Туризм — это вовсе не отдых

Николай Витовцев
18.10.2011

Просмотров:

3261

Как развивать новую отрасль экономики в условиях Горного Алтая?


Елена ШУШАКОВА хорошо известна в Горном Алтае как авторитетный эксперт в области туризма. Будучи президентом Алтайской региональной ассоциации туризма, а также имея опыт работы на посту генерального директора агентства ООО "Виаджио", она всегда выступала в региональных СМИ с выверенными и точными оценками всех тенденций, которые складывались на рынке услуг в сфере туризма на территории «двух Алтаев», и её прогнозы были так же точны и объективны. Сегодня наш разговор — об итогах минувшего турсезона.


— Как Вы думаете, Елена, итоги нынешнего сезона чем-то отличаются от предыдущих лет? Просматриваются ли какие-то новые тенденции?

— Сезон-2011 прошел без каких-то особых (новых или непредсказуемых) тенденций. По-прежнему наблюдается отток туристов с внутреннего рынка на внешний за счёт выгодных цен на отдых за рубежом, удобства в перемещении до известных курортов и, конечно, качества услуг.  

Алтай стал достаточно дорогим местом отдыха для большинства туристов из близлежащих регионов - Новосибирска, Кузбасса, Омска и Томска. Сейчас значительная часть туристов из этих  городов предпочитает ездить на собственном транспорте, самостоятельно формируя маршрут. При этом даже для тех, кто приезжает из Москвы или заграницы, цены «кусаются». Наиболее заметное повышение цен в этом году произошло в Усть-Коксинском районе на услуги проводников-конников и аренду коней.

Обидно то, что цены каждый год растут, а качество становится всё хуже: в большинстве средств размещения ремонт не проводился с момента постройки. Плохо убираются номера, обслуживающий персонал неулыбчив и нерасторопен. Снаряжение на активных маршрутах, особенно, на конных, плохого качества. Говорю об этом как активный пользователь этим снаряжением: уздечки, стремена, подпруги, сумины рвутся от ветхости. А от этого очень и очень зависят безопасность и, скажем так, лояльность туристов.

Турпоток  на Алтай в целом немного вырос, но за счет увеличения количества новых гостиниц и расширения номерного фонда в уже имеющихся, туристы имели возможность разместиться практически весь сезон. Правда, надо подчеркнуть, что гостиницы с комфортным размещением традиционно пользовались повышенным спросом, и наблюдался их явный дефицит. Также популярностью пользовались места размещения для бюджетных категорий населения. Здесь, если рассматривать соотношение «цена-качество», ситуация была такова: когда они оптимальны, то гостиницы были заполнены, а когда качество страдало, то и туристов там недосчитывались.

Среди районов отдыха традиционно пользовались спросом озеро Ая и  курорт Белокуриха, Чемальский район, а также район Телецкого озера — как северная его часть, так и южная. Среди тех, кто любит активный отдых, традиционным оставался спрос на район горы Белухи, водные маршруты по Катуни и Чуе, походы на Мультинские озера, плато Укок. Число туристов на активные маршруты, на мой взгляд, не уменьшилось.  

Туристы приезжают как через туроператоров и турагентов, так и самостоятельно. Вместе с тем, самостоятельным туристам достаточно сложно осваивать Алтай. Большинство из них едет, как я это характеризую, «куда глаза глядят» - в лучшем случае, вооружившись картой и путеводителем. Но даже такая подготовка не гарантирует им познание Алтая, поскольку чаще всего они проносятся мимо значимых экскурсионных объектов или получают о них скудную, иногда не совсем верную информацию. Здесь есть над чем работать как работникам туристической сферы, так и органам власти.   



— Я спросил о тенденциях исходя из того, к чему следовало бы готовиться нашим туроператорам и владельцам "зелёных домов". На Ваш взгляд, какие услуги могут быть востребованы среди приезжающих к нам туристов через год-другой?

— Что будем предлагать, то и будет востребовано. Не думаю, что в ближайшее время предпочтения туристов как-то изменятся. Тут опять же надо понимать, на кого ориентирован наш турпродукт. Для туристов из степного Алтая интересно одно, для туристов из Новосибирска, Кемеровской области и других сибирских регионов – уже другое, а для туристов из Москвы и из-за границы – совсем иное. Но одно хочу подчеркнуть: если в ближайшее время не изменится ситуация с качеством сервиса, безопасностью отдыха, квалификацией персонала, развитием инфраструктуры, и если не установятся адекватные качеству цены, то ожидать увеличения потока не придётся.

