Новые миры в работах Татьяны Плетневой и Валентины Ляшенко

Екатерина Сергеева
02.10.2013

Просмотров:

9576

Не поздно ли учиться начинать рисовать, если несколько десятилетий назад ты уже вышел из школьного возраста? Вспоминаю восторженные отклики женщин, которых любимое творчество превратило в азартных девчонок, хотя их собственные дети уже выросли. Раскрыть способности в зрелые лета, встав перед мольбертом и поняв, что происходит что-то сродни волшебству, которое качественно меняет тебя – это ли не чудо, тем более, если ты доверяешься наставнику-профессионалу? Кто станет подвергать сомнению ценность самораскрытия людей, уже неплохо узнавших жизнь, даже если плоды его существуют, что называется, «для себя». Если дело движется, то после обязательно найдется и публика, готовая с радостью познакомиться с этими плодами. Ну, вот мы и пришли к представлению вам двух героинь, которые готовы в ближайшем будущем порадовать любителей изобразительного творчества совместной выставкой. Это – Татьяна Плетнева (на снимке слева) и Валентина Ляшенко. Их работы уже кто-то мог видеть на сборных выставках, которые устраивали студийцы общественной организации «Акварель». В начале октября экспозиция их картин открывается в Майминском Центре культуры.

 

Процесс завораживает

Валентина Ляшенко умеет готовить превосходный чай из трав. Часть лета проводит на своей пасеке за Катунью, поэтому мир разнотравья изучен давно. Вот за таким чаем с медом и начался наш разговор с Валентиной Алексеевной, в котором она отвечала на главный вопрос – что дает ей творчество и как она пришла к нему.

Мама четверых детей, портниха по профессии, кажется, сама удивляется тому, как случилась с ней эта «вторая жизнь», в которой забила ключом радость узнавания себя новой. Это произошло шесть лет назад. В студию «за ручку» ее привела Татьяна Трифонова – женщина, восторженно приветствующая всякое талантливое творчество, сама рисующая, устраивающая в своем гостеприимном доме мастер-классы по живописному искусству с приглашением опытных профессиональных художников. С «Акварели» всё и началось.

– Все женщины красивые, некрасивых нет. Очень люблю для них шить, а теперь с удовольствием рисую женские портреты, – говорит Валентина Ляшенко. – У меня есть чувство, что живу вторую жизнь. Двенадцать лет назад умер муж, младшей дочери было всего шесть лет, и, конечно, главная забота была о детях. И в тот момент встал вопрос: а что я сама могу? Смогла детей поднять… И вот вскоре начался период, словно старая жизнь закончилась, а новая началась. Благодаря Татьяне Павловне Трифоновой, с которой мы дружны и которая привела меня в студию. Так в 2007 году я пришла учиться к Софье Владимировне Хохолковой. И тогда-то в первый раз взяла в руки акварель. Никогда не думала, что буду рисовать. Я не умела рисовать… В городе уже работала студия, но я побоялась туда идти. Мне казалось, что там занимаются те, кто уже многое умеет. А я вообще ничего не умела…

Мои две дочки тоже учились в художественной школе. И когда дочь Даша оканчивала городскую художественную школу, то я ездила в Майму овладевать азами изобразительного творчества. Мне нужно было ей показать, что и я не пропускаю занятия, и то, что в итоге получается... Начинаю рисовать – щеки горят, настроение на взлете, такой азарт, такой кураж! И даже если очень устала, дети все равно советуют ехать в студию – они видят, какой окрыленной оттуда возвращаюсь.

После двух лет занятий у Софьи Владимировны продолжила обучение у Елены Андреевны Корчугановой. И окончила вечернюю студию, диплом получила. Сильно захотелось рисовать портреты. Особенно женские. И снова пошла заниматься к своему первому педагогу.

Вскоре поняла, что очень нравится работать пастелью. Бесценно было наше знакомство с мастер-классами Леонида Сафронова, Ерболата Нуриманова и других художников, которые устраивала у себя Татьяна Павловна. Ерболат напоминает чистый ручеек, который невозможно «поймать» – пробовала его рисовать. Такая живость и свежесть от него идет! И он очень любит природу и людей. Мы – самоучки, но хотим жить творчеством, потому что это есть в душе. И Ерболат говорит нам: «Я сам у вас учусь». Как же приятно это слышать! Когда работаешь с Леонидом Сафроновым, даже если он не учит напрямую, все равно впитываешь его энергию. Он просто рядом сидит, рисует, и это помогает.

