Так говорят духи!

Анатолий МУРАВЛЁВ
27.03.2012

Просмотров:

14437

Пророчества последнего кумандинского шамана Макара Кастаракова




«Серебряный» народ

Давным-давно племя, насчитывающее 39 родов-сеоков, проживало в местности, где не хватало ни воды, ни зелени. Кругом был только песок. Собрались паштыхтер — старейшины народов, держать совет и решили: «Пока песок не засыпал наши глазницы, и кости наши не рассыпались, надо отсюда кочевать». Назначили день отъезда. Солнце стояло высоко в небе, так что под ногами коней на выжженной земле находились их тени. Ровно в полдень люди перешагнули через них и отправились в неизвестность.

По сказаниям, собранным Макаром Кастараковым, пустынная местность, покинутая людьми, носила название Ардос, и располагалась на территории современного Китая. Долго шли кочевники, пока не достигли подножья высокого горного хребта. Имя ему — Черкурташты, что означает Земной каменный пояс —  один из хребтов Алтае-Саянской горной системы.

Подъём был тяжёлым: месяц пошёл на ущерб и снова народился. Когда достигли вершины, людям открылись богатые долины, покрытые лесом и зеленью. Старый, седой шаман определил, что они вышли в междуречье великих сибирских рек. На востоке открывалась пойма многоводной реки Кем — Енисея, если смотреть на запад — ещё один бурный водный поток. Его назвали в честь верховного шамана Умар — Обь.

Когда достигли середины течения этих рек, встали ордой. Шаман долго советовался с верховным богом Камом. Наконец, молвил: «Соплеменники, отныне вы не должны ни шагу идти вниз по течению этих рек. Вниз плывет только навоз и пустая, отметавшая икру рыба…»

С тех пор тюркские семьи, обосновавшиеся в этих краях, при отделении сыновей строят им дома только вверх по течению реки.

По сказаниям, народы, некогда заселившие Сибирь, когда-то имели общее название Динкалых («дин» — по-китайски «серебро», «калых» можно перевести с тюркского как «народ»). Возможно, так этот народ звали соседние племена.

Существует две версии данного названия. Либо волосы у людей этого народа рано становились седыми. Либо данное название связано с одним из главных праздников, сохранившимся по сей день — жертвоприношением белого жеребца родовому духу Пайне. Шаман обращался к духу: «Мы дарим тебе молодого коня, чтобы наш род множился, жил в достатке и благополучии, чтобы ты мог быстрее мысли объехать всех членов нашего рода». В ритуале, согласно старинным легендам, принимали участие только те мужчины, которые имеют внуков, то есть седовласые, «серебряные» старцы.

У рода, совершившего обряд жертвоприношения, появлялась надежда, что с его помощью выпрошено благополучие у родового духа, и теперь он будет заботиться о нём. Праздник  с участием седовласых старцев обычно проводился раз в три-четыре года, но если случались мор, война или неурожай, то, по настоянию шамана, чаще.

Таким образом, много веков назад стали сибиряками кумандинцы, челканцы, телеуты, хакасы, шорцы и другие тюркские народы —  так, по крайней мере, считает собиратель алтайского фольклора Макар Кастараков.



Кумандинцы из урочища Богучак; Макар Кастараков (справа) — шаман и предсказатель из кумандинского рода чедыбёр, собиратель фольклора и изготовитель ритуальной утвари и бубнов

Седьмая единица

Человек от рождения является седьмой единицей. Если считать  дедушек-бабушек по отцу и матери, а также родителей, то каждый явившийся на свет человек будет седьмым по счёту. С этой цифрой у древних народов связано многое. Она присутствует в орнаменте на  утвари и одежде, в устных сказаниях, обозначена на шаманских бубнах.

Древние люди не имели фамилий, однако чтили родство. Первыми внедрили новшество поименования семей христианские миссионеры, затем — власти, чем внесли путаницу, ибо даже ближние родственники порой стали носить разные фамилии. Макар Кастараков знает такой пример: в одной семье, проживавшей в прошлом веке на территории нынешнего Красногорского района, было семь братьев из рода чедыбёр. А их дети, стараниями русских миссионеров стали именоваться Саклаковыми, Алексеевыми и  Савиновыми. Шаховы, Шарагашевы, Шулбаковы, Шульчековы, и ещё несколько десятков фамилий — все из одного рода чедыбёр. Кстати, в переводе в тюркского, «чеды» — «достаток», «бёр» —  «даёт». Род этот небогатый, но известный.

