Алтайцы едва уцелели в ходе «этнических чисток» XVIII века

Аманжол Кудайбергенов
09.12.2013

Просмотров:

270807



В Москве с большим успехом прошла в начале декабря презентация книги Р.Темиргалиева «Казахи и Россия». Новое имя в современной исторической науке соседнего государства — это всегда новые взгляды на события нашего общего прошлого и поиск новых путей для лучшего понимания. Историк Радик Темиргалиев (на снимке) первым из всех исследователей Казахстана открыто сказал о геноциде каракалпаков и алтайцев во время «этнических чисток» XVIII века после разгрома Ойратского ханства (Джунгарии).

Он много лет занимался историей, но писать в научно-популярном формате ему пришлось только потому, что такой литературы у наших соседей совсем негусто. Феномен его успеха объясняют точно так же, как в советское время «феномен Пикуля». Слишком часто случается так, что люди, проявляющие интерес к истории, после первого же знакомства с тяжеловесными фолиантами признанных академиков быстро теряют всякое желание «копаться в прошлом». Не претендуя на лавры Тарле, казахстанский исследователь всё же считает, что читателям его книг нравятся легкий и доступный язык, стиль изложения и занимательность в сюжетных линиях.

В беседе с журналистом Т.Байтукеновым историк согласился, что с углублением в область малодоступных знаний к нему приходили некие откровения и открытия, которые шли вразрез с тем, чему нас учили, и к чему все мы давно привыкли. Едва начав изучать историю, он поневоле оказался под прессом стереотипных представлений о казахах как тихом и горемычном народе, постоянно страдавшим от нападений кровожадных пришельцев. Но, вдумчиво изучая документы, он узнавал очень много о том, сколько горя и бедствий приносили набеги казахских разбойников на соседние народы. Больше всех досталось каракалпакам или алтайцам, которые еле уцелели в ходе «этнических чисток» XVIII века. И, говоря об этом, Радик Темиргалиев честно написал: «У каждого народа есть свои Катыни, и надо иметь мужество признавать такие вещи».

Рассказав о геноциде каракалпаков, историк напомнил, что племена алтайских тюрков оставались в течение полутора столетий данниками джунгар, а после разгрома Джунгарии казахские султаны решили установить в Горном Алтае свои порядки. Но алтайцы не захотели им подчиняться. После первых набегов Кошкарбая зимой 1757-1758 гг. бесчинства продолжались около двух лет. Пленники-алтайцы часто оказывались на невольничьих рынках Бухары, где их продавали в рабство. Набеги были такими лютыми, что именами казахских разбойников долго ещё пугали детей в алтайских селениях. Судя по всему, от полного истребления алтайцев спасло лишь энергичное вмешательство российских и китайских властей — к такому выводу приходит Р.Темиргалиев.

Несмотря на тесные и разносторонние взаимоотношения России и Казахстана даже в официальных учебниках двух стран до сих пор заметна мелкая подтасовка фактов в угоду курсу, заданному свыше. К примеру, у них в Казахстане частенько выдают злоупотребления отдельных чиновников за «политику российского правительства в целом» и забывают сказать о том, что очень часто таких «деятелей» сажали в тюрьму. А в России любят порассуждать о том, что лишь вхождение в состав империи спасло казахов от неизбежной гибели в схватках с Джунгарией или Китаем. Хотя на самом деле со всеми внешними угрозами в течение того же XVIII века казахские султаны справились сами, а со стороны царских властей, несмотря на частые обращения, ни разу так и не пришла военная помощь. Поэтому автору давно уже хотелось написать книгу, которая не была бы ни проказахской, ни пророссийской. Но отзывам критиков, последняя его книга получилась как раз такой.

Когда же казахам жилось лучше — при коммунистах или в царское время? Размышляя над этим вопросом, Р.Темиргалиев выразил сожаление, что над ним редко задумываются профессиональные историки. Ведь после обретения независимости, когда открылись новые факты, была коренным образом пересмотрена история советского Казахстана, и логично было бы видеть то же самое и в отношении царского периода. Увы, исторические концепции у наших соседей остались совковыми. «И русские цари по-прежнему считаются сволочами, занимавшимися чем угодно, только не улучшением жизни казахского народа», - говорит автор книги «Казахи и Россия».