На мой взгляд, надо уделять серьёзное внимание экскурсионно-познавательному туризму. Для тех, кто уже был на Алтае, тем более не один раз, возможности экскурсионного обслуживания пока ещё очень ограничены: если посмотреть на перечень экскурсий, который предлагается практически всеми гостиницами и туроператорами, то он до ужаса однообразен. А если нет экскурсий, то надо как-то увлекать людей на территориях гостиниц и других средств размещения. Как и чем – это головная боль управляющих и владельцев. И чем быстрее они это осознают, тем быстрее будет развиваться их бизнес.

Еще одна особенность алтайского туризма – это безликое общественное питание. В кафе и ресторанах чего только не предлагают, но только не займутся никак аутентичной сибирской и алтайской кухней. Салат из крабовых палочек среди алтайских гор выглядит, прямо скажем, нелепо, как и всё остальное в этом же духе. Почему-то представление о сибирской кухне ограничилось пельменями, блинами, квасом, окрошкой, солянкой, ухой и щами. Да и то не везде это найдешь в одном месте. Не доверяют, особенно туристы из-за границы, блюдам из замороженной рыбы. А у нас сплошь и рядом изыски именно из неё. В общем, успех любого дела зависит от ответа на один вопрос: чем всё-таки лучше то, что ты предлагаешь, от того, что уже есть?

— Мы видим, что ни одна из так называемых ОЭЗ у нас в стране так и не заработала - даже в Томске.

— Томск не из этой песни, там наукоград должен был быть...

— Но его так и нет, и нигде по стране ни одной реально действующей ОЭЗ у нас нет. В этом плане насколько радужными видятся Вам перспективы развития "Алтайской долины" и "Бирюзовой Катуни"?

— С «Бирюзовой Катунью», слава Богу, более-менее благополучно – она все-таки развивается. Можно соглашаться или нет с её концепцией, но то, что уже сделано – большое благо для Алтайского края в целом и развития туризма, в частности. «Алтайской долине» тоже деваться некуда: у них негласное соревнование кто – кого? Только хотелось бы не повторения, а развития чего-то такого, что дополняло бы уже существующее….  

— Вы верите в то, что возле Айского моста в скором времени появится, скажем так, чудесный водоём, аналогов которому не будет во всём мире?

— Вот в это не верю! При существующем уровне воровства и желании нажиться любой ценой, всё оригинальное будет заменено на «оптимальные» материалы. И чуда не произойдет... Вторая неразрешимая проблема – это квалификация и мастерство строителей и отделочников. Надо приглашать из-за далекого зарубежья. Да не обидятся на меня местные умельцы и специалисты, но я пока не встретила ни одного объекта, который был бы безупречно выполнен. Мне самой приходилось следить за качеством  отделки гостиницы в Чемале – плитку облицовочную и напольную приходилось перекладывать не один раз, не говорю про лак на деревянном полу, после ходьбы по которому пришлось выбросить не одну пару носков. При этом строители не желают отвечать за халтурную работу.
Третье обстоятельство – климат. Вряд ли удастся воссоздать на Алтае условия, предположим, с Мальдивских островов. Я считаю, что лучше скопировать  уже существующее, и воссоздать без экономии на материалах, рабочих и т.п.  Есть прекрасные образцы, идеально подходящие для Алтая - в Швейцарии, например.

— А надо ли делать ещё один водоём по соседству с "Бирюзовой Катунью"?

— Если реально не хватает существующего – то надо. А делать его по принципу «если есть в Алтайском крае, то надо и нам» – это, как минимум, глупо и неэффективно.  Такой водоем был бы хорош в районе где-то за Семинским перевалом, чтобы разгрузить рекреационное давление на Чемальский, Алтайский, Майминский районы. Но в случае с «Алтайской долиной» руководствуются оптимизацией строительства: инфраструктуру проще создать, энергоносители вроде бы рядом и т.п. При таких решениях сразу проявляется дальновидность (или отсутствие оной) у политиков и руководителей регионов. Жаль, что дальше 3-4-х лет они ничего не видят. Или не хотят видеть? Во всяком случае, о туристах они совсем не думают — это уж точно.



