В Москве с большим успехом прошла в начале декабря презентация книги Р.Темиргалиева «Казахи и Россия». Новое имя в современной исторической науке соседнего государства — это всегда новые взгляды на события нашего общего прошлого и поиск новых путей для лучшего понимания. Историк Радик Темиргалиев (на снимке) первым из всех исследователей Казахстана открыто сказал о геноциде каракалпаков и алтайцев во время «этнических чисток» XVIII века после разгрома Ойратского ханства (Джунгарии).
Он много лет занимался историей, но писать в научно-популярном формате ему пришлось только потому, что такой литературы у наших соседей совсем негусто. Феномен его успеха объясняют точно так же, как в советское время «феномен Пикуля». Слишком часто случается так, что люди, проявляющие интерес к истории, после первого же знакомства с тяжеловесными фолиантами признанных академиков быстро теряют всякое желание «копаться в прошлом». Не претендуя на лавры Тарле, казахстанский исследователь всё же считает, что читателям его книг нравятся легкий и доступный язык, стиль изложения и занимательность в сюжетных линиях.
В беседе с журналистом Т.Байтукеновым историк согласился, что с углублением в область малодоступных знаний к нему приходили некие откровения и открытия, которые шли вразрез с тем, чему нас учили, и к чему все мы давно привыкли. Едва начав изучать историю, он поневоле оказался под прессом стереотипных представлений о казахах как тихом и горемычном народе, постоянно страдавшим от нападений кровожадных пришельцев. Но, вдумчиво изучая документы, он узнавал очень много о том, сколько горя и бедствий приносили набеги казахских разбойников на соседние народы. Больше всех досталось каракалпакам или алтайцам, которые еле уцелели в ходе «этнических чисток» XVIII века. И, говоря об этом, Радик Темиргалиев честно написал: «У каждого народа есть свои Катыни, и надо иметь мужество признавать такие вещи».
Рассказав о геноциде каракалпаков, историк напомнил, что племена алтайских тюрков оставались в течение полутора столетий данниками джунгар, а после разгрома Джунгарии казахские султаны решили установить в Горном Алтае свои порядки. Но алтайцы не захотели им подчиняться. После первых набегов Кошкарбая зимой 1757-1758 гг. бесчинства продолжались около двух лет. Пленники-алтайцы часто оказывались на невольничьих рынках Бухары, где их продавали в рабство. Набеги были такими лютыми, что именами казахских разбойников долго ещё пугали детей в алтайских селениях. Судя по всему, от полного истребления алтайцев спасло лишь энергичное вмешательство российских и китайских властей — к такому выводу приходит Р.Темиргалиев.
Несмотря на тесные и разносторонние взаимоотношения России и Казахстана даже в официальных учебниках двух стран до сих пор заметна мелкая подтасовка фактов в угоду курсу, заданному свыше. К примеру, у них в Казахстане частенько выдают злоупотребления отдельных чиновников за «политику российского правительства в целом» и забывают сказать о том, что очень часто таких «деятелей» сажали в тюрьму. А в России любят порассуждать о том, что лишь вхождение в состав империи спасло казахов от неизбежной гибели в схватках с Джунгарией или Китаем. Хотя на самом деле со всеми внешними угрозами в течение того же XVIII века казахские султаны справились сами, а со стороны царских властей, несмотря на частые обращения, ни разу так и не пришла военная помощь. Поэтому автору давно уже хотелось написать книгу, которая не была бы ни проказахской, ни пророссийской. Но отзывам критиков, последняя его книга получилась как раз такой.
Когда же казахам жилось лучше — при коммунистах или в царское время? Размышляя над этим вопросом, Р.Темиргалиев выразил сожаление, что над ним редко задумываются профессиональные историки. Ведь после обретения независимости, когда открылись новые факты, была коренным образом пересмотрена история советского Казахстана, и логично было бы видеть то же самое и в отношении царского периода. Увы, исторические концепции у наших соседей остались совковыми. «И русские цари по-прежнему считаются сволочами, занимавшимися чем угодно, только не улучшением жизни казахского народа», - говорит автор книги «Казахи и Россия».
Он напоминает: за время пребывания в составе Российской империи численность казахов увеличилась в несколько раз. В царских университетах была воспитана блистательная плеяда казахской интеллигенции, «которой элита советской эпохи и в подметки не годилась», по выражению историка. А в целом, как он считает, казахам по стечению обстоятельств все же жилось гораздо лучше, чем многим другим нерусским народам. К примеру, многим татарам приходилось записывались казахами, чтобы избежать призыва в армию.
Любой историк должен развенчивать мифы — с этим Р.Темиргалиев не спорит. И называет самый бессмертный миф или, вернее, серию мифов, связанных с джунгарскими нашествиями. Соперничество между соседями, конечно, было, но при этом широко развивались политические, экономические и культурные связи. Весьма широко распространились смешанные браки. «Джунгары никогда не устраивали казахам никакого геноцида, - утверждает историк, - и все разговоры о сотнях тысяч или даже миллионах павших во время актабан-шубырынды на самом деле не подкреплены никакими фактами». Мифом надо признать и кочующее от одного историка к другому утверждение, будто одна только джунгарская угроза стала причиной вхождения казахского народа в состав России. На самом деле к 1730 году война с джунгарами была практически выиграна, и хана Абулхаира, признавшего себя вассалом Белого царя, интересовало только одно: он хотел при поддержке царя укрепить собственную власть и сохранить ее за своими потомками.
И вообще джунгаров назначили «главным историческим врагом казахского народа», исходя из политкорректных установок советского периода. Джунгары к тому времени уже исчезли, а вот башкиры, туркмены, калмыки, киргизы — по определению тогдашней официальной науки, «братские социалистические народы» — никак не могли выступать в роли «врагов», и на дореволюционных конфликтах с ними нельзя было концентрировать внимание. Между тем, у казахов несколько десятилетий шла упорная борьба за Мангышлак с туркменами, а в середине 60-х гг. XVIII века в Семиречье началась война за «джунгарское наследство» между казахами и киргизами. Она с перерывами продолжалась вплоть до конца 70-х гг. и закончилась разделом земель примерно по линии сегодняшней границы Казахстана и Киргизии.
Слушая историка, журналист Т.Байтукенов заметил: «Вы школьные учебники не читаете, видимо. Всё совсем по-другому было». — «Я знакомился с некоторыми учебникам по истории, - возразил историк, - впечатления у меня остались самые грустные…»
Фото: ca-portal.ru