Нужен ли в туризме единый бренд для «двух Алтаев»?

Лев КЕРЕКСИБЕСОВ
17.07.2018

Просмотров:

537



На прошлой неделе в Барнауле оживилось обсуждение темы единого бренда для «двух Алтаев». Совместное позиционирование двух соседних регионов «позволит более стратегически подходить к планированию мероприятий, контролю качества услуг» — такое мнение на пресс-конференции 10 июля высказала президент Алтайской региональной ассоциации туризма (АРАТ) Елена Красулина. Создание единого туристического бренда для Алтайского края и Республики Алтай поможет активному развитию внутреннего туризма в РФ, а также упростит процедуру аккредитации экскурсоводов. «Для туристов не существует деления на Алтайский край и Республику Алтай», - заявила Елена Красулина.

Президент АРАТ считает, что в свете последнего законопроекта по аттестации экскурсоводов без объединения брендов будет сложно работать гидам — они должны будут проходить двойную аттестацию, поскольку многие маршруты проходят через два региона сразу. По ее словам, единый туристический блок с едиными правилами позволит создать общую аттестационную комиссию, сократить трудозатраты и более грамотно оценить компетенции гидов в двух регионах. Для создания единого бренда необходимо решение властей двух Алтаев, настаивает АРАТ.

— Если мы будем идти единым блоком, - сказала Елена Красулина, - то выработаем единые правила регистрации гидов, у нас будет общая система оценок сервиса, безопасности. Тем более что туристы — и российские, и иностранные — не делят Алтай на край и на республику. Для них это единый регион, в котором они мечтают побывать.

«Рекламные туры должны проходить не только по территории Алтайского края, но и Республики Алтай, - добавил член правления АРАТ Александр Смирнов. - Должна быть обширная география. Тогда и представление об Алтае у людей, которые приезжают из центральных городов РФ, будет другое».

А вот мнение, которое высказывают «Наши новости»: головной болью местных туроператоров (краевых, имеется в виду) остаётся курортная гонка с Республикой Алтай, и они соглашаются, что их регион по количеству отдыхающих сильно проигрывает. Почему же снижается турпоток в Алтайский край? Недавно сервис путешествий OneTwoTrip совместно с Ростуризмом провёл опрос на предмет того, в какой регион страны россияне мечтают поехать. Алтай оказался таким же желанным, как Байкал и Карелия.

Но если говорить о российских туристах, выбирающих местом летнего отдыха Алтай, то их количество уменьшилось примерно на 15% по сравнению с началом лета прошлого года. Такие данные приводит «Алтай-АиФ» в сообщении о пресс-конференции с участием АРАТ. Отпугнула и негативная информация о паводке и холодной весне, да и чемпионат мира по футболу «оттянул» на себя потенциальных туристов. Наконец, не последнюю роль играет и непростая экономическая ситуация в стране, снижение уровня доходов россиян.

Увы, проблема дороговизны авиабилетов из европейской части в Барнаул (20-25 тысяч в высокий туристический сезон) так и не решена. Местные туроператоры питали большие надежды на возобновление авиасообщения с Татарстаном, что открыло бы дорогу в регион туристам с Поволжья. Но пока потока заявок от казанских турфирм не наблюдается.



Печально, но факт: туроператоры Алтайского края проигрывают своим коллегам из РА. В частности, все активные направления – рафты, конные и пешие маршруты – ушли в республику. «В крае официально зарегистрировано 45 операторских компаний, а в РА – 17, – отметила член правления той же ассоциации, директор одной из барнаульских туркомпаний Елена Биточкина. – По приведённым цифрам можно сделать выводы, каковы объёмы нелегального туризма в Горном Алтае. Там много компаний, которые не имеют регистрации в реестре туроператоров, много частных лиц, которые без уплаты налогов, без отчислений, без страховок, нарушая требования безопасности, работают на рынке».

Кстати, официальные предприятия туристической отрасли республики пользуются, по сведениям АРАТ, неплохой бюджетной поддержкой. Например, только на финансирование рекламно-информационных сайтов каждой турфирме выделяется по 50 тысяч рублей. Но при этом ни слова не говорится о тех же налогах и отчислениях, которые уходят мимо Горно-Алтайска в бюджеты тех регионов, где зарегистрированы официальные участники рынка. В том числе в краевой бюджет.

Если действительно обсуждать тему «единого бренда», то этот вопрос обязательно встанет. Готовы ли краевые власти к тому, что часть турфирм и компаний, ориентированных на Горный Алтай, снимется с налогового учета в Барнауле и уйдет в соседний регион? Если край ищет только свою выгоду, не думая о финансовых интересах своих соседей, то какую выгоду найдёт для себя в «едином бренде» Республика Алтай? От затрат со стороны Барнаула на решение экологических проблем в районе Шавлинских озер, например, или на тропах в сторону Белухи тоже никак не уйти. Бренд же провозглашается «единый», значит, и порядок наводить надо вместе.

На страницах еженедельника «АиФ-Алтай» утверждается также, что прямые туры в Горный Алтай более привлекательны и по цене. Перелёт в Барнаул из Москвы или Санкт-Петербурга вроде бы дешевле, чем в Горно-Алтайск, но в стоимость своего турпродукта барнаульские операторы закладывают ещё одну-две ночёвки до и после рейса. В результате путь через столицу края оказывается ощутимо дороже.

Объективная картина на сегодняшний день такова: Барнаулу «единый бренд» нужен куда больше, чем Горно-Алтайску. При этом, конечно, оба региона заинтересованы в сотрудничестве по развитию туризма. Как пояснили корреспонденту ТАСС в пресс-службе краевой администрации, сейчас у регионов фактически нет общих проектов в сфере туризма, и это несмотря на то, что территории граничат, их объединяет федеральная трасса Чуйский тракт, через край и республику течет одна из главных рек Алтая — Катунь.

Для того, чтобы получить более свободный доступ к ресурсам соседней территории, краевым властям придётся чем-то жертвовать. Из Горно-Алтайска давно уже предлагают «отдать» турбазы, зарегистрированные в крае, но фактически работающие южнее Долины Свободы, под крыло республиканских властей. И это было бы вполне логично. В противном случае все разговоры о «едином бренде» ни к чему не приведут, если помнить крылатую фразу о том, что говорить можно много и о чем угодно, но за всеми словами в действительности нет ничего, кроме денежных интересов. Горно-Алтайску тоже нужна своя выгода от «единого бренда», но, как кажется, в Барнауле об этом пока не думают. 

Фото: К.Епифанова, Д.Медников.

ОтменитьДобавить комментарий

Как Вы считаете, опыт какой из зарубежных стран подходит больше всего для развития туризма в Горном Алтае?