Однако понятие рода весьма условно, ибо учитывалась только мужская линия. Ведь по указаниям шаманов, во избежание кровосмешения, отец должен был женить сына на девушке из другого рода. Дети из такой семьи могли иметь родство уже из четырёх родов.

Семья Кастараковых ведет свой отсчёт от деда Страя — известного на Алтае кумандинского шамана, имевшего шестерых сыновей. Их потомки ныне живут во многих селениях — в Бийске (как Макар Кастараков), в поймах Бии, Сузопа, Томи, Мрасса, Таштагола, на берегах Телецкого озера — Тодышевы, Петрушовы, Апыжаевы, Сарачаковы, Базеевы.



Бубен шамана

Дед Страй был пасхыном — генетическим шаманом, это занятие передалось ему по праву рода. Приметой шамана по праву рождения является лишняя косточка в теле: в запястье, в стопе, в ключице. Если в роду нет мужчин с лишней косточкой, шамана находят сами духи. Но этот человек должен уметь самовыражаться, иными словами доказать, что способен повести за собой род. Так получилось, что в роду Кастараковых после деда Страя не было человека с лишней косточкой. На это месте род чедыбёр видел Дмитрия — двоюродного брата Макара. Но тот не смог освоить божий промысел, не понимал языка духов, и они его наказали. Больше десятка лет Митька серьёзно болел, в конце концов он погиб.

Выбор пал на Макара. Родители очень боялись за него. Но Макара боги миловали, и он освоил шаманское ремесло. По словам самого Кастаракова, это страшное занятие. Изматывает физически и психически. Во время священнодейства шамана, по его словам, «можешь летать, прыгать, становиться на коленки. Сам себе не волен. Силу дают духи. Но когда очнешься — ощущение слабости и даже боли, а в ушах — звуки бубна».

Бубен, в представлении алтайцев — вовсе не музыкальный инструмент, а камертон, связующий избранного представителя рода с божественными духами, с космосом. Несколько поколений мужчин в его семье удостаивалась чести изготавливать главные реликвии рода. Делают бубен по строгим канонам. Его может изготавливать только сам шаман, либо его дядя по отцовой линии. Никто, даже шаман другого рода, не имеет права брать инструмент в руки.

Лучший, самый большой бубен, но не выше роста шамана делается для проведения праздника жертвоприношения Пайне из шкуры ритуального коня. На нём крепится девять кожаных подвесок, равных числу высочайших горных вершин. Это, по древним представлениям,  обеспечивает связь шамана с космосом. Металлических подвесок — 39, по числу тюркских родов Сибири. Из шкуры оленя делают охотничий бубен — чтобы просить удачи у хозяина тайги. Из кожного покрова дикого козла курана — для лечения детей. Иные бубны связываются с обеспечением родовой деятельности, лечением болезней, рождением и смертью людей. За жизнь шаман или его дядя может изготовить не более 18 бубнов —  больше нельзя, их не примут духи.

Ритуальная утварь делается всё из тех же шкур, а также берёсты, либо вырезается из капа — нароста на берёзе. Самая крупная по размерам посуда — свадебная чаша, украшенная орнаментом и сценками из жизни рода. В неё во время процессии кладутся кусочки вареного мяса, а в чашу в виде лебедя — подарки молодожёнам —  бисер, кольца, серёжки, деньги, ткани.

Поминальная чаша — тяпши, украшенная орнаментом, устрашающим злых духов, предназначена для того, чтобы пускать её  по кругу. Каждый участник скорбной трапезы должен отхлебнуть из неё араки — алкогольного напитка, изготовленного из конского молока.

Несколько видов чаш предназначаются для вымаливания у богов удачи на охоте. Например, весной в аяк-чашу в виде глухаря, шаман наливает замороженную с осени кровь, окропляя ячменным пивом землю и воду — хозяину тайги и хозяину воды. Затем добытчики дичи угощаются под звуки бубна и песни шамана, обращенные к духу охоты: «В прошлом году ты нам давал хорошую добычу. Но её  маленько не хватило нашему народу. Сжалься, не скупись, подари нам больше глухарей». В канун открытия  охоты на уток, процедура повторяется, а чашу, украшенную изображением утки, пускают по воде. Нечто подобное происходит всякий раз, когда охотники отправляются добывать белку, медведя, соболя или курана.

