Елена Корчуганова: «Мечта стать свободной…»

Екатерина Сергеева
26.11.2013

Просмотров:

8938

Под занавес нынешней осени я поздравила себя с тем, что оказалась в числе первых зрителей Горно-Алтайска, которые увидели новые работы Елены Корчугановой. Увидела еще до открытия ее выставки, что готовилась к показу в Детской художественной школе. Тонкие, необыкновенно притягательные акварели очаровали. Одна к одной – поэтичны. Я знаю, и уже давно, что Елена Корчуганова – акварельная волшебница. И вот эти этюды – просто чудо. Да, и они, к счастью, женственны. Потому отозвалась особенным восторгом в сердце эта живописная нежность.

Уточню, что выставка обозначена как «предпрощальная». В том плане, что художница оставляет работу педагога в художественной школе, которой было отдано более двадцати лет. Оставляет без печали. В пользу «чистого» творчества, которое требует свободы...

У Елены с горно-алтайской художественной школы и начался путь в живопись. Потом было Новоалтайское государственное художественное училище, затем – Ленинградское высшее художественно-промышленное училище имени В.И. Мухиной. Питер – это ее особая любовь. Как и цветы. Но этим летом цветы она рисовала мало. Переключилась на этюды. Кто-то, сказала Елена, назвал их грустными. Грустные… Разве? Умиротворяющие. Именно так.

- Елена, в последний раз обстоятельно мы беседовали с вами, когда вы три года назад вернулись с группой наших художников из Монголии. Что случилось за это время интересного?

- Самое интересное, что за это время ничего особенно событийного не произошло. Но – в отсутствии поездок жизнь становится такой успокоенной. Первый год без путешествий показался мне скучным. Особенно лето. А потом всё поменялось. Прошедшее лето тоже никуда не ездила, но в это время я постоянно писала. Уезжала на городские окраины и писала там. Начала видеть то, что раньше казалось скучным, простоватым. Новая выставка – этюды только этого лета. И я не выставляю ни одну работу, которая была написана раньше. Цветы нынче рисовала очень мало. Было почему-то не так интересно это делать, как раньше. А вот притягивали мосточки, ивы, небо, пригорки… Самое простое, как говорят, всегда – самое сложное. Небо – земля – трава, или облако – гора – дерево, или другие, привычные глазу, отношения.

Чувствую, что планку для себя подняла довольно высоко. Как оценит мои этюды зритель? Возможно, эта выставка кому-то покажется не оправдавшей надежды. Может, будет любопытной только профессионалам. Я к этому тоже готова. Но приятно делать такую выставку, потому что показываешь то, что пишется именно «для себя»… Не рассчитывая ни на покупателя, ни на похвалу.

- Акварель вам верна, вы – верны акварели. Бывает так, что написанное можно подкорректировать?

- Акварель она для меня… святое. И она не допускает корректировки. Не дает возможности такой, правда. Но вот что стало происходить в последнее время. Я иногда дорабатываю. Бывает, приносишь домой этюд, смотришь на него… И выбросить жалко, и чувствуешь, что показывать тоже никому не надо. И вот он полежит. И вдруг через какое-то время ты начинаешь видеть, что именно в нем ценного. Стала дописывать эти этюды. Все-таки спустя время начинаешь иначе воспринимать свои работы. Раньше я этого не делала. Это еще одна «новость» – для самой себя.

- Ваше решение оставить художественную школу связано с потребностью большего посвящения себя творчеству?

- В нашей школе плохо работать нельзя. А хорошо работать здоровье не всегда позволяет. Начала уставать. Если снова набирать класс, на полную выкладку работать, нужно много сил... В общем, хочется поменять всё. Обстоятельства так сложились. А потом, если вовремя не уйдешь, потом возникает привычка работать. Поэтому – ушел так ушел. И всё. Не хочу состояния привычки. Этот этап закончился, надо начинать новый. Совершенно другой.

- Каким вы его видите?

- В идеале, если позволит семейное и финансовое положение, то – писать и ездить. То есть, я поняла, что в жизни больше всего хочу двух вещей – ездить и писать. А работая в школе, эту возможность теряешь. Маральник зацвел или осень пришла – все художники на этюды, а я – на занятия. Хороший день выпал - свежий снег или листопад, тут бы порисовать надо, а ты на уроки идешь. Словом, мечта у меня такая была – доработать до пенсии и стать свободной.

