Керексуры юго-востока Алтая и Западной Монголии

Артем ГОЛОВИН
11.03.2020

Просмотров:

5378



Керексур обычно состоит из центральной круглой насыпи в виде кургана и внешней оградки. Оградка у большинства керексуров имеет форму круга, но иногда бывает квадратной или прямоугольной. В керексурах с круглой оградкой также часто встречаются радиально расположенные выкладки камней. Их может быть любое количество, но наиболее часто встречающееся – четыре. За оградкой расположены кольцевые выкладки из нескольких камней.

Керексуры — самые недоисследованные и загадочные археологические памятники Центральной Азии. Они встречаются на большой территории — в Восточном Казахстане, на Алтае, в Монголии, Туве, Забайкалье, Синьцзян-Уйгурском районе Китая и даже на Тянь-Шане.

Впервые термин «керексуры» встречается в трудах известного российского географа и исследователя Азии – Г.Н. Потанина. Название «керексур» - это слегка измененное монгольское слово хэрэгсуур или хыргызсуур, что в переводе означает киргизское гнездо или киргизское место. Имеются ввиду хыргызы (кыргызы), которые жили на Енисее, а потом распространились на значительно большие территории, захватили власть в степи и образовали государство Кыргызский каганат. Наиболее сильным оно было в конце IX века н.э. и занимало обширную территорию. Для проводников Потанина хыргызы были тем народом, который жил на их землях до них, и они считали, что все памятники, которые они видят, оставили именно они.



Долгое время и в научном мире считалось, что керексуры – это средневековые памятники, так как в них и рядом с ними находили предметы тюркского времени. Вообще датировка керексуров – это детективный роман. Но сейчас есть консенсус между учеными, и они датируют их периодом от середины II тыс. до н.э., то есть концом бронзового века, до начала I тыс. до н.э., то есть ранним железным веком или раннескифским временем. Возраст керексуров — 3-3,5 тысячи лет.

Центральная насыпь керексура внешне очень похожа на курганы других культур. Главным отличием является то, что погребальную камеру керексура строили прямо на земле или в очень неглубокой яме, а у курганов сначала копали глубокую яму, строили в ней погребальную камеру, и уже потом засыпали всё это камнями. Поэтому внешне центральная насыпь керексура выглядят как относительно высокий курган. Погребальная камера керексура внешне очень похожа на погребальную камеру культуры плиточных могил и представляет собой вертикально поставленные крупные камни с каменными перекрытиями. Затем эту погребальную камеру обкладывали камнями и сооружали насыпь, которая иногда была высотой несколько метров. После этого сооружали оградку и за ней делали кольцевые выкладки. Рядом с керексурами зачастую находятся и оленные камни – стелы, поставленные вертикально, с выбитыми изображениями «парящих оленей» или различного оружия. Такое соседство позволило некоторым исследователям объединить культуры строителей керексуров с культурой строителей оленных камней. Возможно, оленные камни играли какую-то значимую роль в обрядах, связанных и с керексурами. У керексуров и у оленных камней почти всегда встречаются каменные выкладки, внутри которых, как считают многие ученые, производились скорее всего жертвоприношения, но не исключено, что это были и более сложные и замысловатые обряды.



Интересно, что из 40 раскопанных керексуров только в трех были обнаружены неповрежденные погребальные камеры. Остальные были пусты. Складывается впечатление, что погребальные камеры кто-то целенаправленно разграбил еще в древности. Возможно, что это происходило почти сразу после строительства нового керексура. То, что керексуры раскапывались, - вдвойне странно, так как поживиться там было нечем. В тех трех неповрежденных погребальных камерах, где были найдены останки похороненных в них людей, отсутствовал какой-либо сопроводительный инвентарь. При этом расхитители гробниц серьезно рисковали быть заваленными камнями при строительстве раскопа, ведущего к гробнице. Тем не менее, значительная часть керексуров, а в некоторых местностях и все имеющиеся, раскопаны, а их погребальная камера пуста. Это наводит на различные интересные версии мотивов, которыми руководствовались «бугровщики».