Белый шаман Сандра Апоков из урочища Богучак (слева) и современный охотник, сохранивший оружие предков



Верхом на раскованной лошади

Несколько чаш, бубнов, туесов, а также национальную одежду и головные уборы, изготовленных своими руками, старый шаман Макар Кастараков передал в Бийский краеведческий музей имени Виталия Бианки. Так что даже фотографировать его пришлось в домашней одежде. Но он намерен вновь восстановить всё необходимое для проведения ритуалов. Ведь его нередко приглашают на национальные праздники, как в крае, так и в Республике Алтай и даже в Москву.

Он прожил сложную жизнь. Родившись в Турачакском районе Горного Алтая, ещё мальцом, по велению рода, стал шаманом. Но судьба уготовила ему и другие испытания. После окончания сельхозтехникума, а затем и института Макара Кастаракова не раз отрывали от рода — руководил совхозами и предприятиями общепита в Алтайском крае и в Киргизии. В анкетах писал, что он — «внук шамана», за что не раз подвергался гонениям. Однако власти прощали слабости, удивляясь прозорливости и пророческим предсказаниям Макара Кастаракова.

Например, задолго до свержения Никиты Хрущёва, на совещании районного актива молодой председатель колхоза заявил, что Первый секретарь ЦК будет в 1964 году снят с должностей его же соратниками, а в Турочакском районе к тому времени из двенадцати хозяйств останется только три, из восьми леспромхозов — два, а частникам вновь разрешат держать домашнюю скотину. За крамольные заявления его сняли с работы, Кастараков смог устроиться только пчеловодом. Спустя годы с той же трибуны была зачитана стенограмма выступления Макара Васильевича, точь-в-точь совпавшая с реальными событиями.

Имеются также свидетельства удивительно верных предсказаний Макара Кастаракова о распаде СССР и образовании независимых государств, новом пути России — тогда в это никто не хотел верить.

Прогноз старого шамана событий обозримого будущего таков: «Духи говорят, что катаклизмы минуют Алтай. В крае будем жить бедно, но более-менее спокойно. Только душевного покоя нет. Потому что Россия это — единый организм. Но где бы плохо ни было, всегда страну спасали сибиряки. Опять пострадает простой народ. Россия окажется верхом на раскованной лошади.

Что же делать? Оставаться собой. Жить по совести. Работать от души. Наводить порядок. Приходит пора заняться землей. Нельзя к ней по-вражески относиться. Холить и любить её надо. Так говорят духи!»

Уборка льна с древнейших времён считается традиционным занятием кумандинского народа; на одном из народных праздников



Кумандинцы — потомки половцев?

85-летняя Мария Емекова несколько последних десятилетий проживает в Шатаболе. Однако такого названия села она сроду не слыхивала. Деревню, сколько она себя помнит, всегда называли Шатобал, а Шатабол — это официальная версия. Каждый второй житель данного населённого пункта носит фамилию Шатобаловых — от главы администрации села, до директора школы, — но проживают они, ежели сверять с документами, — в Шатаболе.

Впрочем, Мария Павловна не выказывает никакого удивления и по поводу русского имени-отчества: «Мы же — крещёные. Как батюшка нарек по святцам, так и называемся». Также кумандинцев называли или называют татарами, кыргизами, инородцами, алтайцами, и, естественно, русскими — в ту пору, когда в трудах и лишениях известная партия «ковала» советского человека, которому не пристало знать свой род и племя.

Тем не менее, 109 жителей Шатобала-Шатабола — кумандинцы. Им, между прочим, обидно, что, пожалуй, самый известный кумандинец Виталий Сафронов, вождь коммунистов Алтайского края и бывший депутат Госдумы почему-то стесняется своей национальности.

Современная наука относит кумандинцев к алтайцам, хотя некоторые учёные и чиновники это оспаривают. И всё же телеуты, теленгиты, телёсы, тубалары, челканцы, кумандинцы составляют алтайский народ. Среди них различают северных и южных алтайцев — кумандинцы относятся к первым.

