Алтай: грязное окно в космос

Вячеслав Ивин
10.05.2014

Просмотров:

5280

Альбаган – 2012. (Маршут: с.Эдиган - перевал Сайгонош – гора Альбаган - перевал Щелка - болото Куралбас - хребет Ашпагач - перевал Саганы - с.Каракокша). 20.07.2012 – 28.07.2012.

Идея прохождения маршрута от села Эдиган в среднем течении Катуни через перевал Сайгонош, гору Альбаган и далее по перевалам Щелка и Саганы до села Каракокша в Чойском районе витала в головах алтайских джиперов с 2008 года, и даже ранее, когда предварительно проводились несколько лет подряд пешие разведки местности.

Большинство проведенных разведок все более укрепляли мысль – проход не реален, и тем сильнее притягивал к себе этот маршрут и его главная точка – гора Альбаган – наивысшая точка этого района Горного Алтая. Все понимали, что это — недостижимая мечта, и именно поэтому она к себе манила.

Разведывательные экспедиции проводились с разных сторон, одну из них Дмитрий Коробов описывал в 2009 году, и наконец в июле 2012-го был составлен предварительный график движения экспедиции сроком на 9 дней. Далее будут приводиться фрагменты дневника Дмитрия, хотя изначально тема «космического мусора» не была так подробно представлена в его отчете.

«Какой смысл покупать машину, чтобы разъезжать по асфальту?
Там, где асфальт, ничего интересного, а где интересно, там нет асфальта».
Братья Стругацкие. «Понедельник начинается в субботу».

На старт вышли пять экипажей из Барнаула, Бийска и Прокопьевска. Оба бийских экипажа представляли клуб «АвтоБийск 4х4». Уже на второй день по пути к перевалу Сайгонош увидели медведя, а на третий день на месте планируемого начала спуска нашли подкову: «Всё! Это к удаче! Начали!» Около 13.00 спустились к месту стоянки «пешиков» и конников, идущих знаменитым маршрутом №77 и маршрутом на Альбаган. Как и на всех последующих стоянках, всё было завалено консервными банками и прочим мусором, но нас ждал еще и другой мусор, от которого мы впадали в шок.

Маршрут пролегал вдоль реки Тюрдем и далее вдоль р.Южеме - к подножию горы Альбаган, самой высокой точке этого района (2.618). На Тюрдеме у нас была небольшая остановка, и в который раз приходилось поражаться, сколько же мусора оставляют за собой пешие туристы, которые под любыми отчетами джиперов постоянно высказываются о защите экологии, уверяя, будто именно они берегут природу и т.д. В реальности же мы видели горы разбросанного мусора от консервных банок до пластиковых бутылок и пакетов, включая остатки одежды, обуви и прочее. Интересно: кто, по мнению пешеходов, должен забирать за ними мусорные мешки, или они свято верят в то, что «эстетично» сложенный мусор – это уже совсем не мусор, а часть природного колорита? К слову сказать, весь свой мусор мы вывезли в машинах и утилизировали на свалке села Каракокша.

В пути нас временами не покидало ощущение, что оказались в Зоне, показанной в фильме «Сталкер» по мотивам повести Стругацких…

Шли по болоту вдоль реки Южеме, где Дмитрий Коробов чуть не налетел колесом на еще один кусок обшивки космолёта... А я успел ему сообщить чуть позже по рации свою «новость»: лопнул патрубок радиатора.

На пятый день у нас была гора Альбаган – перевал Щелка – озеро Ложинское Нижнее. Это был самый серьезный участок экспедиции – проход через хребет Иолго по Альбаганскому перевалу (перевал Щелка). На сквозной перевал идут даже не все конные маршруты, чаще они подходят к перевалу либо со стороны Каракокши с базы «Приют Альбаган» (перед перевалом маршрут заканчивается, и туристы поднимаются на него пешком), либо со стороны Эдигана по тропе, вдоль которой проходит наш маршрут, и также он заканчивается у перевала с той стороны. Сквозной маршрут через перевал позволяют себе только профессионально чувствующие себя в седле конники и пешие туристы. Мы же решили, по словам Дмитрия Коробова, сыграть в «разрушителей мифов».

На склонах горы там и тут – «подарки» от Роскосмоса внушительных размеров (примерно с крышу УАЗа), и просто страшно представить - с какой же скоростью они прилетают сюда, если взять во внимание высоту их падения с учетом ускорения свободного падения, и какими светозвуковыми эффектами сопровождается их падение здесь, в районе Альбагана...

После фотографирования на память - на фоне Альбагана – а там, на перевале, также полно обломков космического мусора, на котором оставляют свои автографа туристы, и, принимая во внимание, что это не природное достояние, а просто своеобразная «гостевая книга», мы следуем этой традиции. На память можно открутить космическую гаечку с обломка корабля.

А дальше снова конная тропа, и позади пройденный нами «непроходимый» перевал Щелка. На шестой день можно было выспаться, даже нужно. После предыдущих тяжелых дней накопилась реальная усталость. Спали кому сколько надо. На месте стоянки в очередной раз поражались, сколько же мусора оставляют за собой пешие любители и ценители природы… Почти после каждой публикации на тему джипинга приходится слышать высказывания – «вы, джиперы, наносите природе вред, всё загрязняете, мнёте траву, срываете дёрн и т.д. и т.п. Надо беречь природу и наслаждаться ею в пеших маршрутах!..» Согласны, беречь надо – да! Только всегда поражает, что же на каждом пути пеших туристов приходится видеть вот такие свалки, как на месте этой стоянки и это почти под каждым деревом, у каждого костровища. А вот джиперы вывозят весь мусор с собой, а зачастую и мусор других, т.к. им не в тягость бросить на багажник своего танка лишний мешок.

 

Но, увы, уборкой космического мусора заниматься надо бы все-таки Роскосмосу…

Вполне возможно, что нет цены этим «сотам», а что за смертоносный нектар содержится в них, никто не знает.

К вечеру вернулась наша пешая группа с вершины Альбагана. Виды там просто восхитительные. Если не считать обломков, прилетающих из космоса… Кстати, в озере у Альбагана водятся какие-то странные рыбо- рако-образные... Может, это из-за ракетоносителя "Протон", упавшего и потерявшегося где-то рядом?

На леса в окрестностях Альбагана страшно смотреть…

на 9-й день засветло прибыли в район Каракокши. Поздравляли друг друга с успешно пройденным маршрутом, прощались, часть экипажей осталась на ночевку на базе, другая часть - уезжали по домам.

Об Алтае часто говорят как об «окне в Космос». После маршрута, пройденного два года назад, это «окно» остается в нашей памяти грязным, и, наверное, приходит время пройти по тому же маршруту генералам Роскосмоса. Пройти, чтобы вместе с другими гостями подумать: как быть дальше?

 

 

- 195 +
admin 10.05.2014 в 19:30 # Ответить
Генералов Роскосмоса нужно туда не на экскурсию отправить, а пожизненно сослать убирать их мусор, заодно они испытают всю "прелести" мучительной смерти от радиоактивной грязи! Уроды, собственный народ убивают...

ОтменитьДобавить комментарий

Как Вы считаете, опыт какой из зарубежных стран подходит больше всего для развития туризма в Горном Алтае?