бога Анубиса. На иконе из Музея коптского искусства в Каире изображены святые Ахракс и Аугани, которые также имеют собачьи головы – как у привычного для всех египтян Анубиса (справа).

Иконы св. Христофора «с песьею главою» вместе с некоторыми другими «спорными» иконографическими сюжетами были официально запрещены распоряжением Синода от 1722 г. как «противные естеству, истории и самой истине». После запрета Христофор стал изображаться антропоморфно, в образе красавца-воина. Известны переписанные изображения с «записанной» собачьей головой. Но тем не менее старообрядцы продолжали (и до сих пор продолжают) почитать Христофора-кинокефала, а запрет «господствующей церкви» лишь подтвердил и усилил это почитание.

Большинство старинных изображений псоголового Христофора было уничтожено или «записано». Помимо фрески в Успенском монастыре города Свияжска, сохранилась фреска в Макарьевском монастыре, а также в Ярославле в Спасском монастыре и, кроме того, в церкви Николая Чудотворца в поселке Ныроб Пермского края. Иконы Христофора сохранились в Череповце (художественный музей), в Ростове, а также в Перми, Егорьевском историко-художественном музее. Икону Святого Христофора с песьей головой можно увидеть в Московской старообрядческой церкви Покрова, Московском Кремле (Архангельский собор), в ярославском Сретенском храме, в запасниках Третьяковской галереи. Сохранились также скульптуры, одна из которых хранится в соборе Парижской Богоматери. Но большинство подобных икон, как считается, было уничтожено в период «иконоборчества». При этом никто до сих пор не может даже предположить, сколько икон Псоглавца ушло вместе со старообрядцами в Сибирь, и особенно — на Алтай, где стали орудовать с недавнего времени новоявленные денжерологи..

Действительно ли образ св. Христофора был списан с древнеегипетского Анубиса? Вот вопрос, который может быть сегодня интересен для каждого, кто ищет корни русского Православия, в наиболее чистом виде сохраненного до сих пор в среде старообрядчества. Анубис (по-гречески), он же Инпу (по-египетски) — всем известный бог мудрости и знаний, покровитель умерших, хранитель ядов и лекарств, а ещё это «Хозяин священной страны» (т.е. некрополя) и «тот, кто перед залом богов» (в котором проводилось мумифицирование). Секреты алтайских мумий: где их искать, если не там, в Египте? Как покровитель магии, обладал даром предвидения. Анубис считался, наконец, «судьей богов».

Но почему этот бог представлен в виде Псоглавца? Будучи помощником человека, собака ведёт его по дороге к цели, она во многих случаях его поводырь. Собака сопровождает человека «в течение дня жизни» и выступает его проводником «через ночь смерти». Великие проводники душ — такие, как Анубис, Геката и Гермес — изображаются с головой собаки или имеют собаку в качестве своего атрибута. Во многих мифологиях собака охраняет «границы между мирами», она для человека страж и владыка подземного мира, где властвуют хтонические и лунные божества. Это мир снов, царство тьмы, другая сторона жизни, где однако ж находится точка, в которой смерть становится возрождением. Здесь происходит возвращение к истокам, это энергетический центр, где пребывают силы возобновления.

Все без исключения религии вырастали когда-то из «язычества». И у нас на территории древней Скифии процветал некогда культ своего Псоглавца — бога Семаргла, которого часто изображали с головой собаки. Многие, кстати, считают слово «собака» исконно русским. Но на самом деле это не так: среди славян принято называть четвероногого друга псом. Второе же «родовое» имя было заимствовано нами из скифского языка, от слова «спака». А скифы — древние кочевые народы, жившие от черноморского побережья на западе до Алтая и Саян на востоке. Скифы считали собаку прародителем своего народа, тотемным зверем. Они верили в своё происхождение от собаки, но не поклонялись ей как богу, а воспринимали как полноценного и почетного члена всего племени. С собакой обязательно советовались, без ее «участия» решения не принимались.

А как воспринимали нашего четвероногого друга другие древние цивилизации? В Древнем Египте, в эпоху разрозненности государства, собака (как и у скифов) изначально считалась местным тотемным божеством. А после того, как Египет стал единой державой, поклонение собаке приобрело общенародный характер. С этим животным ассоциировался образ бога Анубиса — проводника из мира живых в мир мёртвых. На изображениях того времени можно увидеть, что у Анубиса человеческое тело и собачья голова.

 

Сакральный смысл образа собаки все «настоящие» церкви отлично осознавали. Доминиканцы (Domini canis – псы Господни) татуировали на запястьях собачью голову с факелом в зубах — так, по крайней мере, считается. В зубах у пса была распустившаяся весенняя ветвь — символ воскрешения, символ новой жизни, просыпающейся в руках Анубиса каждую весну, а в церкви Иисуса — каждое вербное воскресенье. Опричники тоже представляли какой-то орден, и в качестве оберега они всегда имели при себе собачью голову, притороченную к седлу. А в талмуде есть многозначительная фраза, что под конец «лицо поколения станет собачьим». Что кроется за этой фразой? К чему приведут нас «успехи» генной инженерии, и не станут ли в скором будущем люди-псоглавцы ещё одной страшной реальностью? И, наконец, что заставляет нынешних денжерологов с какой-то нечеловеческой одержимостью прочёсывать исчезающие деревни сибирских старообрядцев?

В западноевропейской традиции св. Христофор дословно изображается Христа-несущим — гигантом с Младенцем-Христом на плече, переносящим Его через реку. Однажды, перенося младенца, как всем известно, Христофор на середине реки ощутил невыносимую тяжесть, словно он нёс на себе целый мир. Оказалось, что Младенец — Сам Христос, и св. Христофор нёс не только целый мир, но и его Создателя. Но кто же в действительности представлен в этой древней притче под именем св. Христофора? Эзотерическая традиция утверждает, что под обличием цивилизованного Христофора кроется несколько более древний Харон, затем ещё более древний Анубис, а если скрести интенсивнее, то начнёт проглядывать… обычный Индейский Пёс, коего клали в могилу каждому ушедшему родичу. 
В христианстве день почитания Христофора Псоглавца — 25 июля — а это не что иное как день «вне времени» по майянскому календарю, день перехода из одного временного отрезка в другой, начало Нового года, а по сути — Врата Перехода. В Египте хранителем подобных Врат Перехода был, как известно, собакоголовый бог Анубис.

Бог, который остаётся живым на старообрядческих иконах.

 

Между двумя изображениями, возводящими Собаку в культ поклонения, — около шести тысяч лет. Один из алтайских петроглифов эпохи бронзы и современное изображение Анубиса. В наскальной живописи древнего Алтая собака представлена как сверхъестественное существо, открывающее перед человеком таинственную связь между мирами… В современных эзотерических школах древнее толкование почти не изменилось, и как знать, запретная икона Псоглавца из тайников старообрядцев-скрытников могла бы стать последним недостающим звеном в поисках Истины.

 

Метки

Добавить комментарий