— Любой горожанин, кого ни спроси, наверняка знает про Улалинскую стоянку и о древних людях, живших на территории Горно-Алтайска, – рассказывает Сергей Киреев. – Символы ее отображены в гербе города, ведь мы единственный город в России, на территории которого столь древний памятник.
«Улалинку» изучают в школе, это одна из древнейших стоянок каменного века. Не только на Алтае, кстати, но и в Сибири. Узнали мы о ней благодаря академику А.П. Окладникову, открывшему этот археологический памятник в 1961 году, а в 1974-м там были последние раскопки. И мы, еще будучи студентами, с благоговением смотрели, как происходит процесс работы на этой стоянке – сам академик занимался раскопками! Очень было большое желание поучаствовать в них, но застенчивость мешала в годы юности вести себя решительнее. Тогда я еще не знал, что мне удастся сделать там и свою находку.
Споров по «Улалинке» много. Вышло много публикаций. Возраст стоянки не менее 690.000 лет. Но в своих популярных работах А.П. Окладников ее возраст доводил до миллиона-полутора миллионов лет, ибо облик найденных орудий очень архаичен. 12 орудий оттуда находятся в экспозиции Анохинского музея. Сам Окладников передал их нам. Также в музее есть одна кость с этой стоянки, обнаруженная мною.
Каменные орудия, найденные на Улалинке
В 1974 году, чтобы выявить стратиграфию, команда Окладникова сделала ступенчатую зачистку. Академику важнее было в тот момент проявить наслоения, чтобы понять, в каком слое залегают орудия. Велись обсуждения, в каком именно из слоев они находятся – некоторые геофизики считали, что какой-то слой с орудиями ушел вниз при воздействии тектоники. Другие оспаривали это. Спустя несколько лет после зачистки, когда Окладников уже закончил свои работы на Улалинской стоянке, я, часто отправлявшийся на место памятника в поисках находок на осыпях и размывах, однажды пришел туда после сильного ливня. Из размытого слоя торчало нечто. Начал откапывать и обнаружил огромную кость. Лопатка мамонта! Это кость древнего вида животного – южного слона, или мамонта. Сам Алексей Павлович находил в «культурном» слое кости разных животных, в том числе и южного слона.
Керамика из Алферовского могильника, представленная в музее
— Только археологи, занимающиеся узкой тематикой скифского времени, знают еще об одном памятнике, – продолжает С. Киреев. – В 1933 году археологом В.А. Якубским был раскопан объект, называемый Алферовским могильником. Он не имеет никакого отношения к территории, которая известна нам как село Алферово. Но путаница возникала, и есть от чего.
Алферовский могильник изучали долго. Вскоре выяснили, что давно, в начале прошлого века, там была дорога, идущая на Чемал, рядом с рекой Маймой. Долго было непонятно, где это. Оказывается, она шла через Кызыл-Озек и Урлу-Аспак к реке Куюм. В 1987 году городская администрация передала в музей карты города 1930-х годов. И там была обозначена улица Алферова, никак не связанная с одноименным селом. Эта улица шла от питомника на старое кладбище, на так называемую «Керосинку». Вдоль горы. И все стало ясно. С «Улалинкой» Алферовский могильник не имеет ничего общего. Он датируется IV-III веком до нашей эры. Это скифское время. И нашли его тоже неслучайно.
Зеркала и бляха из Алферовского могильника; а на следующем снимке – одно из зеркал, которым пользовались на Алтае современники Геродота
Любой случай – долгие поиски. В старых инвентарных книгах написано, что, начиная с 1932-го года, некие ученики 6-го класса неоднократно приносили в музей разные вещи: зеркала, горшки, предметы утвари. После чего В.А. Якубский стал копать его. Но, изучая материалы, я понял, что Алферовский могильник уже кто-то копал раньше, до него. Потом мне попались дневниковые записи антрополога М.Г. Левина, который, как выяснилось, раскопал на этой территории ещё ранее, в 1926 году, четыре кургана. Как исследователя его волновал вопрос формирования антропологических типов. Он делал очень подробные анатомические описания найденных фрагментов человеческих древних останков.
Никакое фундаментальное обобщение невозможно без объемного охвата фактических данных. М.Г. Левин почти каждое лето уезжал в экспедиции, планомерно охватывая в Сибири регион за регионом. После Тувы и Алтая он работал у эвенков на Байкале и у эвенов Охотского побережья. Собранные им в этих экспедициях антропологические материалы были опубликованы лишь в 1947 году. Здесь он сделал свои находки, которые после передал в Эрмитаж.
