«Азия: образ открывается» с Сергеем Дыковым

Екатерина Сергеева
23.06.2014

Просмотров:

9111



В начале июня в барнаульском Союзе художников состоялось презентация Международной выставки «Азия: образ открывается», в которой приняли участие и наши мастера – Заслуженные художники России Валерий Тебеков и Сергей Дыков.

Живопись, графика, инсталляция, художественная фотография – представленные на выставке жанры. Работы из частных коллекций и мастерских художников составили эту экспозицию. По задумке организаторов раскрытие «образа Азии» дополняется документальными фильмами о монгольском искусстве – их подготовил общественный фонд «Алтай – 21 век».

Краевая организация ВТОО «Союз художников России», Алтайский государственный технический университет имени И.И. Ползунова, Институт архитектуры и дизайна, выступив организаторами проекта, поставили перед собой задачу – показать ту Азию, которая рождается у художников в результате путешествий.

Воплощенный в произведениях искусства интерес к Индии, Монголии, Японии, Китаю раскрывает отношение авторов к этой теме – неисчерпаемой и притягательной, влияние которой побуждает к созданию новых изобразительных пространств. Путешествия – реальные и фантазийные – становятся источником творчества.

«Одна из особенностей выставки заключается в том, чтобы раскрыть образ Азии не только со стороны, но и как бы «изнутри». Это живая рефлексия на тему Азии. Для зрителя открывается хорошая возможность увидеть работы художников, которые постоянно работают в «азиатской» теме, но, как правило, одной или двумя работами представляются на выставках. На этой выставке будут представлены целые серии», – отмечают ее организаторы.

С российской стороны в выставке представлены работы Ларисы Пастушковой, Сергея Дыкова, Валерия Тебекова, Николая Острицова, Екатерины Дёмкиной, Елены Волковой и других авторов. Фотоискусство представлено работами известного барнаульского фотографа Владимира Савченко. В числе зарубежных участников – монгольский график Зоригт Уянга, художника-акварелист из Западной Монголии Дамдин Гантулг.

По словам искусствоведа Михаила Шишина, «выставка показывает совокупный образ Азии, созданный средствами искусства, вслед за первыми впечатлениями и первыми ощущениями художника от соприкосновения с этим миром».

 

Впечатлениями делится художник Сергей Дыков:

- Мне сообщили, что нужно готовиться к этой выставке, месяца два назад, это еще до того, как состоялся «Сибирский андеграунд» в Новосибирске. Работы авторов подбирались по одной теме, и это совпало с моментом приезда делегации монгольских художников в Барнаул – некоторые их произведения тоже вошли в проект «Азия: образ открывается». Выставка организована, на мой взгляд, на достаточно серьезном уровне.

Она получилось очень интересной, яркой, воплощающей концепцию евразийского искусства – то, о чем сейчас много говорят, к чему стремятся. В Омске осенью состоится Международный художественный проект, который будет называться «Евразия-Арт: великие реки искусства», с подобной концепцией, в котором примут участие художники нашей республики. Выставка «Азия: образ открывается» восхитила объемным разножанровым раскрытием темы.

Замечательная художница Ирина Волкова соединила свои картины и рукописные тексты, представленные в японском стиле. Хотя Ирина была кратковременно один-два раза в Японии, эта страна оказалась ей очень близка. Некоторые ее работы исполнены как будто несколькими движениями кисти – очень тонкие и лаконичные. Сотни листочков со стихами, отрывками мыслей, изречениями обрамляют ее выставочное пространство.

Лариса Пастушкова представила Индийскую тему. Эта серия родилась у них с супругом, Николаем Острицовым, после путешествий в эту страну. Очень яркие работы. Они были показаны в оформлении текстов Рабиндраната Тагора, шедевров индийской лирики. Эта огромная серия из Индии – очень удачная часть творческой биографии Л.Пастушковой. В них не так уж выразительны какие-то внешние черты представлений, связанных с этой страной, но ценно внутреннее наполнение – ее работы несут в себе, на мой взгляд, духовный свет... Также Лариса привезла расписанные индийские платки из шелка, высокого качества, которые в Индии можно купить всего за несколько рупий, они благополучно дополнили эту экспозицию.

