Правительство А.Бердникова 8 лет подряд нарушало Законы Республики Алтай

Михаил Зотов
02.01.2014

Просмотров:

1454

«…Сопоставление запланированных и фактических показателей социально-экономического развития, опирающихся на официальные данные, анализ структуры основных финансовых потоков в экономике региона и выводы экспертов, работающих по договору с республикой, сравнительные данные Отчетов об исполнении республиканских бюджетов за 2006 и 2012 годы, а также устойчивый понижательный тренд социально-экономического положения РА в федеральном рейтинге за последние годы – вся совокупность информации, представленная в перечисленных материалах, подтверждает невыполнение Правительством А.Бердникова Законов РА о социально-экономическом развитии Республики Алтай в течение всего исследуемого восьмилетнего периода». (Конец цитаты).

 

ВРЕМЯ УШЕДШИХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ

«Если бы все прошедшее было настоящим, а настоящее
продолжало существовать наряду с будущим, кто был бы
в силах разобрать: где причины и где последствия?»

(Из сочинений Козьмы Пруткова)

(Начало здесь, продолжение – тут) 

8.Анализ состояния приоритетных инвестиционных проектов

Действительно, а чем занимались руководители экономического блока Правительства РА на протяжении всех восьми последних лет? На этот неделикатный вопрос сам собой напрашивается ответ. Наверное, не жалея сил и не считаясь со временем, министры экономического блока республиканского Правительства, возглавляемые его руководителем, весь прошедший период в едином порыве закладывали основу доходной базы республиканского бюджета будущих периодов. Успевая неустанно контролировать и координировать реализацию крупных инвестиционных проектов регионального значения. Не исключено, что это могло бы стать примером высокой эффективности работы Правительства РА по управлению финансово-экономическим потенциалом республики.

Главной целью которого являлась бы реализация крупных инвестиционных проектов, обеспеченных необходимой государственной финансовой поддержкой.

Но вернемся к скучной действительности и прозе жизни, рассмотрев состояние дел с реализацией громких проектов. Как следует из Графика по строительству объектов инфраструктуры ОЭЗ ТРТ «Алтайская долина» (теперь ее переименовали зачем-то в «Долину Алтая»), скорректированный плановый срок сдачи внутриплощадочных объектов инфраструктуры, за исключением «котельной работающей на газе, обеспечивающей теплоснабжение и генерацию» - декабрь 2013 года.

Сдача внутриплощадочного искусственного водоема ОЭЗ ТРТ «АД/ДА», в соответствии с упомянутым графиком, была запланирована на июль 2013 года, хотя в первоначально заключенном государственном контракте с ООО «Мегаполис» срок завершения строительства внутриплощадочного водоема был обозначен декабрем 2011 года.

При полном и своевременном финансировании эпохального проекта - как из федеральных, так и республиканских бюджетных источников и уже вложенных средствах в строительство, в общем объеме более 2,2 млрд. рублей - срок сдачи работ по внутриплощадочному водоему был перенесен сначала на декабрь 2012 года, а затем передвинут на июль 2013 года. После чего из-за некачественного выполнения работ, связанного с привлечением как к проектированию, так и строительству подрядных организаций (вроде фирмы «Водный мир»), не имеющих соответствующих лицензий на создание крупных гидротехнических сооружений, и как результат - протечки искусственного водоема, этот срок был вообще отложен на неопределенное время.

Не устранены причины дренирования водоема и сейчас, хотя мы уже практически стоим в самом начале 2014 года.

Общий объем воды, закачанной в дырявый искусственный водоем, за прошедший период составил более 11,5 млн. кубических метров. Чтобы осознать масштабы и недетский размах этой стройки, даю небольшую подсказку: 1 ж/д состав способен транспортировать 3-3,5 тыс. кубометров воды. Вычислив среднюю длину ж/д состава, мы получим хороший километраж из сотен цистерн, растянутых, скажем, по дороге из Бийска в Новосибирск.

Поистине удивительно, когда должностное лицо, представляющее интересы республиканского Правительства в Наблюдательном Совете ОАО РосОЭЗ, не обеспечившее надлежащий контроль за целевым использованием средств республиканского бюджета, вкладываемых в проект ОЭЗ ТРТ на условиях софинансирования, что и привело к некачественному исполнению работ, заявляет на пресс-конференции, что причиной протечки искусственного водоема… является замена подрядчиком материала гидроизолирующей мембраны на более бюджетный материал.

