На старинной карте Ремезова видны названия сибирских городов
Первым оценку Сибири как «земли неисторической» дал один из создателей небезызвестной «норманнской теории», состоявший на русской службе Герард Миллер. В «Истории Сибири» и «Описании Кузнецкого уезда Тобольской провинции в Сибири в нынешнем его состоянии, в сентябре 1734 г.» этот путешественник мимоходом упоминает о городах, которые стояли здесь до прихода русских людей. К примеру, он сообщает, что в Малышевской слободе (которая почти двести лет относилась к алтайским горным заводам), «на устье речки Нижняя Сузунка, в 8 верстах выше слободы, и возле деревни Куликовой, в 12 верстах выше предыдущего места, на Оби – можно еще видеть следы старых городов, которые были построены здесь прежними жителями этих мест, вероятно, кыргызами. Они состоят из земляных валов и глубоких рвов с выкопанными тут и там ямами, над которыми, кажется, стояли дома». В другом месте первый историк Сибири уточняет: «То тут, то там еще находят следы старых городов и укреплений, в которых находились эти народы».
В 2005 году питерский археолог Леонид Марсадолов впервые назвал мегалитический комплекс в Тархате (на снимках) «алтайским Стоунхенджем». О возрасте нашего ровесника египетских пирамид свидетельствуют геодезические измерения, связанные с астрономическими расчётами. Координаты Солнца, освещавшего один из центральных камней при заходе в день летнего солнцестояния, соответствуют эпохе 2750 г. до н.э. с погрешностью ± 1000 лет.
Двойственный подход, при котором существование древних городов на территории Сибири как бы не отрицается, но и не особенно интересует исследователей, сохранился до наших дней. Подавляющее большинство отечественных историков по-прежнему разделяют взгляды «отца истории Сибири» Г.Миллера и в упор не замечают городов, стоявших здесь за сотни, а то и тысячи лет до появления Ермака. При этом известно, что учёт сибирским городам был положен ещё в 1552 году при Иване Грозном, повелевшем составить «Большой Чертёж» русской земли. Вскоре такая карта была создана, но во времена Смуты… исчезла, хотя подробное описание земель сохранилось.
В 1627 году в Разрядном приказе дьяками Лихачёвым и Даниловым была завершена «Книга Большого Чертежа», в которой только на северо-западе Сибири упоминается около сотни городов. И в самом деле, когда казаки в начале XVII века пришли в Сибирь, у них на пути небольшие крепости, называемые городками, встречались во множестве. По данным Посольского приказа, только в Приобье в конце XVII века пушным ясаком было обложено 94 города.
В 1940-1941 и 1945-1946 годах сотрудники Абаканского музея под руководством Л.Евтюховой раскопали развалины дворца, построенного около 98 года до нашей эры, существовавшего около столетия и оставленного людьми на рубеже старой и новой эры. Дворец, получивший в исторической литературе название Ташебинского, находился в центре большого города площадью в десяток гектаров. Само же строение имело 20 помещений, насчитывало 45 метров в длину и 35 – в ширину. Здание характеризует и черепичная крыша, общий вес которой составлял около пяти тонн. Удивительно, но две тысячи лет назад строителям удалось создать стропила, способные выдержать такой вес.
Известия о сибирских городах в древности поступали от арабских путешественников. Так, на рубеже VIII-IX веков араб Тамим ибн ал-Муттаваи, путешествуя из города Тараза на реке Талас до столичного города уйгуров Орду-былык на реке Орхон, сообщил о столице царя кимаков на Иртыше. Спустя 40 дней после отправления из Тараза он прибыл в большой укреплённый город царя, окружённый возделанной землёй с деревнями. В городе 12 огромных железных ворот, много жителей, теснота, оживлённая торговля на многочисленных базарах.
Ал-Муттаваи видел разрушенный город на юго-западном Алтае, поблизости от озера Зайсан, но не смог из расспросов установить, кто и когда его построил и кем и когда он был разрушен. Богатейший рудный район, обнаруженный русскими рудознатцами в Алтайских горах в начале XVIII века, который теперь называют Рудным Алтаем, в действительности был открыт за многие века до них. Рудознатцы его лишь переоткрыли. Верным поисковым признаком служили разработки, спешно оставленные древними людьми. Кто они такие – достоверно неизвестно поныне, историки наравне с журналистами зовут их «чудью».
Легенды о богатствах Алтайских гор были известны еще в Древней Греции. Отец истории Геродот писал об аримаспах и «грифах, стерегущих золото».
