(Окончание. Начало здесь).
Встреча с пришельцем
Два религиозных корня, вырастивших бурханизм, – буддизм и алтайский шаманизм. Нет смысла спорить о том, чей вклад получился бОльшим. Но затейники подобных разборок появляются вновь и вновь — вместо того, чтобы открыто признать традицию «кара јан» равноправной среди других, которые сохранились в народе, и тем самым прекратить надоевшие всем распри.
Мы возвращались из Монголии, где алтайцы впервые приняли участие в празднике ойротов. Фестиваль «Ойрад Тумэн» проводится в приграничном Увс аймаке с 2000 года. Каждый раз организаторы фестиваля высылали приглашение властям нашей республики, а в ответ — тишина. Будто и не было никогда на картах такого названия, как Ойротия.
В прошлом году о фестивале услышал лама Арам Кыпчаков, когда ездил в Калмыкию с найденным на Алтае навершием боевого знамени, предположительно самого Амыр-Саны. Повез исторический реликт для обследования на подлинность. К нашим ученым он не стал обращаться, иначе с ходу услышал бы привычное «такого не может быть, и точка».
На фестивале мы чувствовали себя самыми почетными гостями. Нас приглашали к себе представители всех ойротских племен, собравшихся на фестиваль с окраин России, Монголии и Китая. Мы, тюрки по крови, были единственными, кто официально унаследовал название ойротского государства, когда в 1922 году образовалась Ойротская автономная область. В этом заключалась заслуга бурханистов, воспевших былое величие Ойротии. На фотографии запечатлены победители в разных номинациях фестиваля ойротских народов, среди которых немало алтайцев.
Домой мы ехали окрыленные увиденным и услышанным.
В кафе «Ирбис» в Кош-Агаче заметил на столе кем-то позабытую газету. Или, может, выбросил кто-то. Оказалась, это вестник каракольских «акјановцев» с путаным названием «Амаду Алтай». Нужен особый дар, чтобы вникнуть в смысл двух, ни с чем не связанных между собой слов. Лучше мысленно переставить слова в названии, тогда получится понятно и красиво – «Алтайская мечта».
В этой газете, подобной подмётным листовкам, ряд статей признан судом экстремистскими. Они вошли в перечень запрещенной литературы. Не стоило, может, так сильно строжиться. Там часто публикуются незатейливые вещи, к которым надо относиться с пониманием. Вот, к примеру, некто Чекурашев подробно описывает свою встречу с пришельцем с далёких планет. Он сумел взять у него интервью. Спрашивает по-алтайски, а тот ему отвечает на своём непонятном языке. Ответы приведены дословно, они подозрительно напоминают буддийские мантры. Это впечатляет, если учесть, с какой неприязнью автор относится ко всему буддийскому. К тому же наш земляк делает синхронный перевод ответов на алтайский язык. Он как бы понимает по-ихнему...
Вы скажете: что за чушь? Да нет же, я сам читал эту публикацию, сидя в ожидании трапезы. Первая попавшаяся в руки газета на родном языке удивила вестью с других миров. Стало понятно: мы, сами не осознавая этого, стоим на пороге невероятных событий. И наши смутные предчувствия не замедлили сбыться.
На открытии буддийской ступы в селении Кок-Оро
Судный день
Всё началось с незатейливого телерепортажа Владимира Попошева «Белая вера», вышедшего в эфир 29 апреля 2018 года. В жанре журналистского расследования рассказывалась о деятельности представителей так называемой «Каракольской инициативной группы». Ведущий наглядно показал: под покровом белой веры творятся дела тёмные.
В этой группе считают себя истинными акјановцами, и очень нетерпимы к инакомыслию. Запоздало осознав, что кто-то посмел им перечить, они 25 июня направили в Онгудайский районный суд иск с требованием опровержения перечисленных фактов и компенсации морального вреда в 100 тысяч рублей деньгами. Заодно зачем-то привлекли к ответу и управление ФСБ по РА. Якобы как соавтора передачи.
Об алтайской вере они мало что могут сказать, кроме как «поклоняемся природе». Неистово преследуя алтайцев-буддистов, не замечают представителей других религий, заполонивших Алтай.
Однажды конфликтовали с христианами, когда каракольский активист повалил и разрубил поклонный крест у села Топучая. Его деяние можно списать на случай, судя по жалкому лепету оправдания из уст обвиняемого о том, что он перепутал крест… с коновязью. Может, так и было. Но для алтайца чакы — нечто сакральное. Никто не осмелится покуситься на коновязь. А вот свой сородич, пусть даже оправдываясь, считает такое возможным.
Никогда они не выступают против мусульман, словом не обмолвятся. Напрямик спросил: как они относятся к тому, что всюду стали строить мечети? «Да пускай, лишь бы не дацаны!» – был ответ. Неслучайны их десанты в далёкую Бурятию. Там центр российского традиционного буддизма во главе с хамбо-ламой Аюшеевым. Непонятно: кто финансирует эти поездки? Кто нанимает солидного адвоката из Барнаула, оплачивает заключения доцента АГУ Мирры Кащевой?
