Может, хватит грабить Алтай?

Николай ВИТОВЦЕВ
17.04.2018

Просмотров:

1503



По одной из программ, разработанных правительством Бердникова, число туристов, приезжающих в Республику Алтай, должно вырасти в обозримой перспективе до 7-8 миллионов. Труд был коллективный, поэтому встретиться с автором смелой идеи вряд ли получится. Но если вдруг он объявится сам, хотелось бы спросить у него: как быть с мировым стандартом применительно к нашей республике? А стандарт прост: для качественной работы всех служб сервиса встречающая сторона должна иметь в своем распоряжении не менее десяти человек обслуживающего персонала в расчете на одного туриста.

Получается, что для реализации дерзких планов республике надо пережить небывалый демографический взрыв и довести численность своего населения хотя бы до уровня Грузии, где туристов бывает как раз 7-8 миллионов. Это в перспективе. А сейчас, исходя из отчетов республиканского правительства, у нас должно быть население Эстонии, по преимуществу трудоспособного возраста. Или всё-таки у нас не было летом прошлого года 2-х миллионов туристов? Попробуем разобраться.

Мировые стандарты для того и вводятся, чтобы видеть тенденции экономического развития, строить реальные прогнозы на будущее, заниматься экологией и вести грамотную социальную политику. Всё это прописные истины, но в случае с туризмом в Республике Алтай, где трудоспособного населения сейчас не более 60 тысяч человек, декларируемые 2 млн туристов, говоря бухгалтерским языком, «что-то не бьются». Даже если пуститься в фантазии, полагая, что в сфере туризма у нас шестая часть работающих, в т.ч. «в тени», сколько же придётся клиентов на каждого бедолагу, занятого в «индустрии гостеприимства»?

Не будем ломать голову. По данным WTTC, через десять лет туристическая отрасль обеспечит по всему миру каждое 9-е рабочее место. Даже если вообразить, что Республика Алтай уверенно лидирует на всей планете, и уже сейчас мы как бы в 2028 году по этому показателю, то даже в этом случае получится, что в туризме у нас 6-7 тыс. человек. На самом деле, конечно, меньше – и из «рекордных» 2 млн туристов на одного работающего в этой отрасли приходится сейчас где-то по четыреста человек.

Нигде в мире нет такой сумасшедшей занятости, имея в виду туризм как отрасль экономики, даже у египтян и чехов показатели гораздо скромнее. Взять, к примеру, Чехию: там в сфере туризма занято около 250 тысяч человек, а число иностранных туристов — 16 миллионов. Итого: по 64 клиента на каждого работающего в этой отрасли. Один из лучших показателей в мире. А у нас — по четыреста…

Возникает вопрос: а что это за «туристы», которых подсчитывают у нас в республике и в соседнем Алтайском крае? На двоих получается уже что-то более 4-х миллионов. Понятно, что на тракте от Бийска до Долины Свободы считают одних и тех же, и даже в Барнауле соглашаются: львиная доля из «степных» миллионов устремляется всё-таки в горы, за Долину Свободы.

По планам регинальных властей, автотуристы будут врываться в республику по новой 4-полосной автомагистрали со скоростью 120 километров в час…

Нам не разобраться в нынешней статистике, если не найти тот ключик, из которого рождался сегодняшний бурный, уже на миллионы туристов, и всё набирающий силу поток гостей. Понятно, что в лихие 90-е было не до туризма, в «челноках» считалось выгоднее. Деньги ЭЭР «Алтай» в то время вкладывались опять-таки в более выгодные проекты, и ничего кроме «Миллениума» в районе Айского моста на оффшорные деньги для туризма не сделано. Лишь в августе 2005-го правительство Михаила Лапшина осмелилось заявить, что к 2020 году поступления от туризма в бюджет РА составят 150-170 млн рублей в год, увеличившись по отношению к стартовым показателям почти в 10 раз. Это было программное заявление тогдашнего министра туризма Виктора Затеева.