Он напоминает: за время пребывания в составе Российской империи численность казахов увеличилась в несколько раз. В царских университетах была воспитана блистательная плеяда казахской интеллигенции, «которой элита советской эпохи и в подметки не годилась», по выражению историка. А в целом, как он считает, казахам по стечению обстоятельств все же жилось гораздо лучше, чем многим другим нерусским народам. К примеру, многим татарам приходилось записывались казахами, чтобы избежать призыва в армию.

Любой историк должен развенчивать мифы — с этим Р.Темиргалиев не спорит. И называет самый бессмертный миф или, вернее, серию мифов, связанных с джунгарскими нашествиями. Соперничество между соседями, конечно, было, но при этом широко развивались политические, экономические и культурные связи. Весьма широко распространились смешанные браки. «Джунгары никогда не устраивали казахам никакого геноцида, - утверждает историк, - и все разговоры о сотнях тысяч или даже миллионах павших во время актабан-шубырынды на самом деле не подкреплены никакими фактами». Мифом надо признать и кочующее от одного историка к другому утверждение, будто одна только джунгарская угроза стала причиной вхождения казахского народа в состав России. На самом деле к 1730 году война с джунгарами была практически выиграна, и хана Абулхаира, признавшего себя вассалом Белого царя, интересовало только одно: он хотел при поддержке царя укрепить собственную власть и сохранить ее за своими потомками.

И вообще джунгаров назначили «главным историческим врагом казахского народа», исходя из политкорректных установок советского периода. Джунгары к тому времени уже исчезли, а вот башкиры, туркмены, калмыки, киргизы — по определению тогдашней официальной науки, «братские социалистические народы» — никак не могли выступать в роли «врагов», и на дореволюционных конфликтах с ними нельзя было концентрировать внимание. Между тем, у казахов несколько десятилетий шла упорная борьба за Мангышлак с туркменами, а в середине 60-х гг. XVIII века в Семиречье началась война за «джунгарское наследство» между казахами и киргизами. Она с перерывами продолжалась вплоть до конца 70-х гг. и закончилась разделом земель примерно по линии сегодняшней границы Казахстана и Киргизии.

Слушая историка, журналист Т.Байтукенов заметил: «Вы школьные учебники не читаете, видимо. Всё совсем по-другому было». — «Я знакомился с некоторыми учебникам по истории, - возразил историк, - впечатления у меня остались самые грустные…»

