Нечаянный курултай в присутствии депутата Госдумы

АЛТЫНСАЙ
11.12.2017

Просмотров:

6675



Из цикла «Письма Сергею»

«Напишу позже. Война», – написал ты мне последний раз в ватсаппе. Как всегда кратко; как всегда - ответишь, условно говоря, ещё через полгода. Но я привыкла, что ты погружён в работу, занят семьёй, но мои сообщения всегда читаешь и пропускаешь через сердце. И как только мы встретимся вживую, нам опять не хватит суток для наших бесконечных разговоров.

Мне стало как бы «тесновато» строчить в ватсапп, поэтому решила писать в папку. На самом деле я постоянно говорю с тобой мысленно, делюсь своими впечатлениями. И мне не стыдно от своих размышлений и наблюдений, пусть даже они касаются проблем алтайского языка, экологии, семейных отношений в моём большом роду.

Я знаю, что ты меня выслушаешь и деликатно поспоришь, если с чем-то категорично не согласен. Знаю, что ты очень хорошо понимаешь меня, моих земляков и мой сокровенный Алтай. Сергей, повторюсь ещё раз, и Алтай тебя всегда ждёт, поэтому тебе встречаются удивительные люди и открываются потрясающие виды для фотографий, которыми ты до сих пор не поделился. Про совместные фото я и не говорю. Верю, что когда-нибудь ты их обязательно распечатаешь и подаришь, допустим, на 50-летний юбилей. Осталось каких-то 18 лет )))

  

*   *   *

А если серьёзно, то сегодня я хочу поделиться впечатлениями об интересной встрече, которая состоялась в последний день ноября у нас в Горно-Алтайске. Прошло больше недели, а я до сих пор «перевариваю» это событие. Конечно, тебе точно не до судьбы алтайского народа, но знаю, что ты возьмёшь из этого что-то для себя и своей семейной истории.

В общем, депутат Государственной Думы, выпускник литинститута Иван Белеков как человек творческий и деятельный решил было собрать талантливую молодёжь и выслушать их чаяния и заботы. И представляешь, молодёжь собралась и подняла такие проблемы, выставила такие претензии к власти, что даже, на мой взгляд, состоялся нелегальный курултай алтайской молодёжи.

Курултай – это собрание, встреча. Это слово есть в официальном названии законодательного органа (Госсобрания) Эл Курултай, а также им стали называть массовые собрания коренного населения, из-за чего слово «курултай» стало ассоциироваться чуть ли не с митингом. К сожаленью, там всё-таки «пахнет» политикой, а то и политиканством, манипуляцией и личными амбициями. Почему я говорю нелегальный? Потому что курултаи чаще всего организует так называемая оппозиция власти. А у нас народ послушный, боязливый, а также очень тактичный и толерантный, поэтому стараются избегать конфликтов.

Так вот, на состоявшейся встрече молодые люди открыто заявили о кризисе в нашей культуре. Привели такие основные доводы: перестали проводить творческие конкурсы песенного творчества «Кумуш кайырчак», «Ырысту», «Сургал» (это как телевизионная «Утренняя звезда»), актёры и режиссёры национального театра вынуждены уезжать в другие регионы, оставшиеся артисты получают гроши, много профессиональных музыкантов выбирают другую стезю, а то и вовсе сидят без работы. В общем, проблем хватает. Деньги у нас уходят на госуправление, а на культуру их всегда не хватает.

Мне кажется, что Иван Итулович сам не ожидал такого хода событий, но собрание не прервал и не дал вмешиваться представителям власти (а их было всего два человека). И правильно. Всех выслушал. Главное, мы, участники встречи, познакомились друг с другом и поняли, что неравнодушные есть не только среди старшего поколения. Видишь ли, теперь мы чаще «дружим» в соцсетях, а вживую до сих пор не встречались.

Первым выступил Мерген Тадыров, по внешнему виду наш с тобой ровесник. Профессиональный гитарист. Он посетовал на то, что нет инструментальной группы национальной направленности. Есть фольклорные коллективы, носители горлового пения, а сейчас актуально представлять живую музыку, нужны свои гитаристы и басисты. На что позже популярный исполнитель, победитель всероссийского конкурса телеканала «Звезда» Эмиль Толкочеков сказал, что профессиональные гитаристы-земляки трудятся в больших городах и ни за что не приедут сюда.

Следом выступил тёзка первого участника разговора – Мерген Тельденов. Энергичный, уверенный в себе человек. В основном он говорил о важности сохранения традиционной культуры, в частности, горлового пения и народных напевов jангар (ты слушал такие напевы в Куладе, бабушки выступали перед французскими гостями). По его  мнению, важно популяризировать это именно сейчас и именно через молодёжь, потому что, потеряв кай (традиционное горловое пение), кай чорчок (народный эпос) и jангар, мы как народ лишимся своей самоидентичности. И, знаешь, я полностью согласна с ним.