Нетрудно подчитать, даже без калькулятора: в 2004-2005 годах туризм давал бюджету республики… 15-17 миллионов RUR, где-то по 80 р. на каждого жителя. Кстати, это были самые жирные годы во время правления Путина, когда нас одолевало головокружение от успехов «Газпрома». Парадоксально, но это факт: туризма как сектора экономики еще не было — но министерство туризма уже открыли.

Через год власть в республике переменилась, а еще через год, уже в 2008-м правительство А.Бердникова одобрило проект республиканской целевой программы «Развитие туризма и рекреации в Республике Алтай на 2008-2010 годы». Сообщалось, что на программу из республиканского бюджета дают 63,4 млн. рублей. Планировали увеличить число мест в гостиницах и турбазах, отвечающих запросам взыскательных клиентов, до 10 тысяч. Кроме того, сумму налоговых поступлений решили поднять до 44,2 млн. рублей в год, а численность рабочих мест в сфере туризма и рекреации довести до 4.200 человек. Вроде бы всё верно: на 2028 год у нас провизорно получилось 6-7 тыс. человек, значит, сейчас от 5 до 6 тысяч (не больше). В органах власти и силовых структурах работать выгоднее.

Идём дальше. В 2012 году к концу сезона налоговые поступления от турбизнеса составили в Республике Алтай… 45 миллионов рублей. Год был, образно выражаясь, серединный (если отталкиваться от программы 2005 года), и сумма поступлений тоже должна была быть где-то средней между лапшинскими 15-17 млн и заявленными 150-170 млн RUR — скажем, около 90 млн — а получилось наполовину меньше. Республиканская налоговая служба извещала: поступления от турбизнеса составили… всего 1,1% от суммы налоговых доходов в консолидированный бюджет, при этом в республиканский бюджет пришло 16 миллионов, в местные — 28,3 млн рублей.

Говоря о мизерных налогах, получаемых с туризма, наши чиновники любят порассуждать о «мультипликативном эффекте», который наиболее репрезентативен для того или иного кластера, к примеру, чемальского. Такой у них нынче язык. По данным минтуризма РА, в 2011 году объем реализованного туристического продукта в республике вырос по отношению к 2010-му на 17% — до 2,3 миллиарда рублей, при этом турпоток увеличился на 12,5% и составил 1,35 миллиона посещений. Много это или мало, не суть важно для нашего чиновничества. Поголовье туристов стало восприниматься властями как некое движимое имущество, которым можно легко управлять и даже манипулировать.



Размышляя об итогах сезона-2011, тогдашний вице-премьер Сергей Тевонян на заседании координационного совета МАСС «Сибирское соглашение» обронил: «Мы принимаем уже более 1,4 миллиона отдыхающих в год, но для успешного предоставления товаров и услуг, которые мы можем произвести, нам нужно принимать не менее 2,6 миллиона туристов, к этой цифре мы намерены прийти к 2020 году» - об этом сообщалось на официальном правительственном портале. Как говорят рекламщики, почувствуйте разницу: в середине нулевых годов говорилось о планах роста платежей в бюджет за счёт туризма — а после нулевых заговорили о масштабах освоения бюджета за счёт того же туризма.

Много ли можно «откатить» или «распилить» при реальном подсчете числа туристов в местах размещения? Мировой опыт учит именно этому: подсчитывать число ночевок в гостиницах, на турбазах, в кемпингах и т.д. Предположим, заявленные на 2010 год 10 тыс. мест для туристов и отдыхающих заполнялись бы постоянно. Какую картину увидел бы Сергей Михотарович? В среднем турист отдыхает у нас от 7 до 10 дней, и даже если вообразить, что с июня по август все места в гостиницах и турбазах разлетаются в драку, получилось бы в лучшем случае 100-150 тысяч туристов за сезон. Посчитывать «дикарей» нет смысла: от них далеко не тот «мультипликативный эффект», который хотелось бы видеть чиновнику. Автотурист тоже едет чаще всего с палаткой и далеко не с пустым багажником — тоже без «мультиков». Как ни крути, а реальных туристов (дающих пользу региональной экономике) никак не больше 300 тысяч за сезон.