Прежде их ещё звали черневыми (таёжными или ясашными) татарами, а сами себя они называли татар-кижи. Ныне в Алтайском крае кумандинцы проживают в основном в Солтонском и Красногорском районах, городе Бийске, а также на территориях Турочакского района Республики Алтай и Таштагольского — в Кузбассе.

Юрий Шатобалов остаётся охотником-промысловиком, а молодой Валерий Шатобалов работает сейчас прокатчиком в Новокузнецке



Рост самосознания

По переписи 1926 года кумандинцев насчитывалось 6.327 человек. В последующие годы большинство из них записывались «русскими», отчего и итоги переписи нельзя считать достоверными. Например, согласно переписи населения, проведённой в 1989 году насчитывалось около 700-800 кумандинцев, а в начале XXI века — уже до двух с половиной тысяч. Некоторые чиновники отмечают, что резкий рост «национального самосознания» связан, в первую очередь с предоставляемыми в последние годы кумандинцам льготами.

В 1999-2001 годы приняты федеральные законы, согласно которым кумандинцы причислены к коренным малочисленным народам России. Их названия: «О гарантиях прав коренных малочисленных народов в РФ», «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока», «О территориях традиционного пользования коренными народами Севера, Сибири и Дальнего Востока». Эти документы гарантируют права на самобытное социально-экономическое и культурное развитие, защиту исконной среды их обитания и традиционного образа жизни. В стране была принята специальная программа, рассчитанная на четыре года, вплоть до 2000 года, направленная на реализацию этих прав. Потом исполняли новую 10-летнюю программу. Например, в 2001 году кумандинцам, проживающим в Алтайском крае, причиталось 470 тысяч рублей. По мнению некоторых из них, имеется перекос в использование средств на капитальное строительство. Да, возведение жилья и объектов сельского соцкультбыта — это хорошо, но они не решают проблем восстановления культуры и традиций народа. За последние годы из разных источников удалось оснастить оборудованием Шатабольский фельдшерско-акушерский пункт на сумму 35 тысяч рублей, приобрести автобус и УАЗик для администрации села, изыскать на ремонт клуба 20 тысяч рублей.

В советское время возрождению истории и культуры кумандинского народа верно служили Феофан Сатлаев – автор книги «Кумандинцы», этнограф Пётр Каралькин и писатель Леонид Суртаев. На этой фотографии – лето 1979 года в Ленинграде



Немусульманские татары

... Мария Емекова хорошо помнит русского попа Кузьму – маленькой часто ходила в церковь с матерью. Рассказывает, что отец Кузьма хорошо понимал и говорил по-кумандински. Её  отдавали замуж по православному обычаю (хотя были у Марии товарки, за которых накануне замужества платили калым). Но не может забыть старая кумандинка, как сбрасывали с церкви колокол, рушили церковь, издевались над отцом Кузьмой.

Хоть и довелось Марии Павловне ходить в школу всего две недели, отложилось в памяти, что русская учительница велела ребятам носить крестик. Прижимала руки к груди и говорила им: «Тут бога носите!»

Потом много лет исподтишка на большие церковные праздники ходили на то место, где когда-то стояла церковь. И сейчас, пока ещё силы позволяют, Мария Емекова посещает церковь, расположенную неподалёку.

Самое удивительное, что алтайские племена из всех тюрков до XVIII  века серьёзно не вняли никакой из религий. Ни пресловутому исламу, ни буддизму, ни ламаизму, ни христианству — официальной конфессии царской России. Маленький, но независимый и свободолюбивый народ не молился никакому богу! Ни Христу, ни пророку Магомету, ни Будде! Путешественники прошлых веков называли этих атеистов немусульманскими татарами. Русские миссионеры приложили много сил, чтобы привести их в лоно Христово, но власти в начале прошлого века пресекли как православие, так и зарождающуюся алтайскую религию, носящую название бурханизм. Да, пожалуй, только на Алтае и у тунгусов многие века теплился культ шаманизма.

