Казахстан вводит новую концепцию развития туризма

Людмила БАДАНОВА
10.08.2017

Просмотров:

422



В Астане решили не замахиваться на далекие заморские страны, а развивать местный, внутренний туризм. На это оказалась нацелена очередная концепции развития туристской отрасли РК до 2023 года, сообщает «МК-Казахстан» в одном из последних номеров. Реализовать концепцию предполагается в два этапа. Первый этап начнет свою работу уже со следующего года, и в течение трех лет - до 2020 года - должны будут подготовить шесть региональных культурно-туристских кластеров: «Астана - сердце Евразии», «Алматы - свободная культурная зона Казахстана», «Жемчужина Алтая», «Возрождение Великого Шелкового пути», «Каспийские ворота» и «Единство природы и кочевой культуры».

По мнению министра культуры и спорта РК Арыстанбека Мухамедиулы, эти направления в республике сегодня самые перспективные, причем идеи Шелкового пути и кочевой культуры рассматриваются в качестве новинки. Предыдущая задумка, которую прежнее руководство комитета по туризму (состоял в МИР РК) готовило в рамках выставки «Астана ЭКСПО-2017», судя по всему, приказала долго жить - сегодня о пяти кластерах, которые были бы призваны рассказать о Казахстане зарубежным туристам, никто не вспоминает. Деньги, которые были затрачены на продвижение кластерного туризма к 2017 году, также канули в небытие.

Зато в стране по-прежнему с каждым годом увеличивается доля выездного туризма, что подтверждают статистические данные туроператоров (95 процентов от общего количества). Плюс на сегодняшний день стало известно, что в валютных обменниках увеличилось количество покупаемых долларов - на 47 процентов по сравнению с весенним периодом, которое эксперты объясняют периодом летних отпусков.

Родные пенаты, кажется, никого особо не прельщают. Что подтверждает даже высказывание министра Мухамедиулы, по мнению которого, в развитии внутреннего туризма все упирается в ценовую политику и неразвитость туристического кластера, дескать, пока Казахстан имеет ограниченный туристический ресурс, владельцы курортных зон будут держать высокую стоимость. А до тех пор ответ на вопрос: почему в Турции или даже в ОАЭ отдохнуть дешевле, чем на озере Алаколь (на снимке), будет повисать в воздухе.

Однако при этом снова, и уже в который раз, забывают, во всяком случае, не упоминают о развитии инфраструктуры, особенно в рамках проекта «Сакральный Казахстан», потому что не секрет, а давно притча во языцех, от которой устали все, - это казахстанские просторы и невозможность добраться до того или иного населенного пункта, не говоря уже о каких-то туристических объектах. Особенно при отсутствии географических карт республики, которых сегодня в обновленном варианте просто не существует.

Второй этап обновленной концепции рассчитан на 2021 - 2023 годы, пишет далее «МК-Казахстан». Согласно ему планируется, с учетом специфики регионов, создание новых семи направлений внутреннего туризма. Это культурно-познавательный и этнографический туризм, событийный, детско-юношеский и медицинский, кемпинговый, автотуризм и караванинг, охотничье-трофейный и спортивный. При этом непонятно, каким образом организация «Казахтуризм», которую планируют создать взамен нескольких предыдущих, сможет справиться за несколько лет с накопившимися проблемами и попутно внедрить новые направления. Которые, как известно, потребуют не только финансовых вложений, но и внесения изменений в законодательство республики. А это дело не одного дня и даже не одного месяца.

Между тем генеральный секретарь Всемирной туристской организации Талеб Рифаи посоветовал казахстанцам учесть только три направления при работе над новой концепцией, каждое из которых, в свою очередь, все же имеет спорные моменты, несмотря на заинтересованность в развитии казахстанского туризма высокопоставленного чиновника.

Во-первых, по мнению генсека, Казахстан должен во многом упростить визовый режим с зарубежными странами. Однако в республике и без того периодически называются по десятку наименований государств, с кем заключаются в этом плане договора. Тогда как сами казахстанцы за несколько лет не продвинулись в этом направлении ни на шаг, добившись только послабления транзитного перемещения с двумя-тремя странами.

В остальных случаях для Казахстана туристические двери в страны дальнего зарубежья, можно сказать, практически закрыты. Количество собираемых бумаг для визы, очереди в посольства (тогда как весь мир перешел на оформление электронных виз), немалые финансовые затраты не только на оформление визы, но и на перевод документов - обо всем этом почему-то предпочитают умалчивать, тогда как для казахстанского туриста такие препоны создают серьезные трудности.

Во-вторых, господин Рифаи полагает, что мир мало знает о Казахстане, а значит, необходимы инвестиции в имиджевую составляющую, в развитие бренда страны. Но прежде чем