Центр информационных коммуникаций «Рейтинг» и журнал «Отдых в России» обнародовали вчера исследование, посвященное туристической привлекательности регионов РФ, в котором дается оценка их туристического потенциала и степень популярности среди российских туристов и гостей, приезжающих к нам на отдых из-за рубежа.
В нынешних разговорах об импортозамещении и скорейшем развитии внутреннего туризма до последнего времени не так много места отводилось реальным делам. Эксперты, работая над рейтингом, впервые использовали критерии оценок, общепринятые в мировой практике. Масштабы освоения федеральных средств при этом, естественно, не учитывались. В итоге картина получилась весьма любопытная:
Для проведения исследования были выбраны следующие критерии:
1. Уровень развития туристического бизнеса (на душу населения: общее число мест в гостиницах; число жителей, занятых в сфере туризма);
2. Оборот туристических услуг (количество рублей, заработанных в сфере туризма – на каждого жителя региона);
3. Популярность региона у россиян (по количеству ночевок в гостиницах);
4. Популярность региона у иностранцев (по количеству ночевок в гостиницах);
5. Туристическая уникальность (рейтинг достопримечательностей и курортов – по данным ЮНЕСКО, материалам СМИ и экспертным оценкам);
6. Экологическое «здоровье» региона;
7. Криминогенная ситуация (количество преступлений на тысячу жителей);
8. Развитость транспортной и социальной инфраструктуры, обеспеченность объектами культуры;
9. Популярность региона как туристического бренда в интернете (количество запросов в поисковых системах; количество публикаций на русском и английском языках).
В первую группу рейтинга вошли регионы, которым удалось перешагнуть 50-балльный порог: лидеры распределились с 1-го по 16-е место включительно. Их называют состоявшимися туристическими «территориями». Самой большой неожиданностью стало бесспорное лидерство в рейтинге Северо-Западного федерального округа, но, как считают авторы рейтинга, позиции Карелии (зимний и экологический туризм) выглядят весьма закономерными. И остаётся только сожалеть, что рядом с Карелией нет в этот раз Горного Алтая, хотя совсем недавно оба региона числились в десятке лидеров.
Закономерным выглядит прорыв соседнего Алтайского края, занимающего 10-е место в «табели о рангах». Эксперты отметили безусловные успехи администрации Александра Карлина в поиске инвесторов и привлечении солидных капиталов в развитии турбизнеса не только в Белокурихе.
Во второй группе рейтинга - регионы, набравшие от 30 до 50 баллов и занявшие более скромные места: с 17-го по 65-е включительно. Республика Алтай оказалась между Тюменской и Самарской областями, регионами в общем-то не туристическими. С одной стороны, нас вроде бы должно утешать, что мы находимся выше Бурятии, Красноярского края, Новосибирской и Омской областей, а также соседней Хакасии. Но как-то не радует то, что Горный Алтай в этой группе упомянут среди 14-ти подающих надежд, причем это выглядит так: «Ямало-Ненецкий округ и Горный Алтай также в числе перспективных направлений для развития туризма, ввиду своей уникальности – природной и культурной». И больше о нас не сказано ничего.
Мы здесь у себя дома много красивых слов употребляем, нам кажется, что мы где-то в десятке, а может, и в тройке лидеров по развитию туризма. Ничего подобного. Ни один из 29-ти экспертов, представляющих органы управления и туристические организации, даже ни слова не сказал о «туристическом рае», который грезится нам здесь, у себя дома. Одно утешает: в третьей группе рейтинга, собравшей явных аутсайдеров с местами от 66-го по 85-е, после Кемеровской области (70-я строчка рейтинга) на последнем 85-м месте расположилась соседняя с нами Тыва.
На снимке вверху: Горный Алтай как новый центр пляжного туризма по версии активистов Народного фронта.