Какой из районов (бывших аймаков) Горного Алтая пострадал в годы коммунистических экспериментов больше всех остальных? Если задать этот вопрос кому-нибудь из нынешней молодежи, воспитанной на викторинах ЕГЭ, вряд ли прозвучит хотя бы что-то, похожее на вразумительный ответ. Для этого нужны прочные знания, и не только по истории.
Геноцид, устроенный большевиками, касался в равной мере всех, кто оказался волей судьбы в их «тюрьме народов», и всё же русские несли несоизмеримые потери, потому что русских было больше, и на них пришелся тяжелейший удар во время раскулачивания, а по сути — истребления крестьянства. В годы коллективизации гибло всё, что создавалось с таким трудом во время столыпинских реформ. Свободный, высокопроизводительный труд фермеров мешал марксистско-ленинским схемам с их «винтиками» вместо живых людей и «массами» вместо общин, земств и всего, что по-русски именовалось «миром».
В статье, которую я писал для «Республики» около 30 лет назад, нет никаких стилистических изысков, нет ничего кроме голых фактов. Как могло случиться, что процветающий аймак, население которого достигало перед началом кровавой коллективизации 13.271 человек, потерял в последующие 95 лет почти 5300 жителей и насчитывал в прошлом году лишь 7.996 человек? Понятно, что эксперименты, начатые большевиками, продолжались и после 1991-го, и до конца 90-х, и сейчас им не видно конца — но вопрос один: ради чего всё это? И, конечно, такой вопрос при всем желании не впихнуть ни в один ЕГЭ, а сама статья из «эпохи Гайдара» - здесь.
На фотографии от wikimapia.org - церковь Успения Пресвятой Богородицы (Чоя).