Какая мембрана?! Я не юрист, и поэтому не хочу давать всему, что происходит со злополучным проектом, строгую правовую оценку, тем более что там и так возбуждено уголовное дело и ведутся следственные действия. Но как человек, профессионально занимающийся экономикой инвестиций, хочу сказать, что финансовое моделирование дивного инвестиционного проекта в параметрах, заявленных на сайте ОЭЗ ТРТ, проведенное независимыми экспертами, показало, что в рамках реализуемой концепции этот сказочный инвестиционный проект не окупаем никогда.

Коммерческая неэффективность данного проекта обусловлена недостаточным количеством центров формирования прибыли, периодичностью в их работе, и, соответственно, малыми величинами генерируемого финансового потока. Значение чистого приведенного дохода (NPV) - отрицательное, а характер его графика, даже в горизонте моделирования более 50 (пятидесяти) лет – расходящийся, в течение всего периода моделирования.

Вообще интересно наблюдать, как у нас происходит подмена понятий. На сессии Госсобрания – Эл Курултая, состоявшейся в начале декабря, разгорелась целая дискуссия на предмет утверждения объемов софинансирования из республиканского бюджета на 2014 год, проекта ОЭЗ ТРТ «Долина Алтая». Обсуждались темы строительства объектов инфраструктуры, вероятность устранения причин дренирования внутриплощадочного водоема и т.д. и т.п.
Не обсуждались только проблемы с финансовой точки зрения самые важные:

- о времени, в течение которого налоги, поступающие от вновь созданных бизнесов резидентов ОЭЗ ТРТ, обеспечат возврат средств республиканского бюджета, вкладываемых сейчас в объекты инфраструктуры;

- о предельных сроках и планируемых объемах поступления налоговых доходов в бюджетную систему республики, после того, как объекты внутриплощадочной инфраструктуры ОЭЗ ТРТ «Долина Алтая» будут построены и сданы, а причины дренирования внутриплощадочного водоема – устранены;

- о причинах отсутствия частного инвестирования в запланированных объемах, обусловленных усложнившимися экономическими условиями в стране, а также выходе из проекта уже зарегистрированных резидентов, вызванном нарушением первоначальных сроков сдачи объектов внутриплощадочной инфраструктуры и коммерческой неэффективностью всего проекта, гарантирующей невозврат вложенных частных инвестиций;

А также, например, о том, что делать с объектами построенной инфраструктуры ОЭЗ ТРТ, если экономические условия в стране не изменятся, инвестиционный климат не станет лучше, а резиденты не начнут вкладывать инвестиции в неокупаемый и коммерчески неэффективный проект, чтобы не потерять их?

За счет каких средств, до улучшения экономической ситуации, будет осуществляться консервация и охрана построенных объектов инфраструктуры, оплата работы очистных сооружений, поддерживающих биологическое равновесие в искусственном водоеме, и т.д. и т.д.? Какова, наконец, мера ответственности должностных лиц республиканского Правительства за затягивание сроков реализации данного инвестиционного проекта и обусловленные этим возросшие риски потери частных инвестиций, отпугивающие инвесторов?

Вот так выглядит ГЛК «Манжерок» в фантазиях республиканского правительства…

Другим крупным инвестиционным проектом, вошедшим в Стратегию развития Республики Алтай на период до 2028 года, является строительство Горнолыжного комплекса «Манжерок», начатое еще в 2004 году с неоднократно переносившимися сроками сдачи его первой очереди. 

Правительством Республики Алтай, в рамках частно-государственного партнерства, в строительство объектов инфраструктуры комплекса и компенсацию процентных ставок по кредитной линии, из республиканского бюджетавложено значительно более полумиллиарда рублей, в расчете на создание крупного регионального налогоплательщика. Но опять в результате отсутствия системы контроля за целевым расходованием бюджетных средств, направляемых на реализацию заманчивого проекта, и сроками его выполнения со стороны должностных лиц Правительства Республики Алтай, курирующих проект, из 21 объекта первой очереди Горнолыжного комплекса «Манжерок», планируемых к сдаче в декабре 2012 года по условиям заключенного с Правительством РА Инвестиционного соглашения, к концу 2013 года построены только 9 объектов.