По мнению известных ученых Александра Гумбольдта, Петра Чихачева и Сергея Руденко, под аримаспами и грифами (гриппами) Геродот подразумевал население Рудного Алтая. Кроме того, Гумбольдт и Чихачев считали, что именно алтайские и уральские месторождения золотых руд были главными источниками снабжения золотом европейских скифов и греческих античных колоний.
На снимке: остатки древнего городища в Сростках на горе Пикет. В VIII-VII веках до н.э. на этом месте стояло до 57 жилищ
В Алтайских горах в первом тысячелетии до нашей эры существовала богатая и яркая культура, которая была обнаружена Сергеем Руденко в 1929-1947 годах при раскопках Пазырыкских курганов. Как он полагает, цивилизация исчезла в короткий срок, возможно, в результате эпидемии, вражеского нашествия или голода. Однако когда русские оказались на юге Сибири, то обнаружили, что аборигены, в данном случае шорцы, прекрасно справляются с обработкой металлов. Недаром первый город, основанный здесь в 1618 году, был возведен на месте их городка и назван Кузнецком – по имени местного племени кузнов. Об этом свидетельствует отписка, поданная в Сибирский приказ кузнецким воеводой Гвинтовкиным.
Там, где прежде располагались поселения древних людей, были построены Тюмень, Тобольск, Томск, Омск, Семипалатинск, Барнаул и многие другие сибирские города. Но так называемые специалисты, с придыханием повествующие об «археологических богатствах Сибири», весьма неохотно заглядывают в глубь веков, чтобы найти там свидетельства о древнейших поселениях…
В 1999 году был обнаружен древний город, располагавшийся в Здвинском районе Новосибирской области (до 1917 года это была территория Алтая), на берегу озера Чича. Возраст поселения оказался сенсационно велик – VIII-VII века до нашей эры, то есть в гораздо более ранние времена, чем до сих пор датировалось появление в Сибири первых городов эпохи гуннов. Это подтвердило гипотезу, что сибирская цивилизация гораздо древнее, чем представлялось. Судя по проведённым раскопкам и найденным фрагментам домашней утвари, здесь жили люди почти европейской внешности. Не исключено, что Чичабург был местом пересечения путей различных народов, центром Древней Сибири.
Кстати, первое упоминание о торговом походе по Оби русских купцов отмечено 1139 годом. Тогда новгородец Андрий ходил к ее устью и привез оттуда большой груз пушнины. Интересно, что он обнаружил в устье Оби русское поселение, и там был торг, на котором, как оказалось, русские купцы давно уже обменивали свои товары на превосходные сибирские меха. Есть скупые сведения, опубликованные, в частности, в книге Леонида Кызласова «Древние города Сибири»: русские купцы в XII – начале XIII веков торговали с городами Кыргызского каганата. Удивительно, но прекрасно сохранившиеся мумии женщины и мужчины, обнаруженные в середине 90-х годов на алтайском высокогорном плато Укок, также принадлежали к европеоидной расе. А драгоценности и изящные изделия скифского, или «звериного», стиля, вырытые бугровщиками в древних курганах Алтая, свидетельствуют о высокой культуре проживавших здесь древних народов, их тесных связях со всем миром, в частности, с Передней Азией.
На месте Яломанского городища находился один из средневековых городских центров алтайских тюрков
Неподалёку от границ Алтайского края и Казахстана археологи обнаружили большие поселения эпохи бронзы, названные ими не вполне удачно – «протогородами» или поселениями, претендующими на статус городов. Это неогороженные формирования, занимающие необычно большие площади – от пяти до тридцати гектаров. Например, Кент занимает 30 гектаров, Бугулы I – одиннадцать, Мыржик – три гектара. Вокруг поселения Кент в радиусе пяти километров располагались деревни Байшура, Аким-бек, Домалактас, Найза, Нарбас, Кзылтас и другие.
Описания как цветущих, так и разрушенных древнесибирских городов до Ермака можно найти у таких авторов, как Тахир Марвази, Салам ат-Тарджуман, Ибн Хордадбех, Чан Чунь, Марко Поло, Рашид-ад-Дин, Снорри Стурлуссон, Абул-Гази, Сигизмунд Герберштейн, Милеску Спафарий, Николай Витсен. До нас дошли названия исчезнувших сибирских городов: Инанч (Инандж), Кары-Сайрам, Каракорум (Саркуни), Алафхин (Алакчин), Кемиджкет, Хакан Хирхир, Даранд Хирхир, Нашран Хирхир, Ордубалык, Камкамчут, Апручир, Чинхай, Кянь, Илай, Арса, Сахадруг, Ика, Кикас, Камбалык, Грустина, Серпенов (Серпонов), Кануньон, Коссин, Тером и другие.