«Не беспокойся, денег у нас много!» – заверил меня на суде Мерген Теркин. Но меня волнует не благосостояние этих религиозных фанатов, а для кого они зачищают место на Алтае, яростно преследуя буддизм?
Представителей ГТРК «Горный Алтай» было двое: я и юрист кампании Ольга Шадоева. Истцов - 12 человек во главе с третьим эл башчы алтайского народа Мергеном Теркиным. Были еще представители истцов, а также нанятый адвокат из Алтайской краевой адвокатуры. И целые толпы людей, которых перед каждым заседанием призывали истцы в свою поддержку в качестве массовки. Для суда выделили самый большой зал, в котором не поместились все желающие воочию проследить за судебными дебатами. Мы запрещали появляться на суде своим сторонникам, дабы не создавать излишнего ажиотажа. Один лишь Солтой Тугудин из районной газеты «Ажуда» ослушался. Он упрямо пробирался в зал и препирался со всем своим окружением.
Много и по-разному писали истцы в газете «Листок» и на сайтах о ходе суда. Ни разу не позволил себе вступать в полемику, ждал окончания дела. А решение до сих пор не получено. Выступал на суде в первую очередь ради тех, кто пришел защитить традиционную алтайскую веру. Вначале истцы сами направляли людей на меня, выкрикивая: вот идёт тот, кто против нас и нашей веры! Толпа тут же окружала меня плотным кольцом. Я сам выходил к ним во время перерыва, встречался с их сторонниками. Дискуссии разгорались жаркие, но удавалось найти и общий язык. Кончилось это тем, что предводители группы стали запрещать общение со мной.
Признаюсь, после каждого судебного заседания приходилось проводить обряд очищения арчыном. Слишком много неприятия было даже в мелочах.
Вначале суд постановил, что сторонам можно вести аудиозаписи для фиксации сказанного, но не снимать на видео. А истцы в ответ: всё равно будем вести скрытую запись, так как у нас профессиональный журналист. Никогда не слышал о таком «журналисте». Сказали, что у него членский билет Союза журналистов РА. Глава нашего творческого союза Борис Алушкин по доброте душевной многим раздавал эти билеты. На последней конференции он вручал их двум девицам, одна из которых виртуозно играет на музыкальных инструментах, а другая владеет иностранным языком - немецким. Обо всем этом поведал седой председатель, но не смог сказать, каких публикаций они авторы.
Повторю свою позицию, которую не раз высказывал в ходе суда. Я не считают истцов истинными приверженцами ак јан. На мой взгляд, они извратили наше учение. Из светлого и доброго учения сотворили нечто тёмное и злобное. Уверен, таково мнение большинства алтайского населения.
Горно-Алтайский ботанический сад в окрестностях села Камлак. Здесь собирались в старые времена алтайские камы и нередко сходились в смертельной схватке, словно на бойцовском ринге…
Наследники
Связь поколений неразрывна. Наши современники продолжают дело своих предков. Конечно, каждый по-своему. Отсчётом времени становления единого алтайского народа считаю события в долине Теренг. И очень важно, какую позицию занимали те или иные лица до и после великого молебна.
Основное обвинение бурханистов, когда не удалось привлечь их за сговор с иностранными агентами, сводилось к насильственному удержанию ими нескольких лиц в долине. Их вроде бы садили в каменную темницу, привязывали к колышку. По этой статье стороне обвинения удалось продлить судебные разборки и даже добиться своего на суде в Омске.
Среди пострадавших числился некто Самаев. Он выступал в суде свидетелем. Его неприятие бурханизма налицо. Отчего это произошло? Думаю, он был тверд в своей старой вере и не собирался в одночасье менять религиозные взгляды.
Не из его ли рода известный историк Григорий Самаев? Этот замечательный ученый написал немало трудов по истории Алтая, в том числе на алтайском языке. В отличие от «успешных» алтайских ученых, сделавших себе карьеру на теме колхозного строительства в алтайских горах, он глубоко изучил наиболее сложные периоды жизни нашего народа. В частности, время принятия российского подданства. И рассказал многое из того, что скрывают наши официальные летописи. Неслучайно он стал первым лауреатам общественной премии имени Чорос-Гуркина. Самой первой и потому самой почетной. Но потом, вдруг забросив науку и приняв ислам, он уехал в глухое село с характерным названием Оро, что в переводе означает «яма». И бесследно исчез из общественной жизни республики.
Это всего лишь догадка. Возможно, у них не прослеживается никаких родственных связей. Так же, как у представителя истцов на суде Рыковой и урядника с такой же фамилией, сыгравшего негативную роль во время событий в долине Теренг. Её вызывающее поведение памятно с последнего курултая алтайского народа, когда она вырывала из рук зайсана и сказителя Карыша Кергилова микрофон, отталкивая его. Этот момент запечатлен на фото, опубликованном на странице газеты «P.S.». Урядник Рыков тоже отличился при погроме в долине Теренг. Это он пробил себе путь нагайкой сквозь ряды молившихся и лично арестовал пророка Чета Челпанова, ибо знал его в лицо. Бился вроде бы за идею, но именно у него при обыске нашли кучу добра, награбленного в алтайских аилах.
