Трансфигуративное. «Двадцать лет спустя»

Екатерина Сергеева
13.10.2014

Просмотров:

3239


«Эволюция сознания»… Эта удивительная картина – бесконечное путешествие. Сначала кажется, что тебя затягивает в пространство какой-то сложной системы с массой механизмов. Внимание, впрочем, сразу отлавливает слишком явные образы. Христос, Рерих, маска древнегреческой богини… Строгое лицо автора работы, Анатолия Веселева – в профиль и анфас. Более пристальный взгляд останавливается на скрытых знаках. Свеча, циферблат, крест, око. Ба! Да это словно гадательная система! Ищем и ищем дальше.

Какие-то разнокалиберные шестеренки, детальки, словно тебя поглощает фантастический часовой механизм. Механизм времени, предлагающего вечное. Тленное, тем не менее, вершит свой круговорот. Четкость контуров сногсшибательна. И вся эта стройная мешанина изображенного – в разных пластах. Вглубь, вширь…

«Быть… Быть» – два единственных слова, которые мы встречаем в поле картины. Между ними и над ними – вполне заметная черная остроконечная, определенно направленная боеголовка с «не». Символ войны. Где же не актуально? Через тысячелетия война там или тут проходит не знаком, а грозным фактом. Подтверждением того, что эволюция сознания человечества готова, видимо в любой момент обнулиться, сдать в плен агрессии такие непросто достижимые дары духовного роста.

«Эволюция сознания» — так назвал свою работу художник Анатолий Веселев, ныне живущий и работающий в Нижнем Уймоне. Картина является одним из самых интересных экспонатов, представленных на Второй выставке трансфигуративного искусства, которая открыта в Анохинском музее. Двадцать лет назад эта картина была показана в нашем городе на Первой трансфигуративной выставке «Сквозь следы».


 

Художники В.Вакулев, А.Веселев, А.Гурьянов, С.Дыков, А.Родиков, А.Русанов, В.Сальников, Л.Сафронов, Т.Саяпина, В.Тебеков, Д.Тогачоева, Ю.Федотов, А.Эдоков, Е.Ялатов, Л.Юсупова. А.Дмитриев, Я.Кондратьева, Т.Корчуганова, Ю.Тудурканов, Е.Чеботарева, Н.Чепоков, А.Укачин, В.Чукуев приглашают вас на II Выставку трансфигуративного искусства художников Республики Алтай, неслучайно получившую название «Двадцать лет спустя».

Мне повезло увидеть часть работ участников этого проекта заранее – один из активистов его, Заслуженный художник России Сергей Дыков пригласил меня посмотреть их за неделю до открытия выставки. Проект «Двадцать лет спустя» – источник удивительных ощущений для любителей изоискусства, поскольку известные мастера решают открыться нам неожиданным образом, в той или иной степени противопоставляя свои формы изображения традиционным. Нескучно – одна лишь из множества характеристик всего, что представлено, и ни о какой зевоте и речи быть не может в пространстве этих работ, авторы которых будто нарочно делают выпуклыми фантазию, драматизм, психологизм или гротеск и юмор в изображаемом.

Сергей Дыков также придумал внедрить в этот вернисаж живую инсталляцию. Природные материалы и какие-то странные предметы ему в помощь. Я вижу определенный этап процесса, и мне это нравится. Как нравится и все остальное, способное произвести впечатление на взгляд публики, приученной у нас к прекрасным пейзажам в рамках.

Сторонники сугубо академического искусства могут и не одобрить что-то. Не принять. А мне сей проект определенно кажется наделенным тягой к жизни как носитель каких-то особенных эмоций. Стихия абсурда к некоторым работам имеет прямое отношение, но опять же не настолько, чтобы не увидеть в них гармонию. И пусть для какого-то зрителя это будет на уровне «одобряю – не одобряю», но равнодушным точно никто не останется. Словом, одним как вызов, а другим – повод для восторга.


 

Примитивизм, сюрреализм, религиозно-мистическая живопись, фольклорный мифопоэтизм и абстракционизм – жанры, в которых художники предлагали свое творчество в формате андеграундного направления. Стало быть, мост через двадцать лет перекинут. И, кстати, нынче весной в Новосибирске была открыта выставка «Сибирский андеграунд. 20 лет спустя», на которой представили свои работы и наши художники – Сергей Дыков и Леонид Сафронов. Вполне естественно, что идея этого проекта стала вдохновляющей и для наших художников. Что касается выставки двадцатилетней давности, то искусствовед и художник Алексей Эдоков тогда писал о ней так в статье «Образы минувшего сезона»:

«…Искусство Горного Алтая, оставаясь надежным анклавом реалистических традиций, заложенных его основателями, впервые было вовлечено в евразийский художественный процесс, и рамки традиций были раздвинуты через новое их прочтение… Необычность мероприятия в том, что впервые выставка проходила не в рамках планов, регламентируемых свыше, а как свободное волеизъявление авторов, получивших поддержку общественности. Да, это был успех, но надо идти вперед и думать о второй выставке трансфигуративного искусства…»

Так «карта легла», что Вторая должна была случиться только двадцать лет спустя. Основную часть экспозиции составляют произведения из фондов Анохинского музея, также добавлены новые работы современных художников Горного Алтая. Как указано в концепции выставки: при всем разнообразии манер ее участников объединяет стремление к преодолению внешних изобразительных форм и к постижению собственного внутреннего мира – через поиск нетрадиционных решений. Это новое знакомство с миром причудливых образов, каждый из которых есть определенный ответ автора, нашедшего для себя нестандартные приемы самовыражения и желающего удивить или даже изумить зрителя своей причастностью к измерению изофантазий, на первый взгляд мало имеющих связей с реальностью, тем не менее, конечно же, питающей мысль художника. Выставка «Двадцать лет спустя» ждет вас!


 

- -17 +
admin 14.10.2014 в 16:20 # Ответить
Прелестно! )

ОтменитьДобавить комментарий

Как Вы считаете, опыт какой из зарубежных стран подходит больше всего для развития туризма в Горном Алтае?