Зададимся вопросом: дал бы премьер Медведев миллиарды бюджетных денег на «алтайскую яму», если б ему стали говорить про 300 тысяч туристов, из которых нырять там не стала бы даже четверть? Дали бы миллиарды на строительство моста в Тюнгуре, на дорогу в Урлу-Аспак, на «горнолыжку» в районе Манжерокского озера и другие прожекты, оторванные от реального развития туризма в регионе? Нет, конечно. Масштабы освоения бюджетных средств имеют прямую зависимость от «бурного потока», и если заговорили про 7-8 миллионов туристов в год, то в автотуризме будут на Алтае все — вплоть до водителей автошкол с учениками, впервые выруливающими на Чуйский тракт, была бы видеокамера.

В прошлом году статья Аржана Малацагаева о состоянии туризма в Бурятии ввела чиновников в состояние клинча. Там тоже региональные власти развивают туризм в пользу федералов за счет «мертвых душ». Примерно как у нас: восемь пишут, один в уме. В переписке с А.Малацагаевым мы пришли к выводу, что туристов в той и другой республике где-то поровну, не более 300 тысяч человек в год. Отдыхающие «на лоне природы» не в счет: от них нет ничего, кроме убытков, если подсчитывать затраты на уборку мусора и вред, причиненный экологии.



По итогам сезона-2015 в консолидированный бюджет Республики Алтай от туристической индустрии пришло чуть больше 37 млн рублей. «Это на 16% больше, чем за аналогичный период прошлого года», - отметила в декабре пресс-служба республиканского правительства. Вспомним, в 2012-м собирали 45 миллионов. Почему же в 2014-м упали ниже 30-ти? Ведь поток туристов нарастал и ширился: по словам министра экономического развития и туризма Евгения Ларина, в 2014-м республика приняла «порядка 1,5 млн туристов, что на 22,4% выше аналогичного периода 2013 года».

Поток нарастал, расходы туристов тоже росли — а доходы в бюджет падали.

В 2016 году турпоток определили уже в 1.986.300 человек, но чаще мелькали пресловутые 2 миллиона. В среднем каждый турист находился на территории республики около 5 суток, учитывая основную массу выезжающих «на бережок» по выходным, и тратил с учетом всех дополнительных туруслуг где-то на уровне предыдущего года — 2.596 рублей в сутки (для сравнения: 2500 рублей 2015 году). В правительственной справке есть всё, кроме самого главного — экономических выгод от туризма.

Для простоты и удобства подсчетов возьмём усредненные 1,5 миллиона туристов и 2.500 руб. в сутки, а потом умножим на пять. Не знаю, может, у меня калькулятор плохой, но получается, что полтора миллиона туристов, из которых каждый проживал у нас в среднем 5 суток, должны были приносить каждый год к нам в республику не меньше 18,8 миллиардов RUR. Пересчитав несколько раз, я задался вопросом: врут про 1,5 миллиона или так залихватски воруют? 

«Туристская отрасль как локомотив увеличения доходной части консолидированного бюджета Республики Алтай» - с такой информацией в конце декабря 2016-го выступал перед депутатами республики 1-й зам. министра экономического развития и туризма РА Роман Птицын. Тут уже доля налогов от туризма в общем объеме налоговых поступлений составила в 2014 году 2,2%, но через год, правда — 2%. Арендные платежи за использование земельных участков в рекреационных целях составили в 2015 году 36,4 млн. рублей, обязательные отчисления в пенсионный фонд, фонды социального и медицинского страхования — 61 млн. рублей.