- А дочь Таисия остается в школе?

- Да, она преподает здесь «историю искусства» и «композицию». Думаю, потом наберет класс, и из нее, даст Бог, хороший педагог получится. Я это чувствую. Она сейчас прошла даже на межрегиональную выставку «Сибирь-XI» в Омске. У нее было уже несколько «персоналок». Занимается фотографией. То есть работает она постоянно и творчески.

- Что касается Омской выставки, ваши работы там участвуют?

- Да, туда прошла одна из моих акварелей. Эта выставка бывает раз в несколько лет и считается престижной. Что касается тем, то там принимается всё – главное, чтоб было актуальным и интересным. От республики туда отправились 56 работ – в ней приняли участие 26 наших художников.

- Вы довольны результатами своей работы как педагог?

- Бывают времена такие… Словно пауза перед каким-то рывком. У меня было такое ощущение по поводу этих последних трех лет. Они ценны каким-то внутренним ростом. Чем больше у тебя ограничений, тем больше ты начинаешь понимать. Что надо делать, как быть… В это время ничего искусственно форсировать не стоит.

Самое ценное в этой паузе было – работа с последним классом, который я выпустила в этом году. Дети очень талантливые, организованные и интересные. Повезло. Боженька подарил таких учеников на прощанье. Первый раз у меня был класс целиком – от первого и до последнего дня. И это тоже одна из причин, почему я не хочу оставаться здесь работать. Второй раз такой подвиг совершить у меня сил не хватит. А стоит ли работать иначе?

У нас к концу 4-го класса было ощущение единой творческой мастерской с детьми. Четверо из них поступили в колледж культуры и хотят дальше продолжать учиться. Это Настя Ельникова, Валерия Камольцева, Соня Шмидт, Саша Понькина. Каждая из них определилась, в каком жанре будет заниматься. И они очень счастливы, очень довольны, что поступили. Колледж культуры и искусств – уникальное место. Не все родители решаются после 9-го класса детей отправлять в другие города. А в колледже они четыре года могут спокойно учиться. Подрастут, а дальше могут уже выбирать, куда двигаться. Там очень хорошие педагоги.

- Елена, а взрослую студию не хотите снова собрать, как это было раньше?

- Совсем замыкаться нельзя, специально собирать не буду, а если сложится само, возникнет помещение, группа, то не отказалась бы, скорее всего.

- Куда хотите отправиться путешествовать, если не секрет?

- Хоть куда. В самом деле, я настолько люблю дорогу и путешествия, что готова пользоваться любыми командировками, чтобы просто поехать, посмотреть. Люблю, если случаются поездки с коллегами на этюды. Люблю одна ездить. Просто люблю бродить по другим городам.

- Что сегодня тревожит больше всего, а что – радует особенно?

- Тревожит в основном состояние здоровья родителей, потому что степень моей свободы будет зависеть от того, как они будут себя чувствовать. Если нормально, то я смогу ездить. А радует свобода. Как она может не радовать! А еще радует то, что в принципе-то я не очень состарилась. Сил хватает. Начинается новый этап.

- Мне кажется, в вас много юношеского!

- А иначе нельзя, если работаешь в школе с детьми. Как только ты становишься «над ними», контакт сразу прерывается. Они очень благодарны, когда ты с ними можешь говорить о фильмах, о музыке и обо всем остальном.

- Как-то в интервью вы сказали, что предпочитаете слушать молодежные музыкальные жанры. Что теперь?

- Всё так и остается. Мы и сейчас с дочерью и моей племянницей Софьей Корчугановой, которая тоже учится в колледже культуры, вместе слушаем музыку и пишем, работаем. И мы – самые строгие судьи друг другу.

- Коллеги спокойно вас отпускают?

- Я попросила дочь, чтобы она, если мне станет скучно и грустно, и я захочу вернуться сюда, – не разрешила бы мне этого делать. Это было бы просто слабостью. Коллеги – а степень их вежливости можно оценивать по-разному – предлагают мне остаться. Но – решено так решено. А потом, я никогда не возвращаюсь в те места, где уже была. А может быть и так: не возвращайтесь туда, где вам было хорошо – это самая оптимистичная нота, на которой можно закончить нашу беседу.

 

Реклама

520

ОтменитьДобавить комментарий


Социальные комментарии Cackle
Как Вы считаете, опыт какой из зарубежных стран подходит больше всего для развития туризма в Горном Алтае?