Новейшие открытия археологов ломают привычные стереотипы, один из которых сводился до последнего времени к тому, что Монголия — изначальная родина скотоводства. Уильям Ханичерч из Йельского университета с коллегами из Монголии изучает проникновение афанасьевской культуры бронзового века из Сибири в Монголию. Исследования проводились на знаменитых некрополях в Хангайских горах – Шатар чулуу и Алтан сандал, впервые обследованных еще в 70-е годы советскими и монгольскими археологами.
Выяснилось, что первые стада домашних животных появились на территории Монголии после прихода из нынешнего Горного Алтая представителей афанасьевской культуры. Сенсационная статья, увидевшая свет в журнале Archaeological Research in Asia (2021), содержит описание этой культуры, распространенной на юге Сибири в эпоху бронзы с конца IV по II тыс. до нашей эры. Названная в честь Афанасьевой горы в Хакасии, где в 1920 году был открыт первый могильник, принадлежавший этой культуре, она была распространена на Алтае, в Хакасско-Минусинской котловине, в нынешнем Восточном Казахстане, в Западной Монголии и Синьцзяне (на карте).
Афанасьевцы известны такими культурными достижениями, как овладение металлом и переход к скотоводству. Они первыми стали разводить овец, коров и лошадей. Это были европеоиды, этнически наиболее близкие к представителям ямной культуры ранней бронзы, жившим на юге Восточно-Европейской равнины. Афанасьевцы оставили после себя хорошо сохранившиеся курганы, в том числе на Алтае. В ряде случаев афанасьевские некрополи, по свидетельству археологов, «представляют целые кластеры, достигая 40 объектов».
Монгольские некрополи, находясь на расстоянии 130 километров друг от друга вдоль верховьев крупных рек, по радиоуглеродной датировке близки к афанасьевским памятникам на Алтае (XXXI–XXIX вв. до н.э.). Подтверждается также генетическая связь между останками из монгольских курганов и находками, характерными для ямной и афанасьевской культур. Анализ человеческих зубов из первого погребения Шатар чулуу не оставил сомнений: сибирские переселенцы продолжали употреблять на новом месте молочные продукты, полученные от овец и коров.
Сибиряки, перекочевавшие в Центральную Монголию, вели охотничий, собирательский и скотоводческий образ жизни. Основой их рациона питания оставались результаты охоты и собирательства дикоросов. Это подтверждает прежние гипотезы о том, что племена афанасьевцев оказались в Монголии на начальном этапе своего становления и пришли туда с первыми стадами овец, коров и лошадей.
Иллюстрация – из W. Honeychurch et al. / Archaeological Research in Asia, 2021