В архивах сохранилась старинная фотография семьи Нади Сатлаевой, а на снимке справа – традиционная для осеннего времени рыбалка



Аборигены Алтая

Учёные утверждают, что алтайцы обосновались на Алтае в шестом веке нашей эры, а русские появились здесь только спустя целое тысячелетие. Но полтора века назад кумандинцы мало чем отличались от тех, кто приехал в эти таёжные места «из Расеи»: сеяли хлеб, держали скот. Отец Марии Емековой, например, особенно гордился парой бегунков — рысистых лошадей. Также занимались рыболовством и охотой. Словом, несколько поколений кумандинцев ещё до революции жило в этих местах оседло. Семья Марии Емековой, к примеру, имела деревянный дом — никаких юрт не знала, хотя случалось, что бедные кумандинские семьи проживали в землянках. То, что в Горном Алтае  рядом с домами стоят юрты, в которых семьи живут летом — такое видят только по телевизору. У кумандинцев это не принято.

В советское время традиции небольшого горного народа и вовсе почти пресеклись. Трудились на колхозных полях и фермах, молодёжь стала забывать язык и обычаи предков.

А традиции были богатыми! Недаром тюркские племена, проживавшие в Алтайских горах, в Салаире и Горной Шории, а также у их подножия со всех сторон окружены великими народами. На северо-востоке — Китай и Монголия, на юге и западе — равнинная Россия. Инородцы — так называли в России аборигенные народы, вобрали в себя как культуру экзотического Востока, так и славян.

Половцы, союзники русских

Если заглянуть поглубже в историю нынешних алтайцев, то, по свидетельству исследователя Алтая Василия Радлова, «многие из родов не являются исконно алтайскими». Среди них есть выходцы из Средней Азии, переселенцы из Монголии, «енисейские кыргизы», пришлые сойоны и даже представители юга России. К последним ряд российских учёных относят кумандинцев, в древних летописях именуемых половцами. Учёные О. Прицак и Л. Потапов считают, что слово «куман» адекватно названию половцев (кипчаков). Знаменитый русский историк Василий Ключевский утверждает, что куманы  занимали с середины VI века территорию от Тянь-Шаня до Дуная, а после монгольского нашествия вошли в состав многих народов.

О половцах (куманах, кипчаках) многие из нас помнят ещё из курса школьной истории по знаменитому походу князя Игоря Святославича против половецких ханов, датируемому 1185 годом. В первом бою русские князья разбили половцев, но углубившись в степи потерпели поражение и были пленены. Об этой трагедии повествуется в «Слове о полку Игореве».

Энциклопедии утверждают, что половецкая земля тысячу лет назад простиралась от Волги до Дуная. Что этот тюркоязычный народ занимался скотоводством и ремеслами. И ещё почти два века держал в страхе зарождающуюся Русь. Наиболее опасными были нападения в конце XI века. Они прекратились только после поражений от русских князей в ходе сражений 1103-1116 годов. Но во второй половине XII века вновь возобновились, до той поры пока не были покорены монголо-татарами в XIII веке. Однако накануне этого, как свидетельствуют летописи, они выступали против монголов совместно с русскими княжескими дружинами, например, в известной битве на реке Калке.

Интересно то, что часть половцев осела с тех пор на территории нынешней Венгрии — о чём свидетельствует и современное название провинции — Дешт-и-Кипчак. Другая часть народа каким-то невообразимым образом оказалась на юге Сибири. В этом, впрочем, нет ничего удивительного — раскопки знаменитых Пазырыкских курганов Горного Алтая показали, что здесь жили скифы — обитавшие так же, как и половцы, в южнорусских степях.

Так выглядели потомки половцев в царское время



Обрусевшие инородцы

Спустя много-много веков, в 1861 году исследователь Алтая Василий Радлов вот что писал о кумандинцах в книге «Из Сибири»: «... Они заняты почти исключительно земледелием, но землю обрабатывают мотыгой. Пшеницы они сеют мало, больше — рожь и ячмень. Из ячменя делают талкан (поджаренную муку), а из пшеницы и ржи — маленькие хлебцы (тартмак). Занимаются они рыболовством, ловят хариуса, щуку, тайменя, и ускуча. Охотятся только на мелкую дичь, в основном на белку и огненную куницу.

