В январском туре «Зима на границе»

Просмотров: 3638 Район: Город Горно-Алтайск Категории: Активный туризм, Автомобильные, Зимние, Экскурсионные, Оздоровительные, Комбинированные, Корпоративные, Выходного дня

Большинство любителей Алтая приезжают сюда только летом. Немногие – весной и осенью. Но зимний Алтай для многих по-прежнему terra incognita. Люди, привыкшие летом ходить в походы, сплавляться, гулять по горам и посещать интересные места Алтая, считают, что в зимнее время здесь однообразно и скучно. И я периодически встречаю на тематических форумах вопрос: «А что там зимой может быть интересного? Что тут есть, кроме снега?»

Но Горный Алтай уникален в своем разнообразии, в том числе, и сезонном. И даже если не брать в расчет горнолыжные комплексы, на которых обычно проводят время зимой, здесь можно найти еще много необыкновенных мест. Которые доступны исключительно зимой.

Например, лебеди, которые прилетают на озера Алтайского края только зимой. Или Голубые озера на Катуни, летом скрытые под водой. Зато зимой это поистине сказочное место! А чего стоят катания на собачьих упряжках, прогулки вдоль темно-бирюзовых зимних рек, красота и тишина заснеженного леса…

Но уже третий год подряд я езжу зимой в Чуйскую степь.

Место это сурово даже летом. Кош-Агачский район, где находится Чуйская степь, стоит на вечной мерзлоте и приравнен к районам Крайнего Севера. Ночная температура зимой здесь опускается ниже 40 градусов, а дневная держится на отметке —25…-35оС. Но, однажды полюбив его, отказаться уже невозможно…

Что ж, начнем с самого начала. Итак, наша компания в составе тура «Зима на границе», организатором которого я являюсь, отправляется по Чуйскому тракту в сторону Кош-Агача.  В компании три внедорожных машины и десять человек, троим из которых – на минуточку! – далеко за пятьдесят и это – дамы. Состав участников: Новосибирск, Барнаул, Алтайское, Владивосток...

Наверное, все уже знают, что Чуйский тракт, по мнению National Geographic, входит в пятерку красивейших дорог мира. Но каждый раз, проезжая эти места, эти повороты и изгибы, ловишь себя на том, как захватывает дух…

Зимой горы совсем другие — они графичны, некоторые смотрятся только силуэтами. И еще они кажутся значительно выше, чем летом.

И снова каждые 50 км меняется пейзаж. Дымки из труб в селах, невообразимо белый снег вокруг, синее небо, бредущие вереницей меланхоличные коровы… Парящая в лучах солнца мощная Катунь, кружащая ледяные водовороты Чуя. А водопады – глыбы бирюзового льда!

Я помню восхищение нашей гостьи Елены, объехавшей полмира: «Зимний Алтай — это место, где реки текут, а водопады замерзают! Потрясающе!»

Уже на закате мы въезжаем в Курайскую степь. Удивительно, но нет обычного для этого места, ветра. Мы выходим из машин и просто замираем — настолько прекрасны краски уходящего дня. Воздух — синий, розовый, фиолетовый и громада Северо-Чуйского хребта, за которым догорает закат…

Наутро мы просыпаемся в Кош-Агаче, в теплой гостинице. Температура – ниже сорока, мы сидим и пьем чай, наблюдая, как в окне поднимается огромный, красно-золотой шар солнца. Рядом парит река – замерзший грунт не дает уходить грунтовым водам. В этой дымке, как привидения, бродят мохнатые коровы…

А мы едем в урочище Кызыл-Шын. Его склоны – цвета винного бархата летом, а зимой – как шоколадный кекс, присыпанный сахарной пудрой. Снега здесь мало, но тот, что  есть, невозможно бел и чист. А если приглядеться, то кажется, будто вся земля усыпана мелкими, сверкающими в лучах солнца, кристаллами.

Спускаемся вниз, к реке. Слой льда на ней такой толстый, что по нему проложена автомобильная дорога.  Но если замереть в тишине, то слышно, как подо льдом разговаривает вода.

А потом мы едем в долину Юстыд встречать закат. Благодаря тому, что мы находимся в открытом пространстве степи, можно долго наблюдать, как садится солнце за хребтами, и постепенно гаснет день. Хотя, ну как быстро — 40 минут, и всё! Поэтому нужно приезжать заранее на нужную вам точку. С другой стороны, не надо забывать, что те же 40 минут пройдут у вас на сорокаградусном морозе. Поэтому нужно заблаговременно подготовиться к процессу.

Утром следующего дня мы едем в еще одно красное ущелье, известное многим как «Марс». Снега здесь куда больше и, судя по нетронутой белой целине, мы здесь в этом году — первые.

