Чем плохи для нас торговые сети

Григорий КУДРЯШОВ
23.04.2018

Просмотров:

475



Еще лет двадцать назад количество магазинов в Горно-Алтайске можно было пересчитать по пальцам. Теперь, наверное, число торговых точек исчисляется сотнями. Прописались и гигантские торговые сети — такие, как «Мария Ра» и «Аникс». Пытаются зайти еще более крупные «Магнит» и «Пятерочка». Сказать, что повсюду идет бойкая торговля, нельзя. За продуктами покупатели обычно спешат в супермаркеты торговых сетей. Такой выбор продиктован более низкими ценами. В магазинах промышленных товаров очередей не бывает, а продавцы часто в одиночестве страдают от безделья и тоскливым взглядом провожают проходящих мимо горожан и гостей города.

Внешнее впечатление от состояния торговли вполне благополучное. Купить можно всё, были бы деньги. Но при критическом взгляде на состояние этой отрасли выявляется немало социальных проблем. Первое, что бросается в глаза, это засилье торговли в зданиях бывших промышленных объектов — гардинно-тюлевой, ткацкой, швейной, мебельной фабрик, самоварного завода и транспортных предприятий. Городской рабочий класс растворился в среде торговцев. Конечно, можно богатеть и на одной торговле, но местные товары должен кто-то же производить. А продаваемый товар в основном импортный. Это большой минус для экономики города и в целом для государства.

Деятельность крупных торговых сетей для рядового потребителя не отличается безукоризненностью. В первую очередь «магниты» и «пятерочки» заинтересованы в сотрудничестве с пищевыми и промышленными гигантами. В «Марии Ра» около тысячи гастрономов. На перевалочную базу компании в Новоалтайске продукты питания и другие товары везут вагонами. В сети заинтересованы в продолжительности сроков хранения продукции. Нельзя исключать сговор торговцев с производителями, которые тоже не рады возврату товаров из-за просрочки. Поэтому в состав органической пищи закладывается всё больше химических веществ, чтобы то же молоко могло храниться… месяцами и при этом не скисать.

На промышленных предприятиях также склонны к тому, чтобы продукция не отвечала требованиям качества и долговечности. Чем чаще покупают, тем выгоднее. Теперь даже лопаты приходится приобретать с опаской, потому что инструмент ломается при копке первой же грядки.

Торговые сети типа «Магнита» или «Марии Ра» — это капиталистические монополии, у которых один или несколько владельцев, персонал управления и тысячи наемных работников. Как бы ни расхваливали преимущества таких гигантов, но наемные работники всегда угнетаемы со стороны хозяев, зарплата зависит от конъюнктуры рынка, величины прибыли и аппетита владельцев. Если бы из тысячи магазинов «Марии Ра» хотя бы девятьсот принадлежали такому же числу предпринимателей, то было бы столько же мелких собственников, более свободных в своих действиях. А что мы видим?



Частная российская экономика, к сожалению, пошла по пути монополистического капитализма. Либеральные демократы во главе с Гайдаром и Чубайсом словно не изучали экономическую теорию Маркса, в которой подробно расписаны все отрицательные стороны этого явления для трудящегося человека. А ведь реформы затевались с заверений о материальном благополучии населения. Для большинства россиян ситуация в последние годы после украинских событий сложилась беднее бедной. Для многих пенсионеров только лапша быстрого приготовления стала разнообразить каждодневные картофельные блюда.

Огромный товарооборот позволяет торговым сетям держать такие цены, чтобы разительно выигрывать в конкуренции с мелкими предпринимателями и чуть-чуть между собой. Но и это обстоятельство не гарантирует качества товаров. Более того, рынок, поделенный между монополиями, сдерживает развитие мелкотоварного производства. «Мария Ра» никогда не возьмет на продажу у крестьянина мешок картошки или флягу молока, у нее своя логистика.

Мелкий предприниматель охотно идет на сотрудничество с торговыми предприятиями. Таким примером в Горно-Алтайске может служить магазин «Ромашка». Если бы число предпринимателей в сфере торговли исчислялось сотнями, среди них нашлись бы такие, которые, чувствуя свою гражданскую ответственность, отказались бы от продажи продуктов питания, напичканных химическими веществами. В их магазинах не появились бы «Кока Кола», «Сникерс» или «Марс», растворимый кофе «Нескафе» и прочая пища, обильно сдобренная красителями, консервантами, усилителями вкуса и прочей синтетикой.

У торговых сетей больше возможностей для привлечения покупателей средствами рекламы. Маркетологи всё продумали до мелочей, чтобы заострить внимание потребителя на том или ином товаре и заставить его раскошелиться. Не каждый человек понимает, что в рекламе нет 100-процентной правды, что порою путь к прилавку выстлан преувеличением или ложью. В этом арсенале особенно примечательны акции скидок. Иногда цены снижаются до 90 процентов. На скидках особенно паразитируют компании «Эльдорадо» и «М. Видео». Доверчивый покупатель такой рекламе верит, даже не подозревая, что прежде была многократная наценка на стоимость товара. Не зря среди некоторых продавцов бытует фраза: «Не обманешь – не продашь». Акции подарков при распродажах - тоже от лукавого, потому что бесплатный сыр бывает только в мышеловках.

Большие супермаркеты, как «Огни» в Барнауле от торговой сети «Мария Ра», для привлечения покупателей устраивают различные увеселительные мероприятия, особенно для детей. Используются десятки уловок, чтобы человек зашел в этот «храм купли-продажи» и поменял свои деньги на товар или услуги.

В крупных торговых сетях высокая капитализация финансовых средств. Это обстоятельство не исключает вывода денег в офшорные зарубежные банки, что не играет на руку экономике родной страны. Федеральная торговая сеть «Пятерочка» (9.700 универсамов) вообще принадлежит иностранной компании «X5 Retail Group». Акции розничной сети «Магнит» (16.350 магазинов) котируются на Лондонской фондовой бирже, а это уже заграница. Владельцам «Марии Ра» тоже полюбился Лондон.

В последнее время в продуктовых супермаркетах появилось пищевое производство. Внешне кажется, что это сделано для удобства и блага потребителей. Однако на таком производстве легко придать новое качество просроченным продуктам питания.

В Горно-Алтайске есть люди, которые ходят только в маленькие магазины, полагая, что если выше цены, чем в торговых сетях, значит, продукты качественнее и вкуснее. Пусть будет так. Такой выбор бьет и по монополистическим торговым сетям. А это тоже своеобразный способ борьбы за торжество справедливости и социального равенства.

Фото: magazinoff.ru

ОтменитьДобавить комментарий

Как Вы считаете, опыт какой из зарубежных стран подходит больше всего для развития туризма в Горном Алтае?