Фото: ca-portal.ru

Метки

admin 13.05.2014 в 04:04 # Ответить
Алтай был и будет казахской землей
Наталья 04.05.2016 в 13:45 # Ответить
Повоевать с Россией вздумали? Ню-ню... Можете прямо сейчас начинать, быстрее потеряете земли, которые вам отрезали щедрые большевики от Российской империи, и которые теперь являются Северным Казахстаном.
Доброжелатель 30.10.2016 в 19:42 # Ответить
очень смешно слушать)))казахские земли это оренбург, омск, астрахань, саратов, волгоград и тд так что московиты сидели бы и помалкивали. вам только стоит поднять нац вопрос и Россия развалится как карточный домик, будите жить в пределах 3 кольца)))))
Еркебулан 22.12.2016 в 12:58 # Ответить
Да ладно... Ваша раздутая вяликая армия, отгребла по самое немогу в чеченской войне, от кучки свободных чеченцов(или боевиков по вашему). То же самое происходит сейчас с вашими ихтамнетами в украине.
Все ваши победы во всех войнах это за счет численного преимущества, другим народам и дедушке морозу. Ваша земля это москва и окрестные области. Даже киевская русь к которой вы вечно примазываетесь не ваша история. Запомните раз и навсегда! Северный казахстан исконно казахская земля. Название всех рек, гор , лесов и других местностей там чисто казахские. Построили там при росс.империи несколько захудалых военных крепостей и на те русская земля)). Более того, в те времена когда русскими там вообще не пахло казахи жили (и сейчас живут) в омской, оренбургской, челябинских областях до самых границ с нашими братьями татарами и башкирами. Во всех этих областях россии и сейчас живут казахи на своей исконной земле. Всё это было наша земля, но мы не сатрисаем воздух и не высказываемся с высоких трибун по этому поводу, как ваши политики. Так что кто кому, но только не вам стоит поднимать вопрос у кого где исконная земля.
oyrad 23.12.2016 в 16:10 # Ответить
ты наверно вот этого Марала начитался? > https://camonitor.kz/25718-novyy-vzglyad-na-istoriyu-kazahsko-dzhungar skih-voyn.html тоже решил что Ташкент – это столица Улы жуза, а Хива - столица Киши жуза?? )))))))
Еркебулан 25.12.2016 в 15:36 # Ответить
Впервые вижу эту статью. Спасибо за ссылку! Однозначно согласен с автором, что войска росс.империи никогда не участвовали в боевых действиях на терр. Казахстана против джунгар. Этот миф сейчас продвигают в россии люди типа жириновского. С хивой и ташкентом автор конечно перегнул. Ташкент был какоето время резиденцией казахских ханов, но не столицей. С узбеками у нас всё хорошо. Это их земля, и мы у них ничего не оспариваем.
А что насчёт россии ты не согласен со мной?
700 тысяч казахов живут в приграничных областях РФ. Почему например нету общих границ у казахстана с татарстаном и башкирией? Неужто русские между ними веками жили))
Но да ладно, бог с ним с этими землями. Опять таки мы ничего у россии не оспариваем. Просто уже реально раздражает когда русские шовики, что в сети, что в тв, не ценя что имеют начинают балаболить что то про сев.казахстан. Естесственно мы защищаемся. Мы только ответку делаем.
Их послушаешь так вся планета русская)) а так мы только за мир и дружбу.
Бек 01.02.2020 в 12:54 # Ответить
Хотите против казахстанам боевать? Как? Идет распад россий а вы кого то пугаете? После нового года еще не отрезвели....)))
Беку 01.02.2020 в 20:29 # Ответить
дурачок, тут про книгу вашего историка Темиргалиева. Читать умеешь? )
Алтынай 17.04.2017 в 16:11 # Ответить
чушь не неси, придурок
сергей 16.04.2022 в 14:26 # Ответить
да,мутную тему поднял путин,не подумав,а другие народы ее подхватили
admin 13.05.2014 в 08:40 # Ответить
успокойся сосед, подумай лучше - что у вас там будет когда нурсултан уйдет
admin 14.05.2014 в 11:12 # Ответить
Алтай со времен Кыргызского каганата всегда был казахской землей. Потом их оттуда ойраты вытеснили. В понятие Алтай входит и Алтайский край.
admin 14.05.2014 в 13:07 # Ответить
спасибо ежову, нарисовал вам карту в 1937 году (((( при царе кыргызская земля где была? как до ежова ваша земля называлась? то то и оно
Махамбет 15.09.2015 в 22:14 # Ответить
Алтайцы нам братья, они от нас мало чем отличаются. Для меня любой алтаец является своим. Как и любой тувинец, якут, хакас, калмык или бурят
Батухан 21.07.2016 в 22:32 # Ответить
Московия искусственное гособразование
Когда наши предки садили князей на княжение, такого понятия как "Россия" вообще не существовало. Так что не будем тут нести ахинею про Северный Казахстан.
Чапаев 27.07.2016 в 15:26 # Ответить
читай Фоменко с Носовским - никакого бату не было как и древних греков и тебя тоже нет
Тохтамыш хан 19.01.2024 в 14:52 # Ответить
Улус Джучи будет восстановлен
Пока московиты будут погибать в войнах, алкоголя и наркотиков, все захваченные ими когда-то земли будут потеряны

Добавить комментарий