И, как ни странно, ответственное за реализуемый проект лицо, из числа членов республиканского Правительства, часто мелькавшее на презентациях красивого проекта и неоднократно делавшее громкие заявления о сроках сдачи его первой очереди - причинами нарушения действующего Инвестиционного соглашения до сих пор почему-то не озаботилось.

Свободные средства инвестиционного партнера республиканского Правительства - в объеме более 250 млн. рублей - ушли к строительному подрядчику, объявившему сразу после их получения… о своём банкротстве, и след этих денег, как говорится, утерян. Остальные более семисот миллионов рублей уже больше года размещены на депозитных счетах ЗАО ГЛК «Манжерок» (!!) в Сбербанке России, а бюджет отдыхает. Тем временем по телевизору нам говорят о «кластерах», «мультипликативных эффектах»… Хотя на самом деле мы не видим ничего, кроме самой низкой эффективности управления бюджетными средствами, вкладываемыми республиканским Правительством в т.ч. в этот инвестиционный проект, т.к. здесь не видно даже перспектив бюджетной возвратности. А сумма наших вложений – под миллиард.

Финансово-экономическое моделирование инвестиционного проекта показывает, таким образом, что Горнолыжный комплекс «Манжерок» не окупаем в рамках реализуемой концепции никогда, как и рассмотренный выше региональный инвестиционный проект ОЭЗ ТРТ.

Неокупаемость этого крайне оригинального проекта обусловлена рядом следующих негативных факторов, не учтенных при проектировании и финансовом моделировании проекта, на стадии подготовки бизнес-плана.

Во-первых, нерациональной привязкой проекта к горе Синюха, не имеющей естественного глубокого снежного покрова и требующей создания системы искусственного оснежения горнолыжных трасс с объемами водопотребления от 25 до 40 тыс. кубометров воды за сезон на одну трассу, что показали результаты испытания.

Во-вторых, при строительстве запланированных 32-х (тридцати двух!) горнолыжных трасс, с общей протяженностью в 60 км, объем водопотребления всеми пушками искусственного оснежения составит от 800 тыс. до 1 млн. 280 тыс. кубометров воды за сезон. Согласен, это меньше, чем в искусственном водоёме у Айского моста, но тоже возникает вопрос: может, нам взять пример с олимпийского Сочи и завозить искусственный снег из Израиля?

Объем воды в оз. Манжерокское меньше, чем общий объем водопотребления снежными пушками за один сезон, а артезианские источники воды с таким гигантским дебетом поблизости отсутствуют. Это в-третьих.

В-четвертых, решение проблемы дефицита воды для искусственного оснежения трасс потребует строительства специального водозабора, насосной станции высокого давления, водовода большой мощности от р. Катунь и накопительных резервуаров гигантского объема, что в существующем проекте… не предусмотрено вообще. (!)

В-пятых, искусственное оснежение трасс, а также в основном сезонная загрузка гостиничного фонда комплекса резко удорожают себестоимость горнолыжных услуг до неконкурентных значений и делают данный проект коммерчески неэффективным.

В 2012 году по инициативе мажоритарного акционера в лице ООО «Сбербанк-Капитал» австрийская фирма «МастерКонцепт ГмБХ» на основании Технического задания разработала и представила реконцепцию инвестиционного проекта «Горнолыжный комплекс «Манжерок» (версия v4.0/2012.06.13. окончательная). Экономическая модель предлагаемой реконцепции строительства «Горнолыжного комплекса «Манжерок» была сформирована в горизонте планирования 2014-2017 гг. и состояла из моделирования финансовой деятельности четырех центров формирования прибыли. Даже при увеличении горизонта планирования вплоть до 2034 года финансовое моделирование показало, что значение чистого денежного потока, генерируемого в результате ее реализации, в крайней точке моделирования в 2034 году носит отрицательное значение и составляет минус 6.963 млн. руб., а дальнейшая аппроксимация данной кривой говорит только о возможной окупаемости проекта, в рамках разработанной фирмой «МастерКонцепт» реконцепции… далеко за пределами XXI века. Предлагаемые же разработчиком реконцепции перспективы покрытия затрат путем осуществления в 2020 году сделок с недвижимостью, заключающихся в застройке земельного участка коттеджами и их розничной распродаже, сверхрискованны и не основываются на объективном понимании реалий нашего региона.