— В начале октября у нас в парк-отеле "Ая" проходила международная конференция по развитию экотуризма, который иногда называют ещё агротуризмом, просто сельским туризмом или "зелёным" туризмом. С Вашей точки зрения, такой туризм имеет будущее у нас на Алтае?

— Аграрный туризм, экотуризм, «зелёный» туризм, на мой взгляд, это самые органичные виды туризма для Алтая. Каждый из этих видов - вовсе не одно и то же по сути. И для их развития очень много надо ещё сделать. Прежде всего, научить сельских жителей предпринимательству и основам туризма, создать инфраструктуру: объекты для посещения и показа, дороги, пункты оказания медпомощи и т.п. И именно сельский и экотуризм могут стать визитной карточной Алтая! Здесь нужна сильная поддержка со стороны государства, предприимчивость сельских жителей и интерес со стороны профессионалов турбизнеса.

— Сейчас много говорят о том, что надо бы перенимать передовой опыт других стран в развитии туризма. С Вашей точки зрения, чей опыт наиболее полезен для туризма в условиях Горного Алтая?

— На мой взгляд, любой опыт полезен, но не всякий приемлем однолинейно. Алтаю очень повезло с рекреационной точки зрения. Сильно не буду углубляться на эту тему. Наша территория позволяет развивать практически все виды туризма. Но для развития каждого отдельного есть свои аналоги, достойные подражания. Причем, желательно применять точное копирование, без новаторских, модернизаторских и рационализаторских улучшений. Именно так, и я попробую это разъяснить.

До тех пор, пока стандарты безопасности и качества предоставления услуг не будут в крови и не станут у нас выполняться на автомате, с пониманием, что жизнь людей остаётся самой главной ценностью, ценностью гораздо более весомой, чем желание быстро и ненапряженно разбогатеть, — никакого туризма у нас здесь не будет. Нынешняя трагедия на Телецком озере… Кошмарный случай у Семинского перевала, когда была убита вся семья туристов из Омска… Еженедельные сообщения летом о происшествиях на всех маршрутах… Так дальше работать просто нельзя.

Если взять горнолыжный туризм, то это Швейцария, Италия, Франция, Австрия, Германия и другие страны, расположенные в горах. Для экскурсионного – ближайший и доступный – Китай, идеальный пример – Канада, т.к. очень сходные природно-климатические условия, но там совершенно по-другому работают чиновники и бизнес.

Дело в том, что в Канаде, Китае, да и в подавляющем большинстве стран, где успешно развивается туризм, государство создаёт инфраструктуру, причём руководствуются они не столько «перспективами развития туризма», сколько выполняют свою функцию перед собственными гражданами. Речь  идет, прежде всего, о дорогах и правилах ведения бизнеса. А бизнес уже достраивает всё остальное, исходя из своих возможностей и предпринимательского чутья.

Полезен и французский опыт по развитию частных гостиниц в сельской местности. Как правило, эти гостинички на несколько номеров, управляемых одной семьей. Чаще всего, хозяйка гостиницы сама же готовит завтрак, ужин и о чем-то еще заботится. Я, например, была очарована одной из гостиниц в пригороде Тулузы, которая расположилась… в бывшей конюшне, и рядом был отменный конный двор, где можно было покататься на лошадях и посмотреть, как ухаживают за этими чудесными животными. А на ужины хозяйки гости съезжаются даже из-за рубежа! При этом завтрак был по российским меркам непозволительно однообразен и скуден: круассаны, масло сливочное, джем и кофе. Причем без всяких добавок.

Большое отличие зарубежных гостиниц от наших в том, что там практически нет номеров с «удобствами на улице». Ну не понимают иностранцы, что на туалете надо экономить. Для них вонь, простите за резкость слова, расползающаяся из наших туалетов типа сортир, оскорбляет их человеческое достоинство. По-моему, когда наши собственники дойдут до понимания того, что туристы тоже люди, имеющие собственное достоинство, то они перестанут экономить на туалетах. А если серьёзно, то есть такой критерий: уровень развития государства и степень его цивилизации определяется состоянием туалетов. Вот здесь непревзойденный лидер – Швейцария.

Если же смотреть на развитие санаторно-курортного дела, то здесь полезен опыт Германии, Израиля, Швейцарии, Чехии, Венгрии, Австрии, Китая и других стран, где часто бывают наши туристы.



