Во вторник, 26 октября, в кафе «Меркит» съехались люди, пожелавшие избрать нового Эл Башчы алтайского народа. Накануне был создан оргкомитет, его представители обзванивали будущих участников встречи, обозначенной сперва как «собрание старейшин». В телефонных разговорах упоминалось имя Бориса Алушкина (в прошлом секретаря обкома) как одного из организаторов, а само собрание назначили на 10.00.
Около кафе «Меркит» пришлось ждать почти до 11.00. Из старейшин приехали трое, хотя ни один в их совет не входит, и неизвестно, кого считать председателем совета старейшин, не говоря о том, кто именно входит в его состав, когда и каким собранием он был утвержден. Первой ушла с намечаемого собрания представитель Правительства РА Людмила Варванец, вслед за ней ушли двое старейшин.
От членов Тёс Тёргоо перед готовящимся собранием был замечен Ага-зайсан Улаганского района Э.Самаев, присутствовали также депутат республики А.Тазрашев, общественники Р.Укачин и А.Толкочеков, артисты Э.Теркишев и с ним еще три человека с инструментами. Заметно выделялся среди всех Акай Кине. В итоге от районов осталась только молодежь из Кош-Агачского района во главе с В.Саблаковым (где-то 15-20 человек). Делегаты из Улагана, увидев, что там затевается «не то», демонстративно ушли с собрания.
По свидетельствам участников, там творилось что-то малопонятное. Организаторам встречи безуспешно пытались объяснить, что есть работающее, официально зарегистрированное Тёс Тёргоо; зачем создавать Совет старейшин – непонятно. Кто-нибудь из собравшихся может сказать, что считает себя старейшиной? Вопрос был резонный, после чего решили создавать... Совет мудрецов. Почему нет зайсанов, тоже непонятно, как и то, что одному Кош-Агачу не резон назначать дату предстоящего Курултая. Тем не менее назначили Курултай на февраль 2022-го, и выбрали Акая Кине новым Эл-Башчы, в отсутствие на встрече в «Мерките» ныне действующего Эл Башчы.
«Акай от имени всех алтайцев потом Хорохордина поддерживать будет, - появилось уже на следующий день массово пересылаемое сообщение в мессенджерах. – Национальным лицом будет работать в его окружении, с Белековым на пару, а то засилье барнаульцев прикрыть нечем было».
Кстати, о Барнауле. В интервью «Банкфаксу» Акай рассказал, что собрание не афишировалось до последнего момента, чтобы избежать «возможного влияния властей на волеизъявление народа». При этом он вовсе не исключал, что сразу после Курултая в «Мерките» от правительства Хорохордина, возможно, последуют попытки проведения альтернативного Курултая, чтобы назначить своего, подконтрольного Эл Башчы.
По версии Акая Кине, «алтайцы из муниципалитетов сами собрали Курултай», он принял их приглашение и согласился стать Эл Башчы. Он сказал также, что «излишнего внимания чиновников» к намеченному собранию в «Мерките» его организаторы опасались с самого начала, поэтому держали время и место его проведения в строжайшем секрете, иначе пришлось бы мириться с «присутствием силовиков на мероприятии». Если бы чиновники узнали, то нашли бы какой-нибудь предлог и не дали бы провести Курултай, утверждает Кине. Таким образом, в отличие от своих оппонентов, он считает, что это был вполне легитимный Курултай алтайского народа, и теперь он избран духовным лидером, а Совет мудрецов заменит в скором времени такую структуру, как Тёс Тёргоо.
По старой доброй традиции Акай после удачного мероприятия пригласил всех на чай в другое кафе, расположенное под горой Тугаей. Среди приглашенных оказались, конечно, и городские мудрецы. Но главный из них, в свое время тоже Эл Башчы Борис Алушкин, любезно отказался, сославшись в присутствии других, что ему «некогда, надо еще доложить Хорохордину и Кохоеву».