Чтобы не быть голословным, Мерген привёл пример активной позиции – вместе с друзьями-единомышленниками нашли спонсоров и организовали фестиваль-конкурс, где пытались создать условия, при которых в старые времена сказители исполняли эпос: 4 дня и 4 ночи 8 сказителей исполняли эпос. А это тысячи стихотворных строк. Определили гран-при и спецприз. То есть ребята за свои деньги возрождают традиции и ищут юных носителей народной культуры. Всё новое – это хорошо забытое старое. И они, я считаю, молодцы!

И буквально через два дня после встречи с думским депутатом Мерген представил оркестр народных инструментов «Ээлу-Кай», фестиваль-конкурс народных напевов и песен-дразнилок. Кстати, Сергей, ты с артистами из этого оркестра летел до Москвы после своей последней командировки на Алтай. Мои земляки тогда давали концерт в столице.

Между прочим, имя Мерген переводится как «передовой», «шустрый», «стремящийся вперёд». По крайней мере, я так понимаю значение этого слова. Оно, думаю, совпадает с характерами двух Мергенов - артистов и моего брата, фермера Мергена, который раньше всех начал заниматься туризмом. Видишь, как имя влияет на судьбу? Передовики!     



*   *   *

Региональную культурную ситуацию почти афористично сформулировал Эмиль Толкочеков: «культура республики переживает кризисные времена», «реформы в минкультуре на самой культуре не отражаются», «мы – талантливый народ, но многие пропадают юристами и экономистами». Он также вспомнил запись «Народ без культуры обречён на уничтожение» на стенде прославленных артистов в здании правительства Чечни.

Эмиль прожил в Москве 15 лет, окончил Гнесинку, если не ошибаюсь, работал в группе «Мистер Икс», побывал во многих городах нашей необъятной России и в разных странах. Как он признался, «для себя и родителей, которые не хотели музыкального поприща», он всё доказал и вернулся на Алтай. Но не пошел работать в культуру, потому что не хочет больше развлекать народ. И вообще неожиданно для себя начал заниматься сельским хозяйством.

Между делом Эмиль заметил, что звание заслуженного артиста Республики Алтай почему-то много чести не делает. «А знаете, как это звание гордо носят в Туве? Там они как национальные герои», – обратился к нам выступающий. Но я в Туве не была, не могу утверждать, хотя другие выступающие тоже приводили в пример тувинцев и якутов. Значит, там культура  действительно находится на другом, качественном уровне.   

Оказывается, у многих молодых людей болит душа за наш единственный и любимый театр. Эмиль привёл имена Вани Кукуева и Татьяны Ойноткиновой, которые сейчас трудятся в других регионах. Выпускники знаменитой «Щепки» Карчага Елеков и Аруна Тельбекова с мужем ведь тоже работают на Крайнем Севере, на Дальнем Востоке. Как жалко, что я не познакомила тебя с этими замечательными ребятами. Мы с ними в Москве отмечали алтайский Новый год – Чага байрам. Республика отправляла будущих актёров на учебу в «Щепку» — а когда они вернулись на родину, их профессия оказалась для властей ненужной…

Почему о нас нет творческих конкурсов? Этот вопрос подняла красивая девушка Анита Суразова (видел бы, какая она грациозная и женственная). Именно на таких конкурсах можно выявить талантливых ребят, которые впоследствии заполнили бы нишу – исполнение песен на родном языке для подростков, которые сейчас слушают корейские, казахские, узбекские и киргизские песни, «подсели» на корейские сериалы. «Да, Раиса Модорова, Jергелей Маташева, Алёна Челтуева в своё время выступали с хитами, их и сейчас слушают, но нужны новые имена для нового поколения», – сказала она. И я поняла из ее слов, что поколение певцов и поколение слушателей должны совпадать.

Слушая Аниту, я сразу придумала отговорку чиновников по поводу творческих конкурсов: кризис… плюс «на Эл Ойынах проводится конкурс «Тан Чолмон». Как известно, вся нагрузка на республиканском празднике ложится на культработников, и иной раз на конкурсы (не только на «Тан Чолмон») отправляются для галочки – «лишь бы район был представлен». Я согласна с тем, что конкурс всё-таки проводится, но в суете Эл Ойына, когда проходит множество мероприятий, да и Кок Бору для многих более захватывающе, чем выступление юных певцов, и талантливые ребята остаются без должного внимания... Получают дипломы для школьных портфолио, а как дальше сложится судьба юного исполнителя, мы не знаем. Но не мне судить. Ни к музыке, ни к педагогике, ни к власти я не имею никакого отношения.

