Бронтой Бедюров: У нашей республики — только один путь развития

20.12.2010

Просмотров:

4361

В начале декабря на заседании интеллектуального клуба при Вече-Курултае народов Республики Алтай обсуждалась тема «Духовность человечества – космопланетарный феномен». Одним из выступивших стал известный просветитель и общественный деятель Бронтой БЕДЮРОВ. Как уже сообщалось, результатом обсуждения явились рекомендации республиканским органам власти по приобретению для Республики Алтай статуса ноосферной территории.

За полтора месяца до нынешнего обсуждения Бронтой Бедюров участвовал в работе Всемирного форума духовной культуры, проходившего в Астане. «Алтайская идея: гармония культурного, природного, духовного начал» — такова была тема его выступления на форуме в Астане, по его словам, «самом сердце Великой Степи».
Кан-Алтын, герой одного из сотен алтайских героических сказаний, выходя на путь Жизни, берет с собой не лук, не стрелы, не меч и копье, а берет он два волшебных шоора – флейты из простого тростника, растущего на горных склонах Алтая. И, проходя большой белый свет, он песней своей восхищает, изумляет всех встречных, своих и чужих, все страны и народы, выполняя предначертанное ему Судьбой.

Алтайская традиция в своём отношении к героическому всегда была иной, и приходит время, когда мир должен узнать об этой традиции. Спустя 250 лет с той поры, напомнил Б.Бедюров, как мы находимся в лоне России, на ее дальних приграничных рубежах, мы снова выходим на Путь Жизни и готовы объявить о наметках нового открытия Алтая, о начале алтайского «культурного похода», входя в большой мир на заре XXI века. Алтай приветствует Ноосферный путь развития, ибо он сам и есть субстанция Ноосферы.

Алтайский народ — неведомый по сей день и миру, и самим себе народ, который все еще находится в режиме анабиозного вызревания и духовного ожидания, «хотя наш исторический этногенез совершенно четко прочитывается со времен изначальных и описан еще самими отцами истории – Геродотом и Сыма Цянем. Мы и есть потомки тех самых кочевников, справедливости, простоте нравов и обычаев, гармонии социально-общественного устройства которых завидовали сами просвещенные эллины рабовладельческих Афин и к которым в период строительства будущей Великой Китайской Стены, не выдерживая тягот и лишений подневольного труда, убегали на север в степные просторы древние ханьцы, говоря, что у хуннов веселее и вольготнее жить».

В отличие от народов, привыкших гордиться своей воинственностью, «люди на Алтае в своей скромной юрте всегда могли потесниться, дав место возле очага вновь прибывшему, потерпевшему, гонимому, кем бы он ни был прежде по статусу, какого бы роду-племени ни был, лишь бы он признавал закон Алтая — непреложный закон ноосферы,  тот самый кодекс-Торе братства и солидарности, равенства и свободы. И не только в отношениях друг с другом, себе подобными человеками, но и по отношению к совсем иным существам — зверям и птицам, травам и деревьям, к самой природе, где нельзя сорить, плеваться и браниться, к окружающей среде как к Дому-жилищу своему, который нельзя ломать и крушить».
Закон Тайги, закон Алтая – это закон Природы. Гуманизм и гармония не только по отношению к себе, любимому. Не только к своим. Ближние – это не только люди. Ближние — это и дерево, и трава, это и медведь, и заяц. Всё живое, что ползает, летает, бегает, плавает. Когда гремит гром, когда низвергается огонь с небес, когда бушуют пожары, то бегут, спасаясь от огня все вместе — и волки, и олени, и зайцы, и лисы.

Гармония Ноосферы в том и тогда, когда равны не только люди перед своими, ими самими придуманными законами, но и человек, и муравей равны перед истинным законом Природы планеты Земля. Более того, муравей и пчела, скажем, на многие сотни миллионов лет старше нас, человеков. Это они – наши старшие братья и сестры, а не наоборот. Это мы их должны почитать и уважать, призвал с трибуны форума Б.Бедюров, учиться уму и разуму у них, как жить и трудиться на этой Планете. Не мы, человеки, цари Природы, вовсе нет. Потому что в природе нашей планеты всё живое имеет единое право на жизнь.

