Из фильма «Jерим»: «Я потерялся…»

Екатерина Сергеева
30.01.2013

Просмотров:

6278

О короткометражке Михаила Кулунакова, снятой в Горном Алтае




О любви к родному Алтаю говорит режиссер Михаил Кулунаков в фильме «Jерим» - с глубиной, которая прочувствована по-настоящему в разлуке с родиной: учеба, а теперь и работа в Питере, возможно, являются обстоятельствами, виновными в рождении этой короткометражки, благодаря которой 26-летний режиссер стал лауреатом общественной премии имени Г. И. Чорос-Гуркина.

О родине можно говорить по-разному. И все интонации заслуживают внимания, ибо это есть у каждого в крови... Сегодня такой тематический акцент – из разряда классических: когда его нет, он никуда не уходит – подразумевается молча, а когда появляется, всегда трогает… Какие бы средства ни были выбраны человеком искусства, если это сделано искренне, то обратит на себя внимание. Главное – не сфальшивить. И лучше всего при этом говорить – о своем и за себя, а там и другие вспомнят, что вода в родных реках еще прозрачна и чиста, воздух любимых мест позволяет дышать по-настоящему, а горы поднимают тебя над своими же заблуждениями и вечной своей красотой внушают думы о высоком.

Сюжет фильма вроде бы и не сложен. Герой ищет место, где когда-то, в детстве, он бывал с отцом. Стремление обрести его вновь столь сильно, что граничит с отчаянием. «Я потерялся», - говорит он встречному в горах, имея в виду, конечно, какую-то жизненную потерянность. Поэтому найти искомое место – значит, успокоиться, обрести себя вновь. Важно через это найти какие-то ответы. Взгляд героя – вглубь тайги, где находится это желанное место, и вглубь себя. Актеру Айдару Унатову очень хорошо удалось показать душевное напряжение своего героя… «Зачем? Зачем вы делаете это каждый раз? Кладете в огонь еду?» - еще раньше он спрашивает он у алтайки почтенного возраста, с длинными косами, в национальной одежде, хлопочущей у очага (играет актриса Ирина Майманова). Та всё никак не может ответить на этот неоднократно заданный вопрос – ее отвлекают звуки недавно приобретенного мобильника. Странно звучит в ее устах слово «спам», с которым она собирается бороться. Она не слышит вопроса героя, обращенного к ней: мобильник отнимает всё ее внимание. А потом вопрос забывается, и они просто пьют чай…

Зачем алтайцы кладут в огонь еду, повязывают ленточки на деревьях и совершают еще много разных действий, вписанных веками в традиции? Сакральная сторона их сегодня, возможно, бывает не всегда открыта для глубокого понимания молодым поколением. Кормление огня, полагаю, как обрядовое действие  главному герою знакомо, но ему, похоже, хочется услышать ответ, чтобы убедиться: да, традиции оберегаются, уважение к ним нерушимо… Связь с корнями, с родной землей дарует спокойствие душе. Так где же оно? То самое место, хранимое в памяти, заставляющее идти нашего героя на поиски в своем почти молитвенном стремлении обрести его вновь? И когда взгляд героя, составившего свой путь в этих поисках, наконец-то проясняется радостью узнавания, зритель облегченно вздыхает. Юное деревце с повязанной белой ленточкой словно ждало этой встречи, герой ласково гладит веточки, вспоминая о любимой… Ведь это она (роль сыграла актриса Татьяна Синькова) задает ему вопрос о том, где находятся его любимые, «свои» места – еще в начале фильма, когда они стоят, укрывшись от дождя, в городе. И, может быть, это путешествие он сделал лишь в воображении, рядом с ней? Или прошел-таки весь путь, чтобы ответить на вопрос: «Моя земля – это мой Алтай»?... Любимый Алтай, живущий из нас. Общий для всех, и у каждого свой.

…Фильм мы посмотрели в субботу, в городском ДК. Пришли представители фонда «Молодежные инициативы», который поддержал съемки «Jерима». Они рассказали о своих идеях и работе в разных направлениях. Тут и анимация, и спорт, и новый журнал, и еще много чего интересного. Самого Михаила Кулунакова  с нами не было, но он обратился к зрителю с экрана.

- Я прошу прощения, что не приехал на презентацию, и что вынужден таким вот странным образом общаться с вами, - сказал Михаил. - Фильм –  короткометражка, и у меня не было цели кого-то озадачить, удивить, шокировать или порадовать. Мы снимали этот фильм для себя. Нашли место, где можно делать интересные вещи. Этот фильм можно назвать пробой пера, черновиком, предшественником следующего проекта. Это эскиз. Поездкой на Алтай прошлым летом хотелось «убить несколько зайцев», и одна из целей – съемки короткометражки. Она – какая-никакая, а своя, и я добился от себя искренности. Хочется  сказать спасибо всем, кто мне помогал – Амаду Мамадакову, который с самого начала поддержал меня, Владимиру Егоровичу Кончеву и «Молодежным инициативам» – позитивным ребятам, будущему нашей республики. И, конечно, благодарность и поклон моим родителям…

Айдар Унатов делится впечатлениями о съемках фильма:

-  Честно сказать, получал одно удовольствие! Сниматься на природе – это так здорово, связь с ней ощущается еще острее! Если роль играется с удовольствием, трудности остаются позади. Конечно, они были – и психологические, и физические. Я очень благодарен Михаилу Кулунакову за то, что он помог мне сделать еще один шаг по дороге искусства, благодарен его супруге Ольге – оператору, очень серьезному профессионалу… Надеюсь, дальше у Михаила пойдут полнометражные фильмы! Вообще я не всегда бываю доволен своим результатом, но в данный момент думаю, что получилось. И помню о том, что актер всегда должен искать что-то новое – не стоит «застревать» в одном и том же характере, образе, и тогда будет интересно! Спасибо всем, кто нам помогал – в том числе моим родственникам, Александре Езриной, главе администрации села Нижняя Талда Алексею Яилгакову. Там я родился и вырос! Вот с этой деревни мы и начали свои съемки…

В фильме снимался также Эркемен Епишкин, который работает в Онгудайском СДК, бывший солист "АлтайКая", а еще жители мест, где велись съемки. Фильм снят при поддержке депутата Госсобрания Республики Алтай Айата Унутова. Он сопровождался переводом на русском языке. Музыкальная насыщенность отлично поддержала эмоциональный фон фильма. В «Jериме» звучит музыка Андрея Модорова и Александра Деспла. Эскиз ли, по словам режиссера, или проба пера – эта работа сумела вместить в себя и психологизм, и лирику, и идею целостности человеческой души и родины.  А посему – оказалась оцененной. Удач всем, кто был причастен к этому фильму, и новых тем Михаилу Кулунакову – режиссеру, связанному с Алтаем сердцем и с желанием воплощающему свои задумки на родной земле.

Метки

Добавить комментарий


Как Вы считаете, опыт какой из зарубежных стран подходит больше всего для развития туризма в Горном Алтае?