Общение, обмен настроениями очень важны на занятиях. С какими замечательными людьми свела меня любовь к рисованию – не высказать! Приятно, что выставка будет совместной. Татьяна Васильевна Плетнева каждую работу доводит до совершенства. У меня по-другому. Мне хватает часа два, и я отхожу от мольберта. Получается набросок. Его потом можно дорабатывать. Но иногда доработка может подпортить работу, будто что-то теряется… Свои черновики не выбрасываю. По ним видно, как расту. Портрет – жанр особый. Хочется уловить суть человека. Кто-то позирует неподвижно, а кто-то очень переменчив. Бывает, спонтанно портрет получается. Раз – и всё.

Да, приятно слышать хорошие отзывы. Но это – не главное. Сам процесс завораживает. Вдруг в какой-то момент задаю себе вопрос: «Неужели это я?» Мои работы побывали и на выставке в Национальном театре, и на открытии Дома художников. Когда увидела их там, у меня от радости «в зобу дыхание сперло…»

Уважаю тех, кто может делать что-то своими руками. А еще люблю в людях качество, которое называется «жаждой жизни». Вот мой отец пришел с войны без руки, а потом с одной рукой дом построил. Он любил жить! Когда это есть в человеке, то понимаешь, что нет такого положения, из которого нельзя найти выход…

 

Нас не остановить…

Татьяна Плетнева уже делилась как-то с читателями нашей газеты своей историей о том, как давняя детская мечта стала сбываться. Это – о любви к рисованию. Когда она в юности в Иркутске училась на геофизика, то много чем увлекалась. Посещала семинары по журналистике, кружок изобразительного искусства и на ипподром успевала – покататься на лошадях… Изобразительный кружок из-за нехватки времени, правда, пришлось оставить. Но то, что требовала душа – никуда не уходило... Воспитана на классической живописи. Один из любимых художников – Аркадий Пластов. Ещё в школе рисовала портреты друзей.

– Шучу иногда, что во мне умер знаменитый портретист. Но как жаль, что так много времени ушло, – говорит Татьяна. – Радость творчества необыкновенна! Вспоминается Борис Пастернак: «О, знал бы я, что так бывает, когда пускался на дебют, что строчки с кровью – убивают, нахлынут горлом и убьют!..» Он сказал о своём, а я думаю – о своем. То, что происходит со мною, и такими как я, желающими учиться  уже в зрелом возрасте, возможно, связано с тем, что мы как-то хотим изменить свою жизнь...

Идея этой выставки давно витала в воздухе. Я отнеслась к ней спокойно, понимая, что главная инициатива должна исходить от Центра культуры. Знаю, что в Майме любят художников. Очень уважаю творческих людей, которые там работают, изобилуют идеями – знают, что без этого жизнь была бы скучной. Софья Хохолкова предложила выставиться нам дуэтом с Валентиной Ляшенко. Конечно же, идею я восприняла очень позитивно. Такие выставки обогащают. Это и взгляд со стороны, и общение, и своего рода подведение итогов.

Когда художник работает над картиной, он вкладывает душу, философствует, рождает множество мыслей и образов. Неважно, какой жанр воплощается. Возможно, он привнесет в свое то, что впитал от других. Это процесс взаимообогащения. И происходит некое «сотворение мира». Мира своего. Перед выставкой я «наряжаю» картины в рамочки, что-то дописываю. Понимаю, что вторгаюсь в свой же мир, который, возможно, лучше не трогать. Приходит мысль, что пусть останусь в написанных когда-то работах такой, какой была тогда. Ведь все картины возникают под определенное настроение. Никто не пишет через силу воли. И каждая сочиняется с хорошим посылом, каждая – несет смысл.

Я, может, и не творец, но становлюсь другой, когда что-то написала. Проникновение в этот мир интересно настолько, что поглощает всего человека. Кто-то сказал, что жизнь – это трата энергии человека. Хорошо, когда человеку эта трата энергии интересна, а другим – полезна. Когда я созрела для творчества, появились студия и художники, которые с нами делились. Все это началось восемь лет назад, и выставка – итог всех радостных «случайностей». Жаль, что сегодня студии нет в художественной школе... Ее нет, но нас не остановить.

Все-таки задаюсь вопросом, почему люди начинают рисовать. И не могу найти ответ. Ведь не все так спонтанно. Мне кажется, что это – «отодвинутая мечта». Пришло время и для нее. И это, действительно, другая жизнь, много новых людей, знакомств. Это – новые миры. Возникают дружбы, обмен энергиями. Совместное творчество сближает.

Многогранная красочная жизнь... Сейчас выставка, потом появятся новые идеи, потому что на месте стоять нельзя. Значит, найду новых «попутчиков». Возможно, будет и новый учитель. Во мне сидит человек любопытный, немного авантюристичный. Я слушаю его. Жизнь будет продолжаться. И куда приду – не знаю. Но мне это очень интересно…

 

Реклама

518

ОтменитьДобавить комментарий


Социальные комментарии Cackle
Чего не хватает для комфортного отдыха в Горном Алтае?