Кумандинцы сеют лён и коноплю и сами изготавливают полотно, получают со своих овец шерсть, выделывают из него грубое сукно и красят его. Единственный товар, который они продают русским, — охотничьи трофеи. Меня уверили, что мужчины за зиму отстреливает здесь 30-50 белок и 3-4 огненные куницы.
Одежда кумандинцев очень проста. У мужчин она почти русская: длинная рубаха из белого или синего полотна, штаны из того же материала, короткий суконный кафтан с шалевым воротником из белой материи с синим кантом или из синей материи с красным кантом и высокие кожаные сапоги, которые женщины шьют сами. Женщины носят белые, синие или красные полотняные рубахи с широкой каймой по низу и вышитым жемчугом воротом. Поверх рубахи надевается кафтан длиной до колена, отделанный широким пёстрым воротником и пуговицами. В уши они продевают серьги с большими подвесками. Замужние женщины носят головные платки, из-под которых свисают две длинные косы, украшенные жемчужными нитями. Девушки имеют косы убранными наверх, без украшений, а кроме того, прикрывают голову платками. Мужчины постригаются совершенно на манер русских крестьян.

Дома выстроены из бревен, с небольшими сенями и чуланом. В жилой комнате всегда два окна — застеклённых или обтянутых прозрачной плёнкой из коровьего желудка. Есть печь, а вдоль стен тянется широкая скамья. Кроме того стоит несколько ирбитских сундучков».

Словом, задолго до основного потока русских, осваивавших Сибирь, кумандинцы успели сильно обрусеть. А ведь этот народ, не желая быть двоеданцем, отверг притязания Китая и примкнул в России.

Сейчас возрождением народного самосознания занимаются созданная  в 1992 году в Республике Алтай Ассоциация северных алтайцев, а также национальный сельсовет в Шатаболе, национальные общественные организации, общины, ассоциации: «Чилгай» — в Красногорском, «Возрождение кумандинского народа», «Единство» и «Исток» — в Бийске, научно-исследовательская лаборатория при Алтайской государственной академии образования имени Василия  Шукшина в Бийске. Аборигены Алтая действительно достойны того, чтобы их традиции сохранились в веках.

Это был отрывок из новой книги Анатолия Муравлёва «Неизвестный Алтай. Далёкое – близкое».  Желающие приобрести книгу могут обратиться к автору по тел. 8-923-710-6999

 

Метки

Людмила 10.10.2016 в 17:32 # Ответить
С интересом прочитала эту статью, по рассказам моей мамы моя прабабушка была из кумандинцев Сафроновых, её отец обладал крутым нравом, но и она была не из паинек, убегом ушла замуж, за что отец её проклял. Он, видите ли, был из зажиточной семьи, а она вышла замуж за голодранца. Очень интересно было читать. Кстати, прапрадед был крещёный.
Елена 22.08.2021 в 21:36 # Ответить
Случаем прадед не кузнецом был?у нас в родне было такое же и тоже Сафроновы
Татьяна 07.12.2018 в 16:01 # Ответить
Спасибо за статью! Интересно и познавательно.
Мама рассказывала,что у ее отца(жили в Березово Солтонского района) в 30-тых годах в паспорте стояла национальность -кумандинец. Я долго не верила, пока не стала интересоваться своей генеалогией. Дед умер еще до войны.На фото он высокий,чуть скуластый,глаза голубые(мама говорила). И дед, и мама, и мы с сестрой очень рано стали седыми (до 30-ти лет).Родовая генетика? Дед в колхоз не вступал, был охотником. А фамилия -не поверите,Петрушенко!!! На это своя легенда: в 19-м веке ясашные татары перегоняли в Россию табуны лошадей и в Алтайском селе табун растоптал на дороге единственного сына Рассейских переселенцев Петрушенко.Чтобы не попасть на каторгу Мигашевы(это был их табун) отдали в русскую семью своего сына. Дед всю жизнь считал Мигашевых родней. Но вот незадача -дед считал себя кумандинцем, а Мигашевы ведь -шорцы! С этим вопросом никак не могу разобраться. Кто поможет?
переселенцев Петрушенко. Чтобы не попасть на каторгу
Лия Викторовна 25.05.2023 в 14:43 # Ответить
Я из рода Тутушевых. Внучка Николая Байкаровича и Марии Петровны. Они жили сначала в Пильно, затем во Фрунзе. У нас часто останавливались родственники и знакомые кумандинск, ехавшие в Красногорское или из него. Давно это было...

Добавить комментарий