В дневниках Левин описывал и приезд академика С.И. Руденко со своими учениками, который предпринял тогда первую разведочную поездку в Горный Алтай. А всё, что найдено В.А. Якубским, осталось в нашем музее.
Начиная с 20-30 годов, в музей поступало различное количество находок. Зернотерки, наконечники стрел и прочее. По реке Улалушке находилось огромное количество памятников археологии. Почти десяток археологических памятников, в том числе два мощных поселения двухтысячелетней давности, хоть и не входят в черту Горно-Алтайска, но существуют совсем рядом.
Фрагмент зеркала, найденного в Алферовском могильнике
Исследователи знают, что тут всегда жили люди. Недавно приезжал к нам крупный ученый с мировым именем Александр Постнов из Института археологии и этнографии Сибирского отделения РАН, многие годы занимающийся исследованиями древних памятников каменного века на Алтае. Приезжал по моей просьбе – определить датировку и уточнить назначение найденных в различные годы орудий разных периодов. Он уверен (и так считают все «палеолитчики»), что человек не произошел от обезьяны, а те же неандертальцы – вовсе не фрагмент человеческой эволюции, а просто вид, который потом вымер. Ведь на планете постоянно исчезают отдельные виды. Человек же в древности обладал потрясающими знаниями. И эти подтверждения археологи получают постоянно.
— Когда-то я на велосипеде много ездил из города в Кызыл-Озек – там жили мои родители. Однажды велосипедная цепь слетела в пути, около Бочкаревки. Я затащил свой транспорт в гору и стал осматривать окрестности. Вдруг вижу: у забора, недалеко от ручья – керамика. Много керамики. Была весна, еще не наросло много травы, земля была обнажена. Стало понятно, что здесь есть нечто интересное. И я решил непременно сюда вернуться, чтобы исследовать это место подробнее.
В следующий свой приезд в огороде у одного бочкаревского жителя я обнаружил очень красивую вещь – это было орудие зеленого цвета, из яшмы! Когда я увидел его, то закричал от восторга, чем вызвал немалое удивление человека, впустившего меня на свою территорию. К сожалению, не все жители благосклонно отнеслись к столь настойчивому вниманию археолога, желавшего изучить землю в их «владениях». Но все равно там было найдено много всего, что свидетельствовало о наличии в Бочкаревке мощного древнего поселения. Бочкаревка дала солидный материал: каменные и глиняные орудия, зернотерки, многочисленные фрагменты глиняной посуды, шлаки.
— Однажды в 1988 году, после археологического кружка, который я традиционно проводил в воскресенье, прибежали мои ученики Олег Нуянзин и Сергей Поляков и, захлебываясь от восторга, сообщили, что в районе очистных сооружений обнаружен торчащий из земли конский череп с удилами в челюстях. На другой день мы отправились туда.
Оказывается, там был бульдозером снят слой земли: образовался обрывчик, земля обвалилась, и лошадиный череп стал заметен. В результате наших раскопок было обнаружено потрясающее погребение тюркского воина. Там были: наборный пояс, состоящий из бронзовых нашивных блях, пряжки и серебряного наконечника. При воине находились остатки лука с роговыми накладками, лежало 8 наконечников стрел разного типа. Все они были предназначены для разных целей: охоты, пробивания панциря и другой защиты. На поясе висел железный нож, сохранились остатки портупейной гарнитуры. При лошади, кроме удил (на нижнем снимке), найдены две великолепные резные роговые подпружные пряжки (на снимке выше). Все эти находки можно увидеть в экспозиции нашего музея. Датировка погребения – примерно IX век, эпоха древних тюрок. Кроме этого погребения на площадке больше ничего не было найдено. Поэтому непонятно, было ли это одиночное захоронение, или существовали и другие курганы, разрушенные уже в наши времена. Увы, но это происходит достаточно часто. Позже я опубликовал в барнаульском сборнике исследование по этому памятнику.
Еще на территории города в 1927 году Михаилом Петровичем Грязновым, археологом из Эрмитажа, который был участником экспедиции С.И. Руденко, зафиксировано каменное изваяние, на поляне за городом. Есть его рисунок, выполненный М.П. Грязновым. А где именно тогда нашли изваяние, в источниках не указано. И это, как вы понимаете, далеко не единственная загадка, связанная с предметом интереса археологов и исследователей, пытающихся обнаружить как можно больше «мостов» с древней жизнью этой земли.