Катунь разделяет сейчас только чиновников

Олег АРХАРОВ
09.02.2018

Просмотров:

1361



«Туристический поток в Республику Алтай достиг рекордной отметки», - сообщила 31 января газета «Континент Сибирь», ссылаясь на данные Минэкономразвития и туризма РА об итогах прошлогоднего туристического сезона. По последним данным, турпоток вырос на 3,2 процента и составил 2.050.000 человек, почти в 10 раз больше численности местного населения. Для сравнения: в 2016 году в Горном Алтае побывали 1.890.000 человек. Региональные власти отмечают наибольший прирост в Кош-Агачском (на 54,2%) и Улаганском (47,1%) районах, которые не считались еще несколько лет назад «туристическими». При этом суммы доходов в бюджеты разных уровней, как обычно, не названы.

В отчете республиканского ведомства отмечен рост числа предприятий и организаций, занятых в сфере туризма: если в 2016 году их было 804, то в прошлом году уже 907. В республике взят курс на ликвидацию сезонности туризма: всё более популярным становится зимний отдых, и календарь событийного туризма с ноября по март пополняется каждый год всё новыми праздниками и фестивалями. В туризме только официально занято около трех процентов местного населения.

В прошлом десятилетии между двумя соседними регионами – Алтайским краем и Республикой Алтай – шло явное соперничество, при этом пальму первенства не хотел уступать ни тот, ни другой. Даже в развитии ОЭЗ туристско-рекреационного типа не удалось найти взаимопонимания, в итоге произошло распыление государственных средств, а нужного результата не удалось получить ни по правую, ни по левую сторону Катуни. «Время наводить мосты. Что мешает двум Алтаям совместно развивать туризм?» - этой темы коснулись на прошлом неделе на «ПолитСибРу».

Два региона наконец-то взяли курс на объединение сил в сфере туризма, но пока еще чувствуется напряжение, считают представители отрасли. Что же мешает двум регионам сообща работать над привлекательными предложениями? С этим вопросом «ПолитСибРу» обратился к экспертам. Как известно, в 2019 году начнётся строительство нового моста через Катунь у села Платово. Туристам и отдыхающим ближе и удобнее ехать, например, в Белокуриху через аэропорт Горно-Алтайска и Платовский мост, приводит «ПолитСибРу» мнение главы республики Александра Бердникова. Но при этом умалчивается, что его коллега Александр Карлин уже не раз заявлял о том, что краю нужен свой аэропорт, в районе Смоленского.

«ПолитСибРу» ссылается также на слова президента АТОРА Сергея Зяблицкого, называющего транспортную проблему в числе важнейших во взаимодействии соседних регионов. Тот же трансфер без Барнаула не организовать, соглашается Сергей Иванович. Кроме того, в Барнауле хорошо поставлена подготовка и аттестация кадров в сфере туризма. И, что бы ни происходило в коридорах власти, взаимный обмен опытом продолжается, уверен Сергей Зяблицкий.

Директор турфирмы «Плот» Александр Смирнов считает, что на туристических выставках давно уже пора представлять оба региона единым стендом. Многим туристам безразличны границы между краем и республикой, когда они путешествуют по Алтаю. Он предлагает не зацикливаться только на турпродукте Алтайского края. Много ли желающих отправиться по «Малому золотому кольцу Алтая»? А вот если к нему добавить достопримечательности соседней республики, подключить местных туроператоров и владельцев турбаз, то такое сотрудничество даст только плюсы, уверен Александр Смирнов.

Представители отрасли из Барнаула и Горно-Алтайска наблюдают некоторое потепление в отношениях властей соседних регионов, но, в отличие от людей, занятых реальным делом, у них нет до сих пор единой стратегии развития, хотя ее давно уже готовы предложить профессионалы, успешно работающие в отрасли. Пора бы уже понять, что вовсе не политические амбиции, а главное действующее лицо — сам турист — мог бы стать связующим звеном в отношениях конкурентов, которые просто обречены стать партнерами.

Время от времени высказываются мнения, что «два Алтая» неспособны развивать туризм, используя административные рычаги, без баснословных вливаний из государственного бюджета. Многочисленные примеры есть как в Алтайском крае, так и в соседней Республике Алтай. В сфере туризма «два Алтая» получают десятки миллиардов из казны. Каков же эффект от использования бюджетных средств? «ПолитСибРу» на примере московской выставки «Интурмаркет» показал недавно, что два региона при одинаковом турпотоке (около 2-х миллионов человек в год) тратят несопоставимые деньги за участие в этой выставке.

За свой стенд площадью 800 кв. метров на «Интурмаркете 2018» край выкладывает из бюджета 18 миллионов рублей. Плюс к этому деньги за использование площадей в павильоне. Сколько возьмут в этом году, пока неизвестно, но в 2016 году слупили более 15 миллионов. По подсчетам «ПолитСибРу»,  нынче это удовольствие обойдется как минимум в 16 миллионов, учитывая базовую цену «квадрата» — 20 тыс. руб. А еще расходы на перелёт, проживание солидной делегации в составе губернатора, его свиты и т.д. Как ни крути, набегает под 40 миллионов.