Туркменский художник Пиргельди Широв, живущий в Барнауле, замечательно работает – на выставке он показал также большую серию своих работ. Она была «разбавлена» среднеазиатской поэзией. Коммерческий успех этот художник сегодня имеет в Китае.

Горный Алтай представляли мы с Валерием Тебековым. Он выставил свои работы, в которых алтайские мотивы традиционно в его стиле переплетены с театральными интонациями. Среди моих картин есть одна по кумандинской теме – «Осеннее моление», в которой показано время, когда рыба идет на нерест. Экспозицию дополняли керамика, вещи, привезенные из экспедиций, мои стихи.

Примечательно, что в оформление выставки «Азия: образ открывается» были активно вовлечены ткани, артефакты, настоящие свитки с каллиграфией китайских художников, а также инсталляции. Думаю, не одного зрителя удивила, например, композиция в виде огромного слона из…подушек, созданная одной из участниц проекта. Такой подход создавал особое настроение и сопутствовал главной цели экспозиции – красочному раскрытию темы.

- Все художники на открытии сказали очень хорошие слова. Пообщались с искусствоведом Михаилом Шишиным, – продолжает Сергей Дыков. – Была озвучена идея организации биеннале на площадках Барнаула, в которой бы могли принимать участие художники Монголии и Горного Алтая.

Восточное искусство более иррационально и духовно, чем европейское. Оно быстрее может передать идею, образ, мысль. Восточные и западные художники движутся в совершенно разных направлениях. На Востоке свои традиции высокой планки, которые, конечно же, оказывают влияние на западное искусство. Ван Гог, Поль Гоген и многие другие ощутили на себе это воздействие. Взаимопроникновение Востока и Запада продолжается.

Тема, которую предложил проект «Азия: образ открывается», неисчерпаема. Путешествия в пространстве и времени – один из способов для художника выразить себя. Он раскрывает в таких полетах свою душу. У меня это путешествие началось очень давно, и оно не кончится никогда. Мне интересно двигаться вглубь этноса, открывая особенности его культуры и ища в этом движении грани для создания своих произведений. А потом сочинять что-то на эту тему. Путешествие происходит, образно говоря, в параллельном пространстве.

Сейчас у меня близкая тема к той, что обозначена в текущей выставке, и я долго к ней готовился. Это разработка «кумандинской серии». Изучил немало материалов и подхожу ближе к выражению идеи мифологии мироощущения кумандинского народа, которого осталось очень мало, поскольку он ассимилируется. Кумандинцы – очень интересный народ с точки зрения происхождения этноса. В Горном Алтае их около 700, а вообще – всего 3115 человек (по результатам последней переписи). Не знаю, пока, во что в итоге выльются мои поиски, но продолжаю их.

У нас есть «куда смотреть», куда двигаться. На Алтае – очень много духовных связей. Сплетение их. Если все связи соединить воедино, то дрожь берет от осознания того, где мы находимся. Какие тут пути пересекались! Сколько разных культур… Человек слит с природой, он часть пространства – не забывает повторять восточное искусство. Это переживается глубоко и творческими людьми, влюбленными в Алтай, которые продолжают рождать произведения искусства, вдохновленные потрясающей энергией этих мест.

На репродукциях – «Рыбак в Сумерках» и «Осеннее моление» Сергея Дыкова; «Театр Быка и шамана» Валерия Тебекова.

 

Реклама

983
admin

Натусик

23 Июн 2014 в 11:16 | # Ответить
Браво, Сережа!

ОтменитьДобавить комментарий


Социальные комментарии Cackle
Как Вы считаете, опыт какой из зарубежных стран подходит больше всего для развития туризма в Горном Алтае?