— Елена, не могу удержаться от такого вопроса. Автолюбителей, приезжающих на выходные куда-нибудь в Майминский или Чемальский район для того, чтобы попить водки-пива на "бережку", у нас продолжают называть туристами, и таких "туристов" насчитывают уже до 1,5 млн чел. за сезон. А сколько реальных туристов приезжает к нам в Горный Алтай за сезон?

— Известно, что турист - это путешественник, проживающий в месте назначения не менее 24 часов, цель поездки которого — отдых, даже бизнес, определенная миссия, встреча. В общем, турист - это любой наш гость, кроме тех, кто из местных жителей, который посетил нашу территорию более, чем на 24 часа, в том числе и человек, приезжающий к нам в командировку. Поэтому статистика в этом случае учитывает и отдыхающих, выезжающих на тур выходного дня. В странах, славящихся производством отменного алкоголя - например, Испания, Италия, Франция, Греция, Германия, Чехия, Бельгия и т.д. - есть даже специальные туры, которые в простонародье называют «алкогольными». То есть там, на Западе, такие туристы тоже выпивают. И тоже есть такие категории путешествующих, которые крепко злоупотребляют.

Итальянцы, например, высылают своих карабинеров, чтобы те следили за своими согражданами на проходящем в Германии Октоберфесте. Россия ничем от них не отличается, кроме «культуры пития». Ничего не поделаешь. Вид отдыха – это дело выбора самих туристов. Другое дело, чтобы наши туроператоры могли бы предложить своим клиентам такой отдых, при котором пить не хочется или совсем неуместно. Но это - отступление от темы. Я подозреваю, что количество человек, приезжающих на «чистый» отдых, никому не известно: в статистических отчетах от турфирм классификация целей отдыха слишком упрощена и порой непонятна. Потом идет как минимум «удвоение данных» при учете отдыхающих в гостиницах.

Дело в том, что данные о количестве туристов подаются как от гостиниц, так и от турагентов, от туроператоров. Чаще всего - это одни и те же люди. Формируя и продавая туры, мы же где-то обязаны разместить туристов, независимо от того, едут они на активный маршрут или желают отдохнуть в гостинице. Хотя бы ночь, но где-то они переночуют. И эти данные накладываются. Не учитываются полноценно данные о «диких» туристах, прибывающих на собственном транспорте без помощи участников туристического рынка: никто же не считает, сколько туристов останавливается по берегам рек, озёр и т.п. - как в оборудованных, так и в необорудованных местах.  

— Какие профессии, на Ваш взгляд, будут наиболее востребованы в нашем турбизнесе в самые ближайшие годы?

— Здесь всё предельно ясно и не меняется в лучшую сторону уже много-много лет, и в ближайшее время будет ещё большой изъян, несмотря на усилия учебных учреждений, старания госорганов,  сетований туристов и специалистов туризма. Прежде всего нужны специалисты, непосредственно занятые в обслуживании туристов и создающие качество той или иной услуги: горничные, администраторы гостиниц, официанты, технологи общественного питания, экскурсоводы, гиды-проводники, переводчики, водители и т.п.  

Нужны управляющие туркомплексов и гостиниц, а также специалисты в органах власти, понимающие специфику туризма и способные управлять развитием территорий, привлекательных с рекреационной точки зрения.  

Не знаю, чем можно объяснить нелюбовь к людям большинства обслуживающего персонала, но, если эта проблема не будет решена в ближайшее время, то Алтай канет в лету. Никакие супер-гостиницы и самые удивительные маршруты не смогут удержать основной поток. Почему никто не хочет этого понимать?
Конечно, большую роль играют и заработная плата, и отношение собственников к персоналу, и условия труда, и общий уровень культуры и воспитания.

Однако, на мой взгляд, без личной ответственности и добросовестности, компетентности и любознательности, понимания важности выполняемой работы - эту проблему не решить. А начинать надо с понимания, что сфера туризма — такая же трудная и такая же достойная отрасль нашей экономики, как сельское хозяйство, транспорт, лесное хозяйство, строительство, торговля, пищевая промышленность, коммунальное хозяйство. Туризм — вовсе не отдых для людей, которые создают своим трудом эту новую отрасль нашей экономики.

 

ОтменитьДобавить комментарий

Как Вы считаете, опыт какой из зарубежных стран подходит больше всего для развития туризма в Горном Алтае?