Но у нас внедорожники, и я еду вперед, пробивая дорогу на своем «Эскудо». По пути мы обгоняем группу туристов, с энтузиазмом бредущих к «Марсу», водитель их автобуса побоялся проехать дальше и не доехал пару километров до места. Они стараются бодриться, но температура за бортом около тридцати градусов, и мне их жаль. Считаю, это - недоработка гида. Потому что на локации люди провели совсем немного времени, иначе был риск получить обморожение.

«Марс» в этом году более заснеженный, чем в прошлом. Теперь его ярко-кирпичные склоны лишь угадываются под ослепительным снегом. Тихо, кроме нас пока еще никого нет. В прозрачном воздухе видны все окрестные вершины. Пока мы гуляем по каньону, наши мужчины успевают сбегать на ближайшую горку.

Вечером мы встречаем закат на Тархатинском мегалитическом комплексе. Вокруг него ходит немало слухов и загадок. Но у нас - цель конкретная: полюбоваться закатом и провести физические опыты. А именно, рассеивание кипятка на морозе; в последнее время эту новую русскую забаву всё чаще стали зазывать «дубак-челлендж».

Зрелище получается фантастическим, ведь закаты в Чуйской степи – это отдельное зрелище и можно приезжать сюда только ради этого!

Уже в полной темноте мы возвращаемся в гостиницу. За ужином продолжаем наши ежевечерние обсуждения. Наши гости поражены тем, что видят, а узнавая еще и историю здешних мест, чувствуют себя попавшими в совершенно другую реальность. Ведь все здесь так непохоже на привычный городской мир…

День третий мы намереваемся провести в долине реки Талдура. Но погода нас не радует – впервые нет солнца. Ну что же, решили мы, пусть не пофотографируем, но зато погуляем.

И как погуляли! Нашей целью был Талдуринский, или Бельтирский оползень – обвал склона горы в результате мощнейшего землетрясения 2003 года. Мы пешком взобрались на него и долго гуляли. Там, наверху, было ощущение, что мы находимся в замке – с башенками, бойницами – так построила природа.

Мороз не чувствовался совсем, нам было жарко. А в машинах нас ждали термосы с чаем и походный обед.

А еще получился эдакий  день животных. По пути нам встретились верблюды, мирно пасущиеся в заснеженных кустах акации. Нашли следы чьей-то жизненной драмы – полусъеденного воронами зайца. На Талдуринском оползне видели множество разных следов, в том числе от росомахи и – редкая встреча – успели сфотографировать улепетывающего от нас манула!

На следующий день было намечено посещение перевала Кату-Ярык. Но по пути мы сделали несколько остановок в Курайской степи, ибо невозможно просто так взять и уехать отсюда. А Гейзерное озеро? Невероятно прекрасное даже в снежном обрамлении. Зимой здесь темновато, но все равно видны голубые рисунки дна.

Дорога до Кату-Ярыка была чуть лучше, чем летом – не было «гребенки», все починил снег. Правда, менее опасной она быть не перестала – скользкие участки, обрывы, заносы… Но мы удачно добрались до цели, и вот он перед нами – величественный спуск в долину реки Челушман!

Каждый раз при виде его замирает сердце. А зимой здесь очень мало туристов, поэтому есть возможность без проблем сделать фотографии.

Спускаться вниз не входило в наши планы и, погуляв наверху, мы вернулись в Акташ, где и заночевали.

Наутро нам предстояло вернуться в Горно-Алтайск. Но этот путь был прямо-таки завершающим аккордом всего нашего путешествия! Ярко светило солнце, дорога сама ложилась под колеса. Нас ждало еще множество чудес.

Водопад Ширлак – огромный каскад голубого льда, сползающий сверху до самой дороги. Белый Бом и участок старого Чуйского тракта наверху.

Порог Турбина на Чуе – вода была низкой, и река почти спала. Но как прекрасны были ее берега (на снимке) – все в искрящемся куржаке, с прозрачными глыбами льда по берегам. Пар от реки курился легкой дымкой в лучах теплого солнца. В тишине неторопливо плыли прозрачные льдинки по темно-зеленой воде.

А еще через час была Катунь с ее Ильгуменским порогом. Вода здесь несется стремительно. Летят брызги белой пены, камни в воде покрыты гладкой наледью. Ярко-бирюзовый мощный поток подсвечивается солнцем, а вокруг кристальная белизна и прозрачность!

Мы долго не могли отсюда уйти – вода заворожила нас.

Дальнейший путь прошел в молчании. Каждый из нас пытался сохранить в себе увиденное. И запланировать уже следующее путешествие!

И помнить при этом: все путешествия клуба «Аккол» - https://akkol-tour.ru - начинаются в Горно-Алтайске. А позвонить нам всегда можно по тел. +7-913-902-0992.

Фото: Ирина Дмитриева (автор текста), Ирина Шкурина (12), Евгения Эс (Jane Sea).