С конца 80-х годов в самом сердце Алтая, на обочине Чуйского тракта, стоял этот скромный памятник, у которого любили притормозить бывалые дальнобойщики, водители грузовиков и бензовозов, благодарные автотуристы, и даже водители пассажирских автобусов по просьбе гостей останавливались здесь, чтобы почтить светлую память шоферов эпохи Сибулона.
А теперь памятника нет… На том месте, где он стоял, появилось что-то невообразимое, на взгляд людей, далеких от всего «героического» и претендующего на иные масштабы.
В нашей жизни случается много такого, от чего на долгие годы остаётся чувство недоумения, хотя «виновникам торжества» оно совсем не свойственно. После того, как 9 сентября 2014 года около Белого бома был помпезно открыт, по выражению бийского краеведа Е.Гаврилова, этот памятник герою шоферской песни, что-то ушло безвозвратно с появлением несуразного монумента. Его идейным вдохновителям казалось, что таким вот широким жестом они выражают свою безмерную благодарность всем шоферам, которые осваивали Чуйский тракт. А что из этого вышло, трудно сказать…
Открытие мемориала планировали приурочить, как это водится, к очередной круглой дате — 90-летию тракта, в 2012 году. Но, видимо, масштабы творческих поисков были такими захватывающими, что понадобилось ещё два года на воплощение задуманного. Почему выбрали начало осени 2014-го — вопрос, который Е.Гаврилов адресует к идейным вдохновителям.
К счастью, первоначальный памятник удалось сохранить: он находится теперь в фондах музея Чуйского тракта, при въезде в Бийск со стороны Горного Алтая по мосту через Бию. А предыстория народного памятника, как оказалось, мало кому известна.
В 1987 году на Алтае шли съемки документального фильма «Шоферская баллада», и именно в то время старые шофёры-чуйцы, ветераны легендарного «СовавтоБийска» В.Зяблицкий, В.Кошкин, К.Кулаков, Я.Левинец и К.Субботин по личной инициативе, без миллионных затрат, поставили в районе Белого бома традиционный памятник, который часто ставили погибшим на тракте шоферам — руль от машины АМО.
Памятник шоферу, по свидетельству Е.Гаврилова, своими руками сварили в Акташе. Взяли массивный колёсный диск от большого грузового автомобиля, три карданных вала. На них была приварена баранка с тремя спицами и сделана табличка, на которой чеканно выбил один из шоферов — «Кольке Снегирёву».
На месте символической гибели героя песни положили камень, на котором было написано: «Человеку, погибшему за любовь». И около памятника много лет останавливались туристы и шофера. К памятнику была проложена тропинка… В шукшинском фильме «Живёт такой парень» есть эпизод, снятый на этом месте — но тогда памятника еще не было, хотя мелодия шоферской песни впервые прозвучала на всю страну именно в этом фильме.
Такими были первые грузовики легендарного ЧВТ - Чуйского военизированного тракта
Пришли иные времена, и нашлись люди, которые решили, что руль — слабО, да и деньги у них были на «нечто большее», как им казалось…
Вначале, убрав символическое колесо, устроители, обеспеченные немалыми средствами, установили на постамент автомобиль, символизирующий полуторку «АМО», на которой ездил Колька Снегирёв из знаменитой песни. Но почему его полуторка едет по столбам — не знают, наверное, даже сами авторы диковинного монумента.
Старый памятник, пока шло возведение новомодного мемориала, валялся рядом со стройплощадкой. Камни, собранные шоферами, были разбросаны, и когда Елена Анатольевна Грехова, устроитель музея Чуйского тракта, приехала на Белый бом, она долго не могла поверить в то, что такое возможно… Если бы не она, то первоначальный памятник был бы безвозвратно потерян для истории. Как рассказал Е.Гаврилов, строители просто хотели выбросить его за ненадобностью. Елена Анатольевна выпросила у них руль и на собственной машине, оплатив бензин своими собственными деньгами, увезла памятник в Бийск.
Прошло немного времени, и устроители пышного монумента решили приделать к нему еще один автомобиль — символизирующий американский «Форд» из песни. «Ну куда же нам без американцев? – иронизировал по этому поводу Е.Гаврилов. - Почему это армейский автомобиль «Виллис», а не грузовой «Форд» — вопрос в пустоту…» Особенно сейчас, в пору американских санкций, их «армеец» в погоне за нашей полуторкой выглядит, мягко говоря, диковато.
Уйдет ли в прошлое моральный аспект всей этой предыстории, или найдутся люди, которые поймут, что чудовищный новодел нуждается в реконструкции — еще один вопрос, который остаётся открытым. Если помнить, как всё было в действительности, и если думать над тем, как беречь и сохранять историческую память, то новым поколениям не будет всё равно — что сейчас стоит на месте изначального памятника Кольке Снегиреву, и откуда всё это взялось.
А пока что стоит этот монумент под надежным прикрытием американского «армейца». Экскурсоводы говорят, что он возведен в честь шоферов Чуйского тракта. Считается, что это так… Но достоит ли военный «Виллис» на Белом боме до 100-летия Чуйского тракта, предугадать никто не берётся.
Фото: bialtur.biysk.ru и из архивов музея Чуйского тракта.