Юрий Федотов: «Живопись – как чистый воздух…»

Екатерина Сергеева
12.01.2011

Просмотров:

30583

«Сиреневое адажио», «Звездная соната», «Кантата минувшего», «Песня старых талин», «Тополиные аккорды»… Эти музыкальные названия принадлежат новым живописным работам Юрия Ивановича Федотова – нашего горно-алтайского художника, чье имя во всемирной энциклопедии «Художников всех времен и народов», выпущенной в Германии в 2003-ем году, значится как имя русского живописца и мастера лирического пейзажа. Его выставку решили приурочить к праздничным дням – искренне любящий наш город, Юрий Иванович не устает воспевать в своих картинах его пейзажи в любое время года.

       
Под белыми шапками  Апрель в Майме  Березовый март Краски весны 
       
       
Мартовская синь  На зимних горах    Последние листья 
       
       
Проталины   Унылая пора - очей очарованье В лунную ночь на Майме Зимний вечер 

Понять и насладиться живописью этого человека легко и радостно смогут те, в чьих сердцах живет трепетное, душевное отношение к нашим родным местам. Но и те, для кого наш городок стал привычен до степени страстного желания территориальной смены обстановки, сможет с удивлением открыть для себя тот факт, сколь прекрасным становится все самое-самое знакомое, если смотреть на это глазами художника. 

Его любимые заветные места, которые он открывает заново в своих работах не только для себя, но и для зрителя, вдруг неожиданно начинают приятно тревожить память. Ах да, это же то самое местечко! Неужели? Узнали... Вспомнили, что оно связано с детством, с юностью. И только теперь заметили, что в нем есть что-то необычное – то, что мастер выплеснул на картину через свою душу. Оказалось, что это – момент общей памяти сердца, отзвук его милых, но так все реже воскрешаемых сентиментальных струн. Тот, кто живет в этом городе с любовью к нему до всех периферических окраинок, даже если там еще не побывал – Юрия Федотова поймет…

«Не надо никуда ехать, все – рядом, и это надо просто разглядеть…» - говорит художник, заставляя и нас почувствовать это. В его работах нет остроконечных гор с белками, а реку Маймушку он любит не меньше матушки-Катуни, хотя и она – одна из главных героинь творчества наших художниках, есть в сюжетах его картин. Федотов пишет всегда с натуры. Говорит, что так необходимо. В момент созерцания приходит пронизывающая живая энергия. «Мы живем в городе, который так окружен природой, так близок к ней, что это дает нам возможность уже быть духовно богаче в отличие от тех, кто населяет душные мегаполисы и не видит звезд… Тем обиднее, что приезжающие сюда чаще  всего относятся к природе слишком утилитарно, потребительски…»

Лет пять назад в жизни этого художника начался этап, когда он всецело посвятил себя творчеству, не отвлекаясь более ни на что. Но рисовал он всегда… И в детстве, и когда был в армии, и когда учился в нашем педвузе, а потом служил пять лет в КГБ. Рисовал, когда работал старшим преподавателем на кафедре философии, а потом – главным специалистом комитета по информационной и национальной политике Правительства РА. И преподавая потом пятнадцать лет в детской художественной школе, со своим личным творчеством он не расставался. Просто пришел момент, когда стало ясно, что нужно заняться только живописью, которая так трепетна и чудесна и всегда «как чистый воздух», которая продлевает жизнь тому, что не может быть вечным… И что нужно быть самим собой. 

Федотов понимает, что этот выбор – не просто от одной потребности души, но и оттого, что искусство – это высокая обязанность, и если тебе дан дар, то ты должен уметь говорить тем языком творчества, которым наделен от природы. Слава Богу, что комплекс провинциального художника был снять давно и сам по себе, после учебы в институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина в Ленинграде, когда Юрий Федотов понял, что наши художники ничуть не хуже тамошних столичных, и даже наоборот. Это укрепило его веру в свой дар, оставив на всю жизнь преданность самому совершенному языку цвета и формы – живописи. «Я рад, - говорит он , - что люди все-таки несмотря ни на что не теряют стремления к красоте. Грустно, что в наше время утеряна духовная связь поколений и времен, утрачен патриотизм, однако люди все также стремятся к искусству, которое позволяет глубоко переживать, иначе чувствовать жизнь и радоваться ей. Ведь человек без связи с культурой и природой утрачивает свою человечность…». 
                                                                              

Метки

Добавить комментарий