О развитии кино и в целом о состоянии культуры в республике горько высказался кинорежиссёр, автор первых короткометражных фильмов на алтайском языке, первых игровых кинолент Михаил Кулунаков: «Вроде у нас всё есть, но в то же время ничего нет… То ли неумение администрировать, кооперироваться… Ощущение безграмотности в части, в которой я работаю. И люди не то что не хотят помочь, просто не понимают… Как бы дверь открывается, а там сидит человек, как бетонная стена…»

Миша вернулся на Родину два года назад. Учился в Санкт-Петербурге. У него замечательная жена. По-моему, русская по национальности. Оператор. Насколько я вижу, она как супруга и коллега во всём поддерживает Мишу. И это очень отрадно. Как он пояснил собравшимся, сейчас благоприятное время для регионов, в том числе и в кино. Этим активно пользуются якуты, буряты, татары, башкиры и тувинцы. Этим и объясняется кинобум в Якутии и Бурятии. В скором времени министерство культуры России планирует выделять деньги не только государственным кинопроектам, дебютным студенческим фильмам, но и региональному кино. И чтобы эти деньги получить, региону нужно что-то представить, должны быть какие-то результаты. Как раз над этими результатами активно работает его команда.

  

*   *   *

Сергей, как ты любишь разных бабушек, стариков и вообще простых жителей деревень, так и я с возрастом стала видеть в сельских парнях и молодых матерях какую-то новую кладезь – объективный взгляд на жизнь, мудрость, естественность и красоту. Вот и на встрече с депутатом к микрофону подошёл симпатичный, с улаганским акцентом парень, он сказал прямо и дельно: мол, у вас, у всех сидящих в зале, 70% детей не говорят на родном языке. Мне показалось, что большинство молодых родителей приняли это на себя. Действительно, такая проблема есть – даже деревенские малыши тянутся говорить на русском языке. «Это всё телеканал «Карусель» и его мультики», – говорят старики. «Сейчас время такое. Дети растут билингвами», – утверждают молодые мамы и папы. Надеюсь, Сергей, твои дети будут больше путешествовать по миру, чем сидеть у телевизора, и будут знать кроме русского другие языки. 

Извини. Отвлеклась. Так вот, Иван поддерживает позицию сказителя Мергена и соглашается с тем, что фольклорные музыкальные направления надо поощрять и расширять. Более того, он так же прямолинейно поинтересовался: «Почему моя, профессионального музыканта зарплата, который проучился 9 лет в Абакане, равна заработной плате уборщика?» Люди в зале закивали головой. Я не знаю, сколько получают уборщики, но, видимо, прожиточный минимум 9 тысяч. Спроецировала ситуацию на себя. У меня тоже есть образование и опыт работы, а зарплатыыыыы – кот наплакал…

Заслуженные артисты России Ногон Шумаров и Болот Байрышев, которые тоже пришли на встречу, поделились своими историями о «поддержках» со стороны министерства культуры. Но они шли только вперёд, популяризировали алтайские песни и горловое пение. Они сделали себе имя и заявили миру об алтайцах.

«Когда выступаешь на больших площадках, особенно за границей, тебя ценят, удивляются, интересуются твоим творчеством, а как только возвращаешься домой, на Алтай, тебя стараются не замечать, а хотя мы, творческая интеллигенция, стоявшая у истоков, пахали, как кони», – сказал представитель аксакалов, семидесятилетний Ногон Шумаров. И до сих пор, по его словам, приходится пахать, а точнее калымить на турбазах и концертах: «Я стал трубадуром-шутом... Но если не заработаешь в сезон, то семью не прокормишь».

Ногон Сергеевич вспомнил, как ставил первый Эл Ойын, который сейчас стал национальным, государственным праздником, как сопротивлялись его исполнению горлового пения, потому что раньше считалось, что сказительство передаётся по генетической линии. «Я в 30 лет сам научился исполнять горловое пение. Просил знаменитого Григория Калкина обучить. Меня ругали за это, но я выстоял. И, как видите, кай стал популярным и сейчас наступило время для укрепления эпического исполнения, а статус кайчи-сказителя необходимо узаконить», – отметил артист.

Его ученик Болот Байрышев не стал затрагивать вопросы политики, просто заявил, что  нужно как минимум 8 миллионов рублей для создания оркестра национальных инструментов.

Сергей, на самом деле мы говорили о многом, даже о талкане (о твоём любимом jоргоме пока ничего не сказали). Речь шла и об изменении концепции проведения Эл Ойына, алтайской моде, художественном переводе… Высказана мысль о необходимости разработки определённой концепции, а то и координационного совета, участия в грантовых конкурсах и программах. Не коснулись только темы спорта и религии, которые мы с тобой ни разу не обсуждали. Хотя в этих сферах тоже имеются свои трудности.   

