На открытии выступили члены республиканского отделения Петровской академии наук и искусств. Его председатель А.И. Гурьев передал в дар музею новую книгу «Избранное. Мой Алтай, обнимаю тебя» с произведениями и работами человека, для которого имя Андрея Анохина прозвучало в судьбе ярко и значимо. Ее автор – композитор Владимир Хохолков. Дело сохранения наследия этнографа и музыканта стало одним из важнейших в его жизни. Супруга композитора поделилась воспоминаниями о том, как Владимир Хохолков вел свои поиски и восстановительную работу по произведениям Анохина.
«Моя цель – рассказать, как преподаватель музыки пришел к убеждению, что обязан отдать дань уважения, почета и внимания А.В. Анохину за его такой редкий изыскательский труд», – обратилась к пришедшим Любовь Хохолкова. Оказывается, исток такого отношения таился в детстве – семья Владимира Хохолкова, родившегося в Горно-Алтайске, была дружна с семьей жившего по соседству Макария Жаркова, который был учеником Анохина и прекрасно исполнял его произведения. Вечерами Хохолковы и Жарковы собирались при керосиновой лампе и музицировали для души… Макарий Жарков, любивший творчество Анохина, очень восторженно отзывался о своем учителе. Позже, когда Владимир Хохолков поступил в Барнаульское музыкальное училище, вновь случилось напоминание об Анохине – теорию музыки преподавал племенник Андрея Викторовича, который, к сожалению, не очень много знал о своем родственнике. Еще студентом Хохолков узнал, что произведения Анохина разбросаны по музеям разных городов. Позже, начав работу здесь и плотнее соприкасаясь с бытом и культурой алтайцев в процессе концертных путешествий по алтайской земле, Владимир Федорович все чаще вспоминает об Анохине и начинает посвящать свое свободное время работе в архивах. Многое вывезено, что-то бесследно исчезло, но и по тому, что сохранилось, можно судить о значимости музыкальных работ Анохина.
Благодаря Хохолкову Барнаульский оркестр народных инструментов под управлением дирижера Е. Борисова исполнил песни А.В. Анохина «Катунь», «Барщинная», «Боевой марш» и другие. В 1987 году к 50-летию образования Алтайского края по инициативе В. Хохолкова фирма «Мелодия» выпустила диск «Поклон Алтаю» с двумя песнями А.В. Анохина «Золотое озеро» и «Русь»…
Андрей Анохин родился в 1869 году в Тамбовской губернии в крестьянской семье. Десятилетием позже его семья переехала в Бийск. После трагической гибели матери родственники определяют Андрея сначала в местную церковно-приходскую школу, а после – на содержание Бийского катехизаторского училища, где готовят кадры Алтайской духовной миссии. Там-то он впервые слышит о Горном Алтае от своих соклассников-алтайцев.
По особому распоряжению обер-прокурора святейшего синода Андрей поступает позже в московское синодальное училище церковного пения, где обучаются малолетние певчие. Теория музыки, фортепиано, скрипка… Андрей Анохин увлеченно занимается. Он хочет продолжать образование и обращается к Томскому архипастырю Макарию с просьбой о поддержке. Тот соглашается с условием – после окончания учебы молодой регент в течение пяти лет будет работать в его ведомстве. Благодаря помощи отца Макария, Анохин два года обучается в Петербургской Придворной певческой капелле.
Затем – Томск, где Анохин преподает музыку в учебных заведениях сибирской столицы, становится регентом в Троицком кафедральном соборе. Его не минуют революционные настроения, и первые написанные песни как раз связаны с ними. Более того, Анохин организует хор из студентов, рабочих и интеллигенции, который поет революционные песни в учебных заведениях, на предприятиях, перед домом губернатора. Итог – увольнение отовсюду, осуждение и ссылка на поселение в Белоцарск (г.Кызыл). Там он не теряет времени даром – собирает материалы по музыкальному фольклору, впервые записывает тувинское горловое пение со всеми его разновидностями.
В начале 1906 года Анохин снова в Томске, работать учителем ему дозволено только в частных учебных заведениях, но годом позже он – уже член Томского отделения Русского Музыкального Общества и Томского общества изучения Сибири, которым руководил крупнейший исследователь Азии Г.Н. Потанин. С этого-то времени Анохин активно путешествует. Горная Шория, Хакасия, Тува, Северная Монголия, Турция, Поволжье, Приуралье… Тщательно записываются народные песни и наигрыши на национальных инструментах, легенды, мифы, сказки и этические сказания, шаманские мистерии и мелодии к ним. Путешествия – летом, а зимой в Томске Андрей Викторович выступает с докладами и лекциями в научных обществах. Труды А.В. Анохина являются первыми исследованиями песенно-музыкальной культуры алтайцев, а экспедиции делают его имя известным в ученом мире.
После Октябрьской революции Анохин не только преподает пение и краеведение в Чемальской школе, но и разворачивает активную музыкальную деятельность – в село впервые съезжаются алтайцы из близлежащих долин и урочищ, чтобы слушать… оперу А.С. Даргомыжского «Русалка». Анохин не прекращает своих путешествий по горным долинам.
В 1920 году он преподает этнографию, археологию, краеведение и музыку в двух барнаульских школах. На основе собранного фольклорного материала композитор создает сюиту из пяти частей для хора и оркестра «Хан-Алтай», композицию «Талай-Хан», «Хан-Эрлик». Эти произведения впервые были поставлены Анохиным в Барнауле силами любителей музыки. Экспедиции по Горному Алтаю продолжаются, и в 1924 году Российская академия наук выпускает главный научный труд Анохина – «Материалы по шаманству у алтайцев».
С ноября 1926 года композитор работает в Улале учителем музыки и алтаеведения в одной из школ и ведет большой хор из учащихся и интеллигенции. Не прекращаются этнографические поездки и путешествия по Алтаю. Он организует общество краеведов, а позднее становится первым директором музея. В 1931 году его избирают делегатом от Ойротской области на Всероссийскую конференцию тюркских народов Сибири. Планов еще много, но в конце лета он неожиданно умирает в урочище Куюм, где его и хоронят…
…В долине реки Куюм установлен памятник А.В. Анохину (на первом снимке). На нем – надпись на алтайском и русском языках: «Я мог бы жить в любом краю России, но гигантская мощь красоты Алтая как магнитом притянула меня к себе».
Фото: Владимир Ермилов (1).