Только комплексное развитие горнолыжной инфраструктуры в составе горно-климатического санаторно-курортного комплекса, обеспечивающего круглогодичную загрузку всех центров формирования прибыли, может обеспечить генерацию необходимого денежного потока и коммерческую эффективность данного проекта. Этот вариант как раз и рассматривался ранее при формировании пакета конкурсной документации по созданию ОЭЗ туристско-рекреационного типа на территории Республики Алтай. Но вмешательство в реализацию исходного проекта, по совершенно неизвестным мне причинам, одного из региональных руководителей и перенос площадки ОЭЗ ТРТ из района Манжерокского озера к… Айскому мосту уже после победы в федеральном конкурсе проектов (!) сделали из одного коммерчески эффективного и окупаемого проекта два коммерчески неэффективных, с отрицательными перспективами окупаемости.

…А вот как выглядит ГЛК «Манжерок» в суровой действительности:

Сейчас в число крупных инвестиционных проектов регионального значения по инициативе одного из заместителей главы республиканского Правительства внесен весьма сомнительный проект газотурбинной электростанции в Майме. Правительством РА принято решение о строительстве и, как сказано на официальном сайте, уже начаты проектно-изыскательские работы. Предусматривается установка одной газовой турбины Rolls Royce Trent в открытом цикле с номинальной мощностью в 58 МВт с последующей конверсией в комбинированном цикле с увеличением мощности ГТЭС до 96 МВт. Стоимость строительства ориентировочно составляет 3.900 млн. рублей. Цель проекта - обеспечение региона собственными электрогенерирующими мощностями.

Но здесь следовало бы учесть, что республике нужна не собственная электрогенерация вообще, а электрогенерация с конкурентной себестоимостью получаемой электрической энергии, которую республиканские потребители и так уже оплачивают по самой высокой цене в Сибирском федеральном округе. Кроме того, надо учитывать: планируемое ежегодное повышение стоимости на природный газ на 15% до достижения к 2019 году его внутренней цены реализации = стоимости экспортируемого газа, как это записано в условиях вступления России в ВТО, делает генерируемую электрическую энергию на его основе неконкурентной по себестоимости, а само строительство - также коммерчески не эффективным.

К моменту окончания строительства и при расчетных сроках окупаемости инвестиций в течение 20 лет себестоимость отпускаемой электроэнергии с запланированной газотурбинной ТЭЦ будет в 1,5-2,5 раза выше средней цены на электрическую энергию в СФО, или 8-14 рублей за кВт, в ценах 2013 года.

Учитывая неконкурентную себестоимость электроэнергии газотурбинной ТЭЦ, существует очень высокая вероятность того, что в связи с проблемами ее продажи, даже по цене себестоимости или ниже на рынке ФОРЭМ, планируемый проект может разделить судьбу двух упомянутых выше, с очередным неэффективным расходованием республиканских бюджетных средств, привлекаемых для софинансирования. А кроме того, новая «стройка века» чревата неопределенными сроками окупаемости заявленного проекта и отсутствующими перспективами положительного экономического и налогового эффектов от его реализации.

Предполагаю, что приоритетное строительство гидроэнергетического каскада из трех малых ГЭС на реке Чуя в Улаганском районе суммарной установленной мощностью ГЭС каскада – 64,7 МВт и себестоимостью около одного рубля за киловатт было бы коммерчески почти на порядок более эффективно, а по стоимости отпускаемой электроэнергии в долгосрочной перспективе в несколько раз дешевле, по сравнению с электроэнергией газотурбинной ТЭЦ.

Не хочется упоминать об эффективности использования бюджетных средств в более мелких инвестиционных проектах, направленных, например, на новый ЖБИ возле «зоны» или на строительство крупных откормочных площадок и закуп крупнорогатого скота для откорма, который по некоторым сведениям находится где-то в Родинском районе Алтайского края, а по другим - и вовсе не закупался... Состояние данного вопроса уже рассматривалось на сессии Госсобрания РА и получило соответствующую оценку депутатов.

То же самое произошло и с реализацией программы по рыборазведению, переданной из Минсельхоза РА… в Минтуризма РА, по которой точно так же нет ни зарыбленных озер, ни товарной рыбы на прилавках республиканских магазинов, ни бюджетных инвестиционных денег, ни налоговой отдачи.

