Алтайские скифы вернулись с Крыма

Екатерина Сергеева
09.10.2015

Просмотров:

5535

О грандиозном Крымском военно-историческом фестивале, прошедшем в сентябре с участием наших земляков, рассказывает Чейнеш Байтушкина, координатор и руководитель клуба исторических реконструкций «Царские скифы Алтая», который был организован в этом году с целью воссоздания жизни и традиций древних пазырыкцев…

- Чейнеш, расскажите о клубе «Царские скифы Алтая» и тех проектах, где он уже успел поучаствовать.
- В основном, руководящем составе клуба – наши талантливые мастера из Республики Алтай: Владимир Моносов, Аржан Кухаев, Айсулу Такина и Айдана Тадыкина. Клуб молод, но в этом составе уже дважды участвовал в крупных военно-исторических фестивалях – в международном фестивале «Времена и Эпохи», который проходил летом в Москве, и в Крымском военно-историческом фестивале, организованном по заказу Министерства культуры РФ при поддержке Российского военно-исторического общества, МЧС России и Министерства обороны РФ.

По замыслу организаторов Крымского фестиваля со временем он должен трансформироваться в тематический парк, который будет работать круглый год. Его координаторы - агентство исторических проектов «Ратоборцы» и центр военно-исторической реконструкции «Гарнизон-А». Перед гостями фестиваля была развернута история полуострова – от зарождения Херсонеса до освобождения Севастополя во Второй мировой войне. 150 российских военно-исторических клубов участвовали в фестивале на Федюхиных высотах. Крымский военно-исторический фестиваль – это дни погружения в историю основных периодов жизни полуострова с помощью восьми сотен реконструкторов со всей России и из-за рубежа.

Все площадки работали в интерактивном режиме в течение 10 дней, в каждый из которых была показана определенная эпоха. Один из дней, 13 сентября, был посвящен эпохе античности и римскому присутствию в Крыму. На площадке «Античность», по соседству с римлянами стоял и лагерь «Царские скифы Алтая». В итоге наш клуб получил дипломы «За помощь в проведении фестиваля» и «За лучшую презентацию площадки».

Пространство площадок было продумано так, чтобы позволить зрителям глубоко погрузиться в военный и мирный быт античного мира; атмосфера, сюжеты и персонажи каждой из них производили большое впечатление на гостей фестиваля. Территория нашего «Стойбища скифов» была одной из ярких и многолюдных.

- В составе вашего клуба – мастера, заслужившие своим творческим трудом авторитет в нашей республике и за ее пределами. Расскажите, чем именно им приходилось заниматься на фестивале…
- Все находки и гениальные изделия, что были найдены в процессе археологических раскопок в древнескифских курганах Алтая, были созданы руками великих мастеров того времени. Простой человек не мог бы сделать эти великолепные вещи, которые мы сегодня воспринимаем как удивительные произведениями искусства. В те далекие древние времена скифов были воины, жрецы, князья, но их визуальные образы, украшения, одежду создавали именно их талантливые мастера.

В составе нашего клуба «Царские скифы Алтая» – очень талантливые от Бога люди, чье творчество позволяет говорить об их «избранности» в этом плане, и, конечно же, это является подтверждением того, что и в древние времена мастера являлись не обычными людьми в обществе.

Основными участниками нашего клуба являются мастера: Владимир Михайлович Моносов – историк и народный мастер (резьба по дереву, плетение по коже), Аржан Кухаев – народный мастер Российской Федерации (работа с металлом, литье, чеканка), Айсулу Такина – народный мастер Российской Федерации (художественный войлок, автор костюмов по мотивам пазырыкской эпохи), Айдана Тадыкина – признанный и талантливый мастер (художественный войлок, картины из шерсти).

На площадке скифов разыгрывались сценки из жизни скифов и демонстрировались мастер-классы по валянию войлока по древним традициям, плетение кожи, седлание коней. Гости знакомились с секретами кухни кочевников, и Айсулу Такина – на все руки мастер – каждый день радовала крымчан блюдами кочевников. Айсулу создала по эскизам пазырыкских костюмов одежду из войлока и хлопка, и наши мастера не просто показывали ее, а постоянно ходили и работали в ней. Очень ценно для нашего клуба то, что модельер-дизайнер по костюмам Айсулу Такина старается воссоздать именно исторические костюмы – такое желание возникает далеко не у каждого модельера, и многие шьют только современные коллекции. У нас в клубе – все по-настоящему: одежда, домашняя утварь, рабочие инструменты мастеров полностью используются вместо современных.

  

Владимир Моносов в образе скифского вождя; Айдана Тадыкина за работой

Владимир Михайлович Моносов проводил мастер-классы по резьбе из дерева скифских сбруй и узды для коня, и тут же взнуздывал коня на площадке. Многие мастера из разных уголков земли подходили к нашему мастеру выразить свое восхищение. Один очень талантливый мастер из Минска, долго наблюдая за работой В.М. Моносова, произнес: «Он у вас режет как Бог… и даже чуть-чуть лучше, чем Бог…»

В.М. Моносов – автор множества головных уборов из дерева, сделанных по пазырыкским мотивам, и каждое его творение на фестивале было одарено восторженными аплодисментами. Впервые он воссоздал головной убор скифской принцессы с плато Укок в далеком 1993 году. Многие модельеры и дизайнеры Республики Алтай украшали свои коллекции его головными уборами и изделиями из дерева. Его работы как алмаз в оправе – в созвучии с дизайнерскими одеждами наших мастериц. Многие алтайские артисты, певцы, танцоры и дизайнеры выходили на большие сцены в костюмах В.М. Моносова и получали за эту красоту высокие награды и в России, и за рубежом. Искусством В.М. Моносова вдохновлялись дизайнеры не только Республики Алтай, но и других регионов. Сегодня есть костюм алтайской принцессы Укока в коллекции театра моды «Эдегей» в cоседней Туве, есть и другие – в коллекции модельеров-дизайнеров Монголии. Я считаю, что В.М. Моносов – первый, кто оживил эти древние образы именно на сцене.

