Улаган выходит на туристский рынок Горного Алтая

Владимир ЕРМИЛОВ
30.04.2016

Просмотров:

1028



Семинар повышения квалификации руководителей туристских предприятий и организаторов сельского туризма Республики Алтай прошёл на прошлой неделе на базе туркомплекса «Манжерок» (ген. директор С.Зяблицкий). Владельцев сельских турбаз учили, например, как получить грант для дальнейшего развития предприятия. В работе семинара участвовало в этот раз много владельцев турбаз из Улагана. Они уже много лет в бизнесе, который успешно развивается благодаря многим факторам, в том числе и тому, что сам по себе Улаганский район находится вдалеке от автотрасс, там много рек, озёр. Разнообразный ландшафт довершает привлекательную картину.

На семинаре выступал заслуженный ветеран отрасли Сергей Зяблицкий с лекцией о правовом регулировании туристско-экскурсионной деятельности в свете нового законодательства о туризме. О перспективах развития того же сектора экономики докладывала кандидат наук Татьяна Зяблицкая, она же ген. директор ООО «Алтайактивтур». Всем участникам семинара были представлены последние достижения в этом бизнесе и направления его развития. Но, как мы все понимаем, от теоритических знаний до практического воплощения идеи в реальность – дистанция огромного размера. Поэтому ожидать, что сельские жители из глубинки республики Алтай сходу начнут применять услышанное в своей деятельности, вряд ли реально, но заложенные знания в любом случае дадут в недалёком будущем хороший результат.

Нюансов в деятельности «зелёных домов» очень много, поэтому опыт тех, кто уже много лет занимается приёмом туристов, неоценим, так как они проходили его, постоянно ошибаясь. В течение многих лет исправляли собственные недоделки, внедряли новое, даже увиденное за бугром или у соседа. В общем, им пришлось покрутиться, чтобы выйти на определённый уровень своего развития, чтобы сегодня делиться знаниями с теми, кто только собирается принимать туристов.

Помнится, несколько лет назад некоторые чемальцы даже не помышляли принимать гостей, аргументируя это тем, что у них нет никакого желания убирать грязь после городских. «Лучше я на охоту схожу или на рыбалку, чем каких-то туристов ублажать», - говорили такие горячие головы, но по прошествии всего нескольких лет они становились приверженцами нового бизнеса, так как в наших местах альтернативы ему нет.

Наши «зелёные дома» находятся в состоянии постоянного развития. Вот только что стояло два домика, кругом грязь по колено, а глядь - назавтра уже выложены тротуарной плиткой дорожки, появляются другие объекты, привлекательные для глаза. И так каждый год что-то новое. Стоять на месте никто не собирается, все заняты модернизацией и обустройством прилегающей территории. Некоторые, взяв в аренду часть горы, строят пирамиды на большой высоте и убеждают любителей экстрима в пользе нахождения под карбонатным стеклом, сложенным в виде пирамиды, и что геометрия помещения притягивает космические лучи (далее по тексту).



В общем, российский народ способен на выдумку, особенно тогда, когда за неё он может получить определённый барыш. В прошлом, для привлечения покупателей, на что только не шли купцы! Одни, как писал Антон Чехов, призывали попов для освящения бочки с постным маслом, в котором утопла крыса, чтобы масло очистилось…, другие заказывали артистов, изображающих отчаявшегося человека, стоящего на высоком карнизе и желающего на глазах почтеннейшей публики совершить самоубийство... Толпа собиралась мгновенно, обсуждала происшествие и ждала кульминации. А в томительном ожидании покупала пирожки и другую снедь, предлагаемую ловким стряпчим.

Наше общество не сможет принять подобные выверты, но что ещё будет?.. Собственно говоря, что уже есть! Мы прыгаем с «тарзанки», скоро начнём прыгать в пропасть, привязав ноги к веревке, или, как героиня одного американского фильма, нацепив парашют, будем совершать полёты вдоль отвесных скал, а затем выкладывать видеосъёмку в Ютуб, вызывая выделение андреналина у зрителей и одновременно желание попробовать то же.

Ждёт ли нас это? Видимо, да, подобное не за горами, но пока мы только приближаемся к экстриму. Другое дело провести туристов по тропинкам в горах и среди первозданного леса, устраивая ночёвки на полянах около рек и окружающих скал, зарядить горожан целой тонной здоровья, которого бы хватило на всю долгую зиму. Чтобы у наших гостей возникло непреодолимое желание снова ощутить запах ночи в горах, свет и тепло мерцающего костра и общение в кругу единомышленников.

Слушателям семинара была поставлена задача разработать туристический маршрут на семь дней. Они успешно справились с заданием, представив свои умозаключения на суд общественности. И, по словам Татьяны Зяблицкой, некоторые разработки уже в этом сезоне можно будет использовать для реального бизнеса. Как говорилось выше, часть слушателей уже давно в бизнесе, и они готовы решать финансовые и организаторские проблемы на хорошем уровне. Но другие только входят в это дело, надеясь уйти от налогов и максимально заработать, чтобы вложиться в собственный бизнес.

Своё дело собирается, например, открыть Игорь из Улагана. У него свой участок в красивом месте, где имеется небольшое озеро и другие природные достопримечательности. Но пока нет денег, чтобы построить что-то фундаментальное. Поэтому он думает начать принимать туристов, развернув палаточный лагерь.

Мы общались с ним по этому поводу, находясь во дворе туркомплекса семьи Телегиных в Чемале, где проходила экскурсия. Глядя на обилие построек у Телегиных, думается, любой участник семинара мог приблизительно посчитать, во сколько может обойтись такая база, и понять, как сложно построить подобное. Но, оказывается, не все в восторге от комплекса Телегиных.

Алла, тоже из Улагана, молодая и симпатичная женщина, рассказала о своём деле, и оказалось, что у них семейный бизнес может одновременно принимать до 75 человек. База расположена в Челушманской долине, в красивейшем месте, где особые климатические условия. Гостей принимают в небольших домиках, разместившихся возле реки. Так как расстояние между домами порядочное, люди получают удовольствие от уединения на лоне природы.

В каждом районе республики свои прелести, к которым стремятся отдыхающие и, конечно же, сравнения здесь мало уместны. В любом случае участники семинара увидели своими глазами то, как развивается сервис в Чемальском районе, и наметили изменения в своём. Обычно так и происходит в жизни. Кроме того, ими получены знания о том, как внедрять инновации в туристический и гостиничный бизнес. Впрочем, в данном деле столько нюансов, что о них можно говорить бесконечно, как и о нашей жизни.

На заключительном этапе семинара перед предпринимателями выступил министр экономики и туризма Евгений Ларин, рассказавший немного о положении дел в экономике республики, а затем было вручение сертификатов и традиционная фотография на память.

Финансирование всего мероприятия взял на себя Всемирный фонд дикой природы (WWF). Его представитель в республике - Татьяна Яшина.

На снимках: участники семинара. Фото автора и WWF.



ОтменитьДобавить комментарий

Как Вы считаете, опыт какой из зарубежных стран подходит больше всего для развития туризма в Горном Алтае?