1. Выполнение основных задач социально-экономического развития

Необходимо с сожалением констатировать, что от полного решения ключевых экономических задач, обозначенных в реализуемых Программах социально-экономического развития, утвержденных соответствующими Законами РА, в настоящее время республика так же далека, как и восемь лет назад, несмотря на истраченные десятков миллиардов бюджетных средств. Этот вывод следует из сделанного выше анализа и подтвержден необходимым табличным материалом, подготовленным на основании официальных данных. Отдельно для своих оппонентов поясняю.

Во-первых, республиканскому Правительству несмотря на успешное выполнение отдельных инвестиционных проектов в целом, как показывает сделанный выше анализ, все-таки не удалось решить основные инфраструктурные задачи и развить транспортную и энергетическую инфраструктуры, существенно обновить инженерные коммуникации. Для понимания справедливости данного вывода достаточно отъехать в любую сторону от Чуйского тракта.

Во-вторых, следует признать, что на территории региона не удалось создать благоприятный предпринимательский и инвестиционный климат, в том числе даже путем организации ОЭЗ туристско-рекреационного типа. Этот факт подтверждается как закрытием в регионе почти тысячи ИП и снятием их с налогового учета в течение первого полугодия текущего 2013 года, так и размещением свободных средств стратегического инвестора по проекту ГЛК «Манжерок» на депозитных счетах банка, когда не инвестировать средства в регионе - выгоднее их вложений в реализуемый проект. Подтверждает данные выводы и нежелание более трети резидентов ОЭЗ ТРТ «АД/ДА» вкладывать частные инвестиции в коммерчески неэффективный проект, что уже привело к судебным разбирательствам с резидентами, а также бегством воспроизводственного капитала уже действующих предприятий и МСБ из региона, что подтверждается представленным ранее анализом сальдо финансовых потоков.

Затягивание сроков сдачи объектов инфраструктуры, возводимых в рамках заключенного государственного контракта, возбуждение уголовного дела по хищению 122 миллионов рублей, а также бесследно исчезнувшие 2,5 миллиона кубометров песчано-гравийной смеси, вынутой при строительстве внутриплощадочного водоема ОЭЗ ТРТ - всё это косвенно свидетельствует как о самоустранении ответственных за проект должностных лиц, так и об отсутствии системы эффективного контроля за реализацией проекта со стороны всего экономического руководства Правительства РА. Есть основания предполагать, что рытьё котлована под искусственный водоём замышлялось единственно лишь для того, чтобы присвоить «неучтёнку» в сумме от 350 до 500 млн рублей за «бесплатную» песчано-гравийную смесь. Впрочем, это уже сфера интересов для наших правоохранительных органов.

В-третьих, предстоит сделать гораздо больше, чем сделано, как в развитии сельскохозяйственного производства, так и в создании перерабатывающей промышленности, внедрении современных технологий глубокой переработки сырья, использовании природных, рекреационных и сырьевых возможностей в различных секторах экономики республики. Взяться существенным образом за развитие перерабатывающей сферы экономики республиканское Правительство, как видно, не нашло в течение восьми прошедших лет ни финансовых средств, ни времени.

В-четвертых, следует отметить, что увеличение финансирования программ, реализуемых на территории региона, за восьмилетний период в разы и увеличение доходной базы бюджета почти в два раза, практически не привело к снижению уровня дотационности бюджета за данный период - 82,8% в 2006 году и 82% в 2012 году. При таких неутешительных результатах, при всем желании невозможно утверждать, что экономический блок Правительства РА успешно справился с задачей укрепления финансового состояния и увеличения доли собственных доходов бюджета Республики Алтай. Хотя это и являлось главнейшей целью Программ социально-экономического развития Республики Алтай в прошедшем восьмилетнем периоде, утвержденных соответствующими региональными законами.

Сейчас можно говорить пока лишь о каком-то соответствии плановым показателям только одной из пяти задач, обозначенных в Программах социально-экономического развития Республики Алтай периода 2006-2014 годов. Речь идет об относительно успешной реализации задачи укрепления и развития социальной инфраструктуры республики. Хотя и в данной сфере существует ряд проблем с сальдо, более подробно рассмотренных ранее в соответствующем разделе этой статьи.