Мы должны оберегать не только флору и фауну, но и языки и этносы, культуры и духовные традиции, невзирая на численность их носителей, как бы мало их не было ныне, потому как неизвестно, что ещё станет ценнее и важнее, в ком появится больше нужды у Земли-Планеты с оскудевающими ресурсами в силу заходящего в тупик техногенного пути развития нынешнего человечества, и неизвестно ещё, кто заступит нам на смену, коль не оправдаем доверия у Владыки Планеты, Алтая-Кудая в своем праве на драгоценную жизнь в данном измерении.

Участвуя в подобного рода конференциях, заметил Бронтой Бедюров, он пока еще не слышал на них разговора, хотя бы тезисно, в единой увязке природного и культурного компонентов. А ведь культура базируется на природной основе, и она, природа, неразрывно связана с духом. И вот эта триада во взаимосвязи и является сутью нашего менталитета, нашего образа жизни. Разве это случайно, что мы себя называем людьми Алтая, народом Алтая? Это означает, что мы себя именуем, ощущая себя частью природного ландшафта, находясь в нерасторжимом единстве с природой.
Наши предки в свое время имели выдающееся присловье: «Настанет время, когда вода станет дороже золота, будут перешагивать через него, никому оно не будет нужно». Да, теперь это время уже наступает, сказал Б.Бедюров участникам форума, и мир приходит к пониманию этой мудрости моего народа. Мы пьем нашу великолепную воду, даже не задумываясь, что совсем рядом с нашим благодатным и обильным водой Алтаем находятся зоны крайне засушливых регионов. Не только люди Средней Азии – в Узбекистане, Каракалпакии,  Казахстане и даже в степях Алтая, в Кузбассе – этом Томском Алтае, во всех мегополисах Сибири уже не имеют чистой питьевой воды. Вот где наши бесценные, возобновляемые богатства, не менее, а в будущем и более важные, чем нынешние нефтяные, газовые источники.
Мы – верховики, мы – «суу-ээзи», сидим в истоках великого Обского бассейна и, естественно, мы должны будем строить нашу будущую этнокультурную и хозяйственную деятельность в полной кооперации с жизнью всего региона от Алтая до Ямала. Мы должны соизмерять свои экономические вожделения с нуждами людей всей Западной Сибири, и северо-восточной части Казахстана, они – с нашими, учитывая наши нужды и проблемы. Вот почему в то же время я мечтаю о кооперации, той, которая до сих пор никак не воплощается в реальности, вследствие чего и нарушается гармония нашей жизни, возникает глубокое несовпадение наших интересов и чаяний.

Многие и многие годы забывалось всеми в окружающем нас регионе, напомнил Бронтой Бедюров, что Алтай — это не место для «оттягивания» праздных туристов, что это не просто территория – производственная или предназначенная для пастбищ, для хозяйственного освоения, промышленного или военного использования, для падения ступеней ракет, запускаемых с Байконура. Нет, это наша Земля-Родина, это наш Дом, Ата-Jурт, и здесь живёт издревле и поныне конкретный народ. Со своим именем и со своей историей. Со своим Духом и своей судьбой-предназначением.
Нам необходимо успешно пережить XXI век. Нам нужен строгий настрой, четкое понимание своих интересов и задач, необходимых для самовыживания. Речь идет о самоограничении в потреблении людей, а не о безудержном поглощении природных даров. В Гималаях и Андах, и в других горных странах мира люди тоже живут бедно и скромно, как и мы. А с другой стороны, мы обладаем тем, чего нет ни у кого на равнинах и в степях. И это наше главное богатство, о чем я, собственно говоря, и сказал выше. Вот потому-то в этой нашей нынешней бедности и заключена наша сила, в ней и залог нашего процветания в будущем, ибо мы не роемся в земле, не копаемся в ее недрах, извлекая оттуда ее соки, не эксплуатируем и не уничтожаем хищнически ее природные и духовные богатства. Алтай не просто за ноосферу — мы давно живем, находимся в нем, ноосферном бытии, хотя всё это время извне нам мешают жить так, как надо, как следует по этому кредо.