На Алтае самые известные керексуры находятся в долине реки Юстыд и в урочище Бар-Бургазы. Их исследованием занимался Владимир Дмитриевич Кубарев, но раскопок Юстыдских керексуров никто не вел. Они интересны еще и тем, что не имеют западин – то есть следов взлома. Кубарев считал, что самый крупный керексур Юстыда не имел и погребальной камеры, но без раскопок однозначно этого утверждать нельзя. Размеры этого керексура по Кубареву составляют: диаметр насыпи 23 м, а диаметр каменного кольца — 97 м. К насыпи от кольца тянутся четыре радиальные, вымощенные камнем дорожки-лучи (шириной 3 м), ориентированные строго по четырём странам света. Вокруг керексура на равном расстоянии друг от друга выложено 79 кольцевых каменных выкладок.

Так как раскопки керексуров обычно дают крайне скудный археологический материал, то судить об их истинном назначении очень трудно. К сожалению, археологи в своих научных трудах – статьях, монографиях львиную долю внимания уделяют описанию фактического материала: размеров, устройства, относительного расположения частей исследуемого объекта, находок, и т.п. Но ученые лишь вскользь касаются интерпретации исследованного — то есть выдвижения и обоснования гипотезы о том, для чего строились те или иные памятники.

В 80-х годах 20 века некоторые археологи, в частности Александр Данилович Грач, считали, что керексуры, напоминающие «распластанное на земле солнце», являются памятниками древнего солярного культа. Не исключал такой возможности и Кубарев. Думаю, что в случае обнаружения значительного количества керексуров, у которых бы полностью отсутствовала погребальная камера, эта теория получила бы серьезное подтверждение.



В настоящее время большинство археологов все-таки сходятся на идее, что керексуры строились как погребальные памятники, которые могли какое-то время служить также и для поминальных ритуалов. Но при этом научным сообществом не предлагается ответов на некоторые важные вопросы относительно керексуров, в частности:

— для чего сооружались такие большие памятники, требующие огромных трудозатрат?
— почему большинство керексуров ограблено, и при этом в них отсутствует захоронение?

Позволю себе порассуждать на заданную тему. Не будучи археологом, я могу без опасений озвучить некоторые собственные выводы, к которым я пришел.
Итак, вопрос первый: для чего сооружались такие большие памятники, требующие огромных трудозатрат?

Если мы расширим территорию своего внимания и возьмем временной лаг +/- 1000 лет, то увидим, что одновременно с керексурами строятся и египетские, и китайские пирамиды. Некоторые исследователи считают, что целью строительства пирамид являлось обеспечение возможности достижения бессмертия (вечной жизни) для верховных правителей. Такая цель оправдывает практически любые средства ее достижения. Можно предположить, что строители керексуров преследовали аналогичную цель и считали, что захоронение внутри керексура позволит обрести вечную жизнь захороненному в нем правителю.



При взгляде сверху керексур напоминает колесо: насыпь или курган являются его осью, круговая оградка — ободом, лучи (когда они есть) — спицами. Колесо вполне могло выступать 3–3,5 тысячи лет назад символом власти:  обладать колесницами в те времена могла только высшая знать.

Колесница в ходе развития военной мысли, начиная с 2000 лет до нашей эры, превратилась в один из решающих факторов при ведении боевых действий. Например, в Китае в государстве Шан-Инь, которое существовало во 2 тыс. до н.э., результаты войн увековечивали в надписях на вазах, и там особое место занимает подсчет захваченных вражеских колесниц.

Кони, которых приносили в жертву в каменных выкладках за оградкой, могли служить тягловыми животными для такой колесницы. Таким образом, керексур являл собой некую ментальную конструкцию - «Небесную колесницу», которая, при совершении определенных обрядов отправляла усопшего в Верхний мир — на Небо, где его ждало бессмертие.

Некоторые керексуры находятся как-бы парами и очень напоминают древние петроглифы с распластанными колесницами.



