Однажды я уже писал о реформах российского премьер-министра Петра Столыпина. К его опыту обращаются в последнее время всё чаще, и главная причина кроется, пожалуй, в самом больном вопросе нашего времени: почему страна уже 30 лет чего-то ищет и никак не может найти?
«Ему не хватило 15 лет, и страна повернула не туда» — так озаглавлена статья известного политолога и журналиста Георгия Бовта о том времени, когда Столыпин просил дать России 20 лет покоя, и она стала бы лидером в мировой экономике. Но как тогда, так и теперь либералам такая страна не нужна, и будет ли нынешняя власть извлекать из столыпинских реформ хоть какие-то уроки, одному Богу известно.
До сих пор бывшие алтайские угодья Николая Второго, отданные ради аграрной реформы переселенцам из центральных губерний России, а также украинским крестьянам, добровольно поехавшим в Сибирь, остаются одной из главных житниц страны. На рубеже XIX-ХХ веков сибирская кооперация шла семимильными шагами по пути строительства «общинного социализма», о котором мечтал Чернышевский. Экспорт сибирских сыров и масла при Столыпине давал казне больше золота, чем вся золотодобывающая промышленность. А что теперь у нас, кроме ужасающего импорта пальмового масла? И таких примеров — десятки, если не сотни, и в каждом из них опровержение тех «закономерностей», по которым власть после переворота отошла к большевикам.
Марксисты впадали в бешенство от Столыпина и его реформ, прекрасно понимая, что успех начатых им преобразований навсегда похоронит любые попытки свергнуть режим. Ленин так и писал, что если Столыпин продержится у власти достаточно долго, то «крестьяне заберут себе почти всю надельную землю, земледелие станет капиталистическим и никакое… «решение» аграрного вопроса при капитализме станет невозможным».
В статье Георгия Бовта земская реформа Столыпина прямо противопоставлена теперешним попыткам уничтожения остатков самоуправления. Всё, что происходит сейчас в системе образования, не говоря о «здравозахоронении», не имеет ничего общего с той системой, которую выстраивал Столыпин. К началу Первой мировой войны 43 российских губернии насчитывали 6.773 земских больниц, в которых работали 19 тысяч докторов, 22,5 тыс. фельдшеров и 12 тысяч акушерок против 2,5 тыс. врачей и 8 тыс. младшего медперсонала в конце XIX века (для справки: количество медучреждений в РФ после путинской «оптимизации» на 2020 год составило 5.300 единиц — на 145 миллионов человек).
Всё медобслуживание, вплоть до вакцинации от оспы и бешенства, не говоря о рецептурных лекарствах, при Столыпине было бесплатным — а нынешнее государство даже здесь не видит в людях ничего кроме «живой нефти». Качать деньги из населения любой ценой, сокращать на него расходы — истинная цель нынешней власти; а тогда, при Столыпине, разбивка сельской местности на врачебные участки предусматривала расстояние от любого населенного пункта до медицинского учреждения не более 15 верст (около 16 км). Такого уровня доступной медицины наша страна не знала ни до, ни после Столыпина.
В системе школьного образования к началу Первой мировой войны в России насчитывалось 50 тысяч только земских школ — теперь у нас по всей стране менее 42 тыс. школ. В деревнях при Столыпине работали 80 тысяч учителей — около половины от общей численности учителей в тогдашней России. Премьер-министр видел в деревне основу экономической мощи империи, а главное — прочный фундамент ее демографического благополучия. По прогнозам того времени, население нашей страны к середине ХХ века должно было вырасти до 500 миллионов человек.
Нынешняя власть гордится тем, что последние 20 лет стали для страны временем «стабилизации». Имена двух премьеров, которые поочередно сменяли друг друга на этом посту, всем известны. А кого из них можно поставить рядом со Столыпиным? Что говорить о власти, которая не имеет даже собственного государственного банка? Основной урок, который преподносит царский премьер нынешней власти, автор статьи делит на две части. Обе одинаково важны для понимания этого урока, иначе власть может «снова свернуть не туда».
На фотографии — единственный за Уралом памятник П.А. Столыпину в алтайском Славгороде.