Вполне вероятно, что некоторые члены Правительства РА могут выразить неприятие выводов этой статьи, и это право у них не отнимают. Но необходимо отметить, что негативная оценка деятельности экономического блока Правительства Республики Алтай – это не только субъективная точка зрения автора, опирающаяся на знание фактического материала, но также данные ведомств регионального Правительства и официальной государственной статистики. Это, наконец, и мнение независимых экспертов Автономной некоммерческой организации (АНО) «Институт развития регионов» (г.Москва), изложенное в Журнале диагностики КИП РА на 2013-2028 гг., подготовленном в рамках выполнения заключенного договора с Министерством экономического развития и инвестиций РА.

Еще одним подтверждением низкой эффективности государственного управления в экономическом блоке Правительства при реализации Программ социально-экономического развития Республики Алтай, кроме уже отмеченных выше в данной статье, стали также и результаты «Рейтинга социально-экономического положения субъектов РФ итоги 2012 года». Данный рейтинг был составлен экспертами независимого Рейтингового агентства «РИА Рейтинг» организованного при ФГУП РИА Новости (г.Москва). Документ сформирован на основе ключевых показателей регионального развития, подготовленных на базе официальных данных Росстата и позволяет дать ответ на вопрос о позициях того или иного региона на экономической карте России. Рейтинг строился на основании комплексного анализа социально-экономической ситуации в субъектах РФ, с использованием только формализуемых (численных) показателей официальной статистики, что позволяет избежать искажений, связанных с субъективными оценками и делает несостоятельными заявления наших республиканских руководителей о занижении разработчиком наших данных, при составлении представленного рейтинга.

Основным принципом обработки данных являлся сравнительный анализ субъектов РФ по широкому перечню показателей, характеризующих различные аспекты социально-экономического положения, а также расчет агрегированного показателя, позволяющего позиционировать субъект РФ среди других регионов. Результатом обработки данных стал ранжируемый список субъектов РФ, который характеризует их сравнительные позиции по социально-экономическому развитию.

Рейтинг социально-экономического положения субъектов по итогам 2012 г. (стр. 11 Сборника) строился на основе агрегирования групп показателей, характеризующих экономическую, социальную и бюджетную сферы. Каждая группа показателей включала ряд количественных индикаторов, данные по которым доступны на официальных Интернет-ресурсах Росстата и Минфина РФ. Приведем выборку из данного документа десяти первых и десяти последних регионов. Ниже, в Таблице 5, представлена Выборка из Рейтинга социально-экономического положения субъектов РФ по итогам 2012 г., сформированная по 10 первым и 10 последним регионам Российской Федерации.

Данные из приведенной выше таблицы свидетельствуют не только о самом последнем, 83-м месте, Республики Алтай в социально-экономическом положении среди других регионов Российской Федерации. Последняя строка столбцов 5 и 4 данной таблицы показывает и устойчивую динамику ухудшения социально-экономического положения в нашей республике - 77 место в рейтинге в 2010 году, 80 место в 2011 году, и как итог низкой эффективности экономического блока действующего Правительства Республики Алтай - последнее 83-е место в 2012 году.

Сопоставление запланированных и фактических показателей социально-экономического развития, опирающихся на официальные данные, анализ структуры основных финансовых потоков в экономике региона и выводы экспертов, работающих по договору с республикой, сравнительные данные Отчетов об исполнении республиканских бюджетов за 2006 и 2012 годы, а также устойчивый понижательный тренд социально-экономического положения РА в федеральном рейтинге за последние годы – вся совокупность информации, представленная в перечисленных материалах, подтверждает невыполнение Правительством А.Бердникова Законов РА о социально-экономическом развитии Республики Алтай в течение всего исследуемого восьмилетнего периода.

Из анализа результатов работы данного состава правительственной команды можно сделать только один конструктивный вывод – это об уже перезревшей необходимости перезагрузки всего ее экономического блока. Говоря об этом, никто не призывает к кадровой чехарде, т.к. восемь лет – это вполне достаточный срок не только проявить знания и умения профессиональных государственных менеджеров, но и получить существенные позитивные сдвиги в региональной экономике, чего, как показывают результаты сделанного анализа, к сожалению, за данный период не произошло.

Продолжение следует.

 

ОтменитьДобавить комментарий

Как Вы считаете, опыт какой из зарубежных стран подходит больше всего для развития туризма в Горном Алтае?