А как же квадратные оградки, спросите вы? Как объяснить их? Дело в том, что кочевники Центральной Азии, в том числе современной территории Монголии и Алтая черпали многие свои знания из Китая, который был по их меркам не очень-то и далеко. В Китае круг — это символ Неба, а квадрат — символ Земли. Можно предположить, что тем, кто хотел воплотиться в новом рождении на земле, строили оградку керексура в виде квадрата, а тем, кто хотел «уйти на Небо» — круг. Или в керексурах с круговой выкладкой хоронили жрецов-шаманов, которые имели дело с Верхним миром, а воинов-правителей в керексурах с квадратной выкладкой, так как их область интересов была в нашем — Среднем мире.

Выскажу еще одну свою версию о назначении керексуров. Если предположить, что, будучи сакральной конструкцией, керексур «отправлял» на Небо вождя-шамана, то место, из которого тот отправился, будет местом его связи с теми, кто остался в Среднем мире. И именно здесь стоит собираться его живым потомкам для каких-то важных посланий Небу через своего посредника. Таким образом, погребальный комплекс мог не только использоваться по своему прямому назначению, но и в дальнейшем трансформироваться в храм Неба, или Солнца, место контакта с другим миром — миром предка-посредника. Потом эта традиция могла трансформироваться, и строители керексуров могли строить их уже без погребальной камеры, как место контакта с Верхним миром или Небом.



Вопрос 2. Почему большинство керексуров ограблено, и в них нет захоронений?
У меня есть две версии.
Первая версия такая:
Представим себе, что строителям керексуров противостоит какой-то другой род или племя, которое не хочет уступать территорию пришлым строителям керексуров. Для кочевников родина — это то место, где похоронены его предки и родители. Керексуры — это знаки-якоря того, что эта земля теперь принадлежит захватчикам — строителям керексуров. У противной стороны, если она разделяет эти взгляды, появляется очень серьезный мотив осквернять такие места с риском для жизни. Главным при этом выступает намерение убрать из священного для врага сооружения прах предка, лишив его таким образом родины и, как следствие, прав и претензий на эту землю. Или просто лишить этот объект магической силы.

Версия вторая.
Проникать в погребальную камеру керексура нужно было самим строителям керексуров для завершения обряда трансформации-перехода вождя-шамана в иной мир. Для того, чтобы окончательно оборвать все концы с этим миром. Такой обряд мог совершаться по истечении какого-то точного срока или в случае смерти и захоронения нового проводника в Верхний Мир. То, что строители керексуров обладали возможностями попадать в погребальную камеру, сомневаться не приходится, так как они же их сами и строили. В дальнейшем, кости, которые достали из могилы, могли ритуально сжигаться у оленных камней, для чего их и ставили неподалеку. Тогда те керексуры, которые остались с погребенным – это «неправильные» керексуры, которые сработали не до конца.

Версий, конечно, можно придумать еще очень много, я представляю тут те, которые мне представляются вполне логичными и рациональными.



На фотографиях:

  1. Керексур с четырьмя перпендикулярными лучами. Долина реки Юстыд.
  2. Керексур с двумя оградками. Долина реки Юстыд.
  3. Керексур с квадратной оградкой. Долина реки Юстыд.
  4. Самый большой Керексур Юстыда. Диаметр внешней оградки - 97 м
  5. Самый большой Керексур Юстыда. Белым помечены кольцевые выкладки. Кубарев их насчитал 79. Это места для совершения обрядов, скорее всего жертвоприношений коня.
  6. Керексур Бар-Бургазы
  7. Два близко расположенных керексура Бар-Бургазы
  8. Петроглиф колесницы Калбак-Таш. Колесо очень похоже на керексур - не находите?
  9. Керексур в долине рядом с Цаст-Уулом. Западная Монголия.
  10. Различие внутреннего строения пазырыкского кургана и центральной насыпи керексура.



Метки

Вл_Игнатьев 29.03.2020 в 09:18 # Ответить
Чем дольше люди помнят и почитают , тем дольше подключены к величию и силе эгрегора личности усопшего.

Добавить комментарий