Люди, работающие в туризме, вовсе не считают «Интурмаркет» столь же эффективной выставкой, как MITT (Московская международная туристическая выставка), проходящая обычно в марте, вслед за «Интурмаркетом». По отзывам экспертов, MITT – это площадка для турбизнеса, а «Интурмаркет» — тусовка для пиара VIP-персон. На сайте Госзакупок детально расписано, что на стенде Алтайского края площадью 800 кв. метров предусмотрены зона деловых встреч, переговоров, обслуживания гостей, даже дегустаций, не говоря о подсобных помещениях для творческих коллективов, хранения различного инвентаря и т.д. Губернаторский пиар обходится краю в 18 миллионов, а реальная поддержка турбизнеса — лишь в 5 (пять) миллионов. Да и стенд на выставке MITT у края выглядит по-сиротски: каких-то 150 кв. метров, типа жилплощади среднего чиновника.

Что удивительно, стенды на обоих выставках конструирует и монтирует одна и та же фирма — ООО «Инконнект». Победы на аукционах в канун московских выставок эта фирма одерживает третий год подряд. Тёплое отношение к Алтайскому краю гендиректор компании Татьяна Садофьева выразила на Всероссийском форуме-выставке «Госзаказ - за честные закупки»: она отметила хороший опыт края по эффективности расходования внебюджетных средств и сказала, что присутствие губернатора Александра Карлина на «Интурмаркете» делает участие алтайской делегации «всегда наполненным и ярким».

В прошлом году оборудование стенда на «Интурмаркете» обошлось налогоплательщикам соседнего края в 17,5 миллионов. Республика Алтай с трудом выкроила на эти же цели всего 1,4 миллиона. При этом чиновники «двух Алтаев» жонглируют одними и теми же цифрами: каждый год тут и там бывают «около двух миллионов туристов». Спрашивается, зачем переплачивать за одно и то же в 10 с лишним раз? Такой вопрос адресовал «ПолитСибРу» в первую очередь краевому руководству.

В спор вступила редактор ИА REGNUM Светлана Шаповалова. С ее точки зрения, «в Республике Алтай выезжают скорее за счёт «продажи» видов природных достопримечательностей, не особо заботясь об их сохранении». А вот Алтайскому краю, обделенному Богом в плане горных красот, в последние годы пришлось изрядно «попахать», в том числе на «Интурмаркете».

В соседней Республике Алтай всё, что можно отнести к развитию туристической инфраструктуры, на ее взгляд, обозначено не слишком впечатляюще: расширяются горнолыжные комплексы — ГЛК «Манжерок», «Артыбаш», «Семинский перевал»; но «власти региона ничего не упомянули о важности участия в федеральных туристических проектах», к примеру, о печально известной «Долине Алтая» с «утёкшим» искусственным озером. А вот в крае, по словам губернатора Александра Карлина, на один бюджетный рубль, вложенный в новые проекты (в том числе «Белокуриху-2», «Золотые ворота»), приходится около двух рублей частных инвестиций.

Поэтому упрёки в том, что власти Алтайского края расходуют на «Интурмаркете» десятки миллионов рублей из бюджета, тогда как соседняя республика там же тратит в 10 раз меньше, «не кажутся слишком уж справедливыми». ИА REGNUM припоминает «высоких и не очень чиновников», одержимых охотой на краснокнижных животных в Республике Алтай (правда, без упоминания их фамилий), которых знают «далеко за пределами региона» (опять-таки непонятно, какого именно региона). «Но эта тема в продвижении на туристической выставке, сами понимаете, не нуждается», - шутит ИА REGNUM.

«Его секреты во все времена будоражили умы великих мыслителей, путешественников и творческих людей, - пишется уже в конце отклика о глубинном значении Алтая. - Поэтому делить турпотоки на два региона едва ли имеет смысл». Говоря о том, что власти Республики Алтай привыкли торговать своими красотами, «не особо заботясь об их сохранении», ИА REGNUM надеется, что развитие туристических услуг в дальнейшем перестанет сводиться «к одному лишь извлечению выгоды. Важно, чтобы регионы развивали и приумножали природное своё достояние».

Получается, что Сергей Тевонян, Роберт Пальталлер, Вячеслав Красилов, Сергей Самсоненко, Юрий Михайлов, Марина Мизонова и другие барнаульцы по долгу службы «не особо» заботились до сих пор о сохранении природных богатств республики, поэтому теперь им нужна подмога со стороны природолюбивого губернатора Александра Карлина и его окружения, нацеленного в марте на очередной «Интурмаркет».

В общем, «ПолитСибРу» попытался перед новым туристическим сезоном навести мосты между соседями-чиновниками — в противовес предпринятой попытке ИА REGNUM пока что «жжот» (не совсем, правда, эти же самые мосты) и, как говорится, «мост не великий пост, можно и объехать».

На снимках: старый мост через Катунь в районе Айского озера; просека по пути к природному парку в районе «Белокурихи-2».

- -5 +
Агенты Карлина 11.02.2018 в 21:42 # Ответить
Барнаульцы
Автор, ну так давай сюда "приплети" сюда Мылицына, Пеленганчука, Лещенко, Манухина, Макина и других барнаульских "агентов Карлина"! А "присланные" Гаврилин, Новаковский, Веселев чьи тогда агенты? Кремля?
- -17 +
Интересненько 11.02.2018 в 21:47 # Ответить
Ещё одни барнаульцы
Кстати, заместители Мылицына (Макеев и Рехтин) вроде бы тоже выходцы из Барнаула. Их тоже в "агенты Карлина" запишут?
- -16 +
нифигасе 13.02.2018 в 16:49 # Ответить
нифигасе ((( барнаульцы везде рулят и не в одной тока природе, а сколько ж их будет в Туве к примеру?

ОтменитьДобавить комментарий

Как Вы считаете, опыт какой из зарубежных стран подходит больше всего для развития туризма в Горном Алтае?