Ровно десять лет тому назад мне довелось участвовать в работе всемирного Саммита религиозных и духовных лидеров мира в ООН, поделился Бронтой Янгович своими воспоминаниями. И когда я там услышал, как представители коренных народов Америки заговорили, ссылаясь на свою память, о том, что они, дескать, древние, очень древние народы, я вынужден был, выступая, несколько подправить именитых индейских вождей: “Да, безусловно, мы, конечно, древние народы, но в то же время, помните, мы с вами — народы будущего! Наш пафос именно в этом!”

Если мы будем продолжать этот самый образ жизни в гармонии с окружающей средой, составляя часть данного ландшафта, всё это, несомненно, будет сохраняться. Коренные народы мира – это и есть пока носители мирового, планетарного духа. Вот почему мы находимся в резерве у Планеты. Когда закончится историческое время ныне великих народов, когда они исчерпают окончательно отпущенный им Владыкой Планеты жизненный потенциал, тогда самым естественным и элементарным образом может наступить время индейцев и эскимосов, чукчей и алтайцев.

Мы должны сделать глубокие выводы из прожитого и освоенного нами за весь этот промежуток времени, чтобы развернуть программу будущего — как нам быть, как жить дальше и как подниматься выше, так как тучи сгущаются не только над Алтаем, но и над всем миром. Вы посмотрите только, какие пагубные изменения происходят в природе в связи с антропогенным воздействием технократической цивилизации, в какой беспросветный лабиринт заводит нас тупиковая ветвь развития. И в этом наглядном смысле мы – особенная даже в пределах Сибири, и России в целом, республика. Мы – республика без городов, без тяжелой индустрии. Не задумывались, к чему бы это? И в этом плане мы тоже, правда, предварительно повзрослев и осознав себя в концептуальном плане, могли бы стать примером или образцом своего рода модельной республикой ноосферного плана для позитивного разрешения многих и многих вопросов, которые нужно правильно осмысливать и на которые нам предстоит адекватно реагировать.

Свой доклад Бронтой Бедюров закончил стихами. Это была “Песнь о Ковчеге”, написанная им в середине 70-х годов прошлого века. Тогда ещё, когда мало кому в нашей стране было известно само слово “экология”. То самое понятие, которое составляло, по словам поэта, «сущностную основу духовной культуры моего пантеистического народа».

Песнь о ковчеге

Кочевник, в надежном и вечном ковчеге,
я снова
плыву по просторам великого Моря Степного,
на мачту взобравшись легко — на макушку Алтая,
гляжу на восход и закат, звёздный час ожидая.
А те, кто со мною в пути хлеб и воду делили,
лишь берег завидя, ушли, обо всём позабыли,
спеша, гомоня,
слову брата не внемля…
Следы их теперь не отыщешь в распаханных землях.
А я всё плыву, и конца нет простору,
и рано ли, поздно, — в какую-то пору,
я знаю, что хватятся люди ковчега,
огни на курганах моих позовут человека,
и смутною памятью в сердце его шевельнутся
растенья и воды, прося поскорее вернуться.
Идите обратно, я с вами готов породниться,
но, чур, уговор, — вам придётся учиться
мудрее быть, краше,
стать другом и зверю, и птице,
их речь понимать, ведь она первозданнее нашей.
Сбирая по крохам великое знанье природы,
сквозь времени волны — сквозь годы,
когда всему сущему братьями станем,
мы к новому берегу путь свой направим,
навстречу всем будущим испытаньям.
Наш мир — это общий ковчег на стезе мирозданья.

 

ОтменитьДобавить комментарий

Как Вы считаете, опыт какой из зарубежных стран подходит больше всего для развития туризма в Горном Алтае?