Денег в обороте — около 19 миллиардов (если исходить из численности «туристов»), а доходов в бюджет — чуть больше 200 миллионов, учитывая все-все налоги и платежи. Власть может возразить: таких оборотов на ее территории отродясь не бывало. Но тогда зачем рисовать полтора (а теперь уже и 2,05) миллиона туристов?

«Туризм до сих пор не стал локомотивом экономики Республики Алтай», - ответил г-ну Птицыну депутат Геннадий Сумин. Турбизнес, который нещадно эксплуатирует природные богатства Горного Алтая, обязан платить все налоги по месту нахождения турбаз. Депутат республики предложил включить в рабочую группу специалистов налоговой службы и разработать такую правовую базу, при которой турфирмам стало бы выгодно регистрироваться внутри республики. Депутат готов выйти с новой законодательной инициативой на федеральный уровень. Что же заставляет бывшего министра пойти на такой шаг? Геннадий Сумин привел убийственные примеры: в 2013-2015 годах в туризм из бюджета республики инвестировали 755 млн. рублей — а налогов за это время собрали 305 млн. «И это около 2% от всех наших доходов», - возмущался депутат, которому не хуже других известно, что среднемировой показатель в признанных туристических центрах — на уровне 10 процентов от ВРП.

Все громкие проекты реализуются в Горном Алтае с привлечением средств из федерального бюджета, на условиях софинансирования. Доля средств из республиканского бюджета составляет обычно 10 процентов. Это значит, что в 2013-2015 годах (только за три года) федеральное правительство выбросило на ветер не менее 7 миллиардов рублей. А за пять или семь лет? И сколько выброшено денег с момента создания ОЭЗ «Алтайская долина», от начала рытья котлована там, где так и нет искусственного моря с катамаранами и парусниками?

На снимке: вот и всё, что осталось от «искусственного моря» к концу строительства в алтайской ОЭЗ…

Если бы дать эти «арбузы» людям, реально работающим в туризме, получилось бы от 1,2 до 1,4 миллиона рублей на каждого. И с такими деньгами можно было бы рассчитывать в эти три года на будущую налогооблагаемую базу. Но у властей, похоже, свой вопрос к этим людям: «А откаты?» На котловане возле Айского моста и на дороге от аэропорта до этого котлована откатывалось без проблем. В общем, вложили 755 миллионов — собрали 305. А если бы депутат Сумин подсчитал за весь период 2006-2017 годов?

Кстати, о налогах в бюджет Крыма от туризма за прошлый год: они выросли там на 9% к уровню предыдущего года и составили 1,6 миллиарда рублей. Об этом информировало в конце 2017-го агентство «Прайм». И это «несмотря на сокращение турпотока на 5%, до 5,085 миллиона туристов», сообщалось в материалах Ростуризма. Из пяти миллионов туристов 3,3 млн побывали в Крыму летом. Это меньше, чем летом 2016-го, однако ж налоговые поступления от туризма в региональный бюджет выросли на 9%.

Если там, в Крыму, 5 млн туристов дали бюджету 1,6 миллиарда рублей, то спрашивается: сколько же тогда должны дать бюджету Республики Алтай прошлогодние 2,05 миллиона туристов? Получается, где-то 650 миллионов рублей только в виде налоговых поступлений. Или мы живём с крымчанами не в одной стране? При нашей дороговизне (а её отмечают все приезжающие на Алтай) отдача у нас должна быть гораздо выше, и наш «локомотив» уже тащил бы в бюджет сумму под миллиард, если бы слушали депутата Геннадия Сумина.

Он говорил про 2013-2015 годы. Говорил про Алтай, который считается «туристической Меккой», настоящим раем для путешественников, «второй Швейцарией» и т.д. Во всяком случае, по сравнению с крохотной Эстонией наш регион выглядит по части туризма сущим гигантом. Но так ли это? Эстонская «Postimees» в апреле 2013-го даже не пыталась скрывать свой оптимизм, рассказывая о том, что турбизнес страны третий год подряд показывал рекордные результаты. Судя по информации Банка Эстонии, в 2012-м доходы в госказну от туризма составили 1,24 млрд евро, что на 2,7% больше, чем в 2010-м. Если пересчитать по курсу того времени, то это никак не меньше 45 млрд RUR.