На встрече иной раз нас перебивали. Давали понять, что «не надо митинга», «хватит жалоб, дайте предложения» и т.п. Требовали рассуждать не только эмоционально, но и конструктивно, профессионально. Но, повторюсь, люди выговорились, так же, как и я сейчас тебе рассказываю о вещах, которые могут быть тебе неинтересны. Но здесь важнее соотношение «выслушать-выговориться».

Думаю, депутат Госдумы увидел, как мыслит и действует нынешняя молодёжь, получил ответы на вопрос, который сам озвучил в начале «нечаянного курултая»: как должна строиться государственная политика в отношении творческой молодёжи, потому что за творческой молодёжью стоит будущее республики.

*   *   *

Друг мой, прости за этот сумбур. О своих личных планах не буду писать, потому что когда я говорю о них, они никогда не сбываются. Так же, как получилось с водительскими правами и строительством дома. Но верю, что эти задумки исполнятся в жизни, и я с тобой, твоей красавицей-супругой и детьми снова будем пить чай на моей кухне и, возможно, ты мне дашь порулить своим новым джипом. Ладно уж, джип, кухня, «заумные» беседы... Главное, будем здоровы!

Пиши книгу. Начинай свой курс лекций. И обязательно приезжай весной. Деду нужно покрасить забор, а чаган-узунского балкаша нет. Ты у нас ответственный за доставку этого ценного груза. И вообще, когда надоест жить в шумной столице, переезжайте жить к нам. Обещаю впредь много не болтать. Все эмоции теперь буду доверять виртуальной бумаге. Она, как говорится, всё стерпит! 

8 декабря, Улалу.

На фотографиях — актёры, вынужденные жить сегодня за пределами республики: супруги Тельбековы, Светлана Альчина, Карчага Елеков, Иван Кукуев, Аруна Тельбекова, Татьяна Ойноткинова-Синькова. Кроме актеров, сотни наших земляков ищут лучшей доли за пределами республики. И многие из них готовы навсегда покинуть свою малую родину.

Фото с личных страниц Вконтакте.

Метки

Наталья 11.12.2017 в 18:30 # Ответить
Хоть выслушали, но сдается мне это шаги к популизму. На самом деле все останется на том самом интересном месте. Вот помяните мои слова...
ТТ 14.12.2017 в 13:18 # Ответить
Да чихал наш соловей, всё это пустая трескотня, тёплое мягкое кресло ему ближе к телу.
Айана 03.01.2018 в 00:47 # Ответить
Айана
Иван Итулыч я с большим уважением отношусь к Вам и Вашей семье. Обратите внимание на наших артистов. Они наше национальное достояние и гордость Республики Алтай. Не оставляйте это только красивыми речами, хотелось бы каких-то действий с Вашей стороны. Очень жаль наших выпускников Щепкинской студии трёх поколений , что проучились столько лет без еды и воды и в конечном счёте остаться неудел. Помогите молодому специалисту Ольге Антродоновой нашему министру культуры Республики Алтай.

Добавить комментарий


Как Вы считаете, опыт какой из зарубежных стран подходит больше всего для развития туризма в Горном Алтае?



Алтай Туркластеры Каракольские озера СВО Донбасс VIP-туризм Греф Евтушенков Олег Царев Хорохордин Мир Дикого Запада Охотничий туризм Коммерческая охота Сход в Чемале Германия ЛГБТ Налоги в Гемании Доступная земля Фермеры Республика Алтай Президент России Сидик Афган Год Крысы Олег Хорохордин Кооперация Община Цифровой лагерь Алтайские старообрядцы Долголетие Спецоперация Годовщина СВО Пятая колонна Компрадоры Пчеловодство Алтайский мед Продукция пчеловодства Сон на пчелах Телецкое озеро Артыбаш Манжерок Шантарские острова Блудный сын Люди и звери Гагарин ВКС России Украина Владимир Егуеков Людмила Алтунина ФБА КБ Сухого Елена Блиновская Юбилей на Алтае Марафон желаний Киркоров Лерчек Собчак "Звери" АО МММ Горно-Алтайск Тугая Экологическая столица Владивосток DNS Парк Нагорный Олигархи на Алтае Олигархи Сибирские ГЭС Штаб по национализации энергетики Земельный вопрос Башкортостан Захват земли Золотодобыча Достопримечательности Экология города Горно-Алтайский театр Туризм Кластеры Алтайские традиции Социальный взрыв Павел Иванов Амаду Мамадаков Буддизм Лотосовая сутра Белая вера Виталий Уин Дзюдо Самбо Трудные подростки Дети-герои