Не успел судья дочитать постановление суда, как представитель истцов Рыкова начала бурно аплодировать. Её непонятную выходку подхватили нестройные хлопки бабушек, одна их которых спросила: мы победили? «Нет, – ответила та. – Так надо, радуйтесь».
Так же неистово, наверно, хлопала она в ладошки, когда тот же суд запретил деятельность этой инициативной группы. Они не стали подавать даже апелляции.
Одним из первых проповедников бурханизма в новое время был «поющий лама» Сарымай
Светочи
Кто о чем, но каракольцы настырно обвиняют разные чины в поддержке и распространении буддизма на Алтае. Это, конечно же, не так. Борьба с должностными лицами выглядит со стороны более благородной, чем беготня за буддистами. От власть предержащих алтайские буддисты получают в действительности лишь штрафные санкции, которые до сих пор не оплачены из-за отсутствия средств на счету. Власти из всех конфессий особо пристально следят за деятельностью общины «Ак-Бурхан». Постоянные проверки уставных документов, придирки по любому поводу из-за непрерывно меняющихся законов — не иначе кто-то их подзуживает. Не думаю, что так тщательно проверяют другие религиозные организации. В этом году 3 февраля управление минюста вновь составило предписание и направило в суд. На сей раз деятельность «Ак-Бурхан» могут и вовсе запретить. Всё же надеемся, что суд ограничится очередным штрафом, даже не считаясь с тем, что организация не в силах его оплатить.
Скажете, если власти не помогают, то может, попросить помощи у состоятельных людей? Спрашивали, и не раз. Один богатый алтаец, чье имя промелькнуло в списке Forbes, обещал дать немного денег, и даже вроде бы дал. Но потом передумал. Представьте, у входа в церковь кто-то жертвует страждущему не медяки, а целый рубль. Тот безмерно рад щедрости подающего. Но после службы богатей обратно забирает свою деньгу из протянутой руки...
Если иным выпал небесный дар, и они получили участок для строительства храма прямо в центре столичного городка, то буддистам повезло меньше. Не нашлось земельного клочка в городе, определили на самом отшибе Маймы. Но они и этому рады. Залить капсулу со святынями на месте строительства дацана помог меценат Александр Потапов. Он, наряду с Владимиром Полетаевым и Кульдияр Сакитовой, был в списке на сенаторство на последних выборах главы РА. Предпочтение победившего на выборах Александра Бердникова из трех представителей этнических групп населения республики пало на Полетаева, а Потапова сразу после закладки буддийского храма посадили в СИЗО...
Он долго доказывал, что ни в чем не виновен и добился своего. Но, как бывает в таких случаях, бизнес был подорван, он не смог дальше оказывать содействие стройке. Место будущего дацана заросло бурным бурьяном. Нынче в апреле муниципалитет мог забрать его обратно, потому как не без умысла участок выделили на три года, а не на 49.
Недавно ушедший из жизни Николай Арланов сделал всё возможное, чтобы сохранить место стройки дацана. Он сумел договориться со всеми коммунальными службами, электриками и архитекторами по проектам. Могу свидетельствовать: будучи в числе первых депутатов нашей республики, Николай Сазнаевич буквально дрался за республику. Те, кто нарекли себя основателями республики, хоть раз помянули в своих статьях его имя? Нет, конечно! Перенеся несколько операций на сердце, он напоследок старался успеть сделать еще одно доброе дело.
Его не смели ослушаться, он корил и ругал наших богатеев, вытряхивая с них по крохам деньги. И всё же основная помощь пришла, откуда не ждали.
Я часто видел в нашем дацане скромного на вид русского старичка. Пенсионер Виктор Васильевич Бахтин, житель Бийска (на фотографии). Мне казалось, что человек, вечно рассуждающий о бедах русского народа, должен посещать православный храм, а не буддийский дацан. Именно он пожертвовал все свои сбережения, которые хранил на старость лет, и оживил майминскую стройку. До холодов успели бульдозерами очистить территорию, заложить фундамент. Угроза потерять участок миновала благодаря великодушию этого русского человека. Думаю, его имя будет вписано в историю духовной жизни Алтая светлыми буквами.
Говорят, недавно где-то в горах вновь видели этого таинственного всадника — вестника белой веры. Это не случайность. Совсем скоро наступит долгожданный год Улуу-Дракона. По всем расчётам и предсказаниям, невинная девочка, которой суждено первой услышать речь Белого всадника, уже растет в нашем народе, набираясь сил и мудрости.
(Публикуется в сокращении. Полный вариант текста – в журнале «PROАЛТАЙ», №5.