А сколько же туристов принимает невзрачная Эстония? В прошлом году число иностранных туристов, побывавших на родине Анне Вески, впервые перевалило за 2 миллиона, что на 6,6% больше, чем в 2016-м. Можно сказать, что в Эстонии — почти как у нас, если бесхитростно считать туристов по головам. Но только вот у них по миллиарду EURO — а у нас по 100 млн RUR в год. У нас не только с турфирм — со всех торговых сетей деньги уходят «на сторону».

И, кстати, генеральный секретарь Союза эстонских турфирм Марианн Лугус утверждает, что 1,5 миллиона российских туристов в Эстонии в показателях нашего Росстата за 2017 год — это все, кто пересекал границу, в том числе… местные жители, которые по нескольку раз переходят границу каждый день. А вот в данных эстонского Департамента статистики отражается только число туристов, которые пользовались услугами отраслевых предприятий — тогда как гостей в стране было, конечно же, больше. К примеру, в Таллинском порту считают, что в 2016 году столицу Эстонии посетили 474.990 круизных туристов, а на самом деле они вышли с корабля всего на несколько часов. Какие ж это «туристы»?



Департамент статистики Эстонии делит данные нашего Росстата примерно на восемь, и получается примерно как у нас с А.Малацагаевым: в 2016 году там побывали 200.972 российских туриста, но никак не 1,5 миллиона. Если методика эстонского ведомства верна, и если она соответствует мировым стандартам, то в нашем случае 2,05 миллиона прошлогодних «туристов», которые были замечены при въезде в Республику Алтай, как раз и дадут в сухом остатке 250-300 тысяч реальных туристов.

Но Эстония в наше время — это уже заграница, и то, что «у них», не всегда совпадает с тем, что «у нас». Сколько же туристов принимает, скажем, Башкирия? По данным Госкомтуризма республики, за прошлый год турпоток в Башкирию увеличился по сравнению с 2015-м сразу на 15% и впервые превысил 2 млн туристов. Как раз то, что надо. Регион улучшает показатели и подтягивается к Алтайскому краю и Республике Алтай, уральская республика переместилась уже на 11-е место. Но в Уфе тоже есть люди въедливые, которые усомнились в цифири республиканского госкомитета. Они напомнили о росте турпотока в Башкирию в 2016-м по сравнению с 2015 годом на 25% — до 1,4 млн человек. Но если прибавить к тем 1,4 млн прошлогодние 15%, то озвученные Госкомтуризмом РБ два миллиона никак «не набираются».

С трудностями при подсчете клиентов соглашались и в республиканском ведомстве. Там не отрицали, что оборот туристических компаний в Башкортостане составляет около 100 млрд рублей. «Но это лишь малая доля того (курсив мой – Н.В.), что генерирует турпоток». И далее ведомство расписывалось в собственном бессилии, говоря, что нет никакой возможности подсчитать доходы с туристов в гостиницах, ресторанах, кафе и т.д. По данным Госкомтуризма РБ, каждый турист в среднем тратит в республике по 3000 рублей в день. И это похоже на правду, у нас в Горном Алтае примерно так же.

Но если оборот в сфере туризма при 2,05 млн клиентов в год с оглядкой на башкортостанскую статистику может достигать ста миллиардов рублей, то с учетом всех налогов и платежей с этих 100 млрд должны поступать к 2020 году в бюджет никак не программные 150-170 миллионов, а уже миллиарды рублей. Или всё-таки нет у нас этих миллионов гостей, дающих столь радужные обороты? Если их нет, то самое время честно признать: мы погорячились, к нам приезжают каждый год 250-300 тысяч туристов. Если же они всё-таки есть, то мы ждём от властей внятный ответ: где тогда наши миллиарды?