Он же является реконструктором всей скифской утвари, конских снаряжений и костюма принцессы Укока, которую создал для Анохинского музея. Теперь весь мир созерцает его работы-копии, и он сам – словно проводник в прошлое, так как легко воссоздает то, что было в древности, и «транслирует» это в современность.

Все пространства фестиваля были открыты для посещения гостей, и В.М. Моносов принял участие в «бою» на площадке Великой Отечественной войны (на снимке), где проходила реконструкция обороны Севастополя. Как педагог республиканской гимназии имени В.К. Плакаса и историк, он с увлечением относится к изучению всех эпох. В военных эпизодах были задействованы реконструкторы Советской армии и германского Вермахта, рабочая ретротехника и пиротехника, и, конечно, всё это очень впечатляло…

- Чем удивили гостей фестиваля Айдана Тадыкина и Аржан Кухаев?
- Айдана Тадыкина специально для выезда на фестиваль, для клуба «Царские скифы Алтая», воссоздала пазырыкскую седельную войлочную покрышку для коня. Ей удалось передать все тонкости древнего изделия, что было найдено в одном из скифских курганов в Улаганском районе. Айдана сама родом из Улагана, и, видимо, ощущает всей душой искусство древних пазырыкцев. Она проводила на фестивале мастер-классы по войлоку, и один из них был связан с изготовлением на глазах у зрителей второго седельного покрытия. На мой взгляд, это работа самая близкая к оригиналу, из всего того, что я видела раньше…

Мы стараемся с мастерами из клуба попасть в «Эрмитаж» для того, чтобы они более полно восприняли древнюю культуру. Самое удивительное, что в музее они изумляются тому, что их творения, которые они создали на интуитивном уровне, по картинкам и рисункам, близки к оригиналам – артефактам из пазырыкских курганов. Так Айдана показала конскую войлочную седельную покрышку, приготовленную для фестиваля недавно, нашему знакомому профессору из «Эрмитажа», после чего он стал говорить, что копии делать нельзя, чтобы не было возможной подмены оригинала, важно менять какие-то характеристики предмета… Лично я восприняла это как комплимент в адрес Айданы, она – мастер, который может создать любую копию, хотя, конечно же, мастера нашего клуба будут соблюдать пожелания профессора и не стремиться к точному копированию.

  

Владимир Моносов и Айсулу Такина (слева); Айдана Тадыкина со своей копией на фоне оригинала в Эрмитаже.

Аржан Кухаев из Купчегеня (на снимке) занимается ювелирным делом без профессионального образования, но, на мой взгляд, он делает то, что не всем опытным профессионалам подвластно. Его изделиям свойственен тонкий вкус и неповторимый стиль. Аржан – бывший сотрудник полиции и имеет крепкий характер. Отличается силой духа, и это неудивительно: кузнецы издревле считались очень сильными людьми, избранниками верхнего мира, по древним легендам, создающими в глубине неба гром и молнию ударом своего молота. Аржан как скифский воин скакал верхом на лошади, которую прежде «экипировал» всем необходимым – в том числе, изделиями мастеров В. Моносова и А. Тадыкиной, о которых было сказано выше…

На следующий год наш клуб снова приглашен на фестиваль в Крым, и мы надеемся выехать туда более расширенным составом, куда войдут лучшие наездники и борцы нашей республики. Также в планах клуба – участие в Эл Ойыне – 2016. И конечно, кроме публичных выходов клуба, мастерам предстоит сделать еще много интересной работы. Это создание войлочных ковров и чепраков, скифских войлочных седел, сбруй и т.д. Без помощи мастеров нашего клуба, которые уже увлеченно живут нашими общими идеями, не осуществить его задумки полноценно, профессионально и достойно. Волею судеб мы сплотились все вместе в этом проекте, где произошло созвучие талантов наших мастеров. У нас нет спонсоров, никто не финансирует этот проект, и его ведущая сила – талант и желание каждого участника прославлять наш Алтай через традиционную культуру.

- -5 +
Февзие 02.01.2016 в 14:33 # Ответить
Посчастливилось побывать на Крымском фестивале в 2015 году. Видела ваш лагерь. Восхищена вашим мастерством, талантом и самоотдаче. На мой взгляд, ваша площадка была одной из самых ярких и запоминающихся! Великолепные костюмы, красивые люди, золотые руки. Любая мелочь вызывала восхищение. К сожалению, была на фестивале только один день и не увидела всего того, о чем говорится в этой статье. Хотелось бы встретиться с вами и в будущем году. Ребята, вы - невероятные, спасибо за праздник!

ОтменитьДобавить комментарий

Как Вы считаете, опыт какой из зарубежных стран подходит больше всего для развития туризма в Горном Алтае?