Торговые сети идут вслед за туристами во все районы республики — от Маймы и Чемала до Усть-Коксы и Кош-Агача.



Туристы тратят не только в местах отдыха. По данным федеральных финансовых структур, объемы торговой выручки «Марии Ра» каждый месяц составляют по РА в среднем около миллиарда. Летом побольше — за счет туристов, разумеется. И эти миллиарды тоже уходят за пределы республики. Александр Шефер со своей сетью «Парламент» был последним, кто пытался говорить о развитии внутри республики собственных торговых сетей. Но правительство «временщиков» в таких советах, увы, не нуждается.

В прошлом году в Эстонии побывали, как уже сказано, более 2 млн иностранных туристов. Они провели в стране более 4,15 млн ночевок, или на 7% больше уровня 2016 года. А сколько же ночей провели в Горном Алтае наши 2,05 миллиона гостей, сколько денег они оставили? В Эстонии в прошлом году средний российский турист, по их данным, тратил за время поездки €229 (или около 16 тыс. руб.). Но если пользоваться данными небеспристрастного Росстата, то 1,5 миллиона туристов из РФ должны были бы оставить там… 24 миллиарда рублей.

Хорошо, что в Эстонии ничего не знают про наш Росстат — иначе всё могло бы закончиться отставкой их правительства.

А мы тем временем назло буржуазной Европе продолжаем держать верный курс в отдельно взятой республике на 7-8 миллионов туристов в год, и с нынешними темпами приписок масштабы освоения федеральных средств (точнее, их присвоения) за счёт «алтайского туризма» будут только расти. Если, конечно, вовремя не остановиться и не спросить самих себя: а где же эти 4 миллиона туристов на «два Алтая»? И почему у нас нет второго Крыма, если говорить о налогах, или второго Башкортостана, если говорить о десятках миллиардов, которые вращаются в «индустрии гостеприимства»? Если власть знает об этих миллиардах, и, возможно, даже что-то имеет с них, то почему у нее нет денег даже на то, чтобы прибрать мусор за своими гостями?

Фото:  2gis.ru, dreamstime.com, drom.ru, grindin.net, mikrob.ru, travelask.ru, turizm.ngs55

- -12 +
Анастасия 21.04.2018 в 12:15 # Ответить
Этнографический туризм
Разницу между количеством и доходом в туристической отрасли можно объяснить на примере "Золотого кольца Горного Алтая", этот бренд РА -эксплатирует Новосибирск, Москва. Они у себя продают путевки по 40-50тыс руб\чел и по 50-70 чел автобус (автобусов за сезон 100-500 шт) с продуктами катят в Горный Алтай- эксплуатируют нашу красоту, чистый воздух и воду, а взамен оставляют только ТБО. Им не интересен жители РА, их культура и история,даже кухню игнорируют. А предложение этот бренд перевести во внутренний туризм, т.е по всему кольцу, в сакральных, красивых местах, в суточной доступности построить туркепинги и продавать путевки "Золотое кольцо Горного Алтая" На 7-10 дней. - деньги у нас, продукты наши и рабочие места у нас, не будут уезжать алтайцы на Сахалин. Но Правительству, Минтуризму -это не выгодно (нет отката, от таких фирм, как Система) им развитие Горного Алтая стоит на втором месте, после кармана.
- -3 +
Евг. 23.04.2018 в 10:35 # Ответить
от Урала до Камчатки проживает 20 млн человек, выходит почти четверть Сибири отдыхает ))) Да, у статистов с логикой проблема, а вот для привлечения фед/средств самое то, ведь не пририсуешь - и кукиш, типа "денег нет, но ВЫ держитесь"

ОтменитьДобавить комментарий

Как Вы считаете, опыт какой из зарубежных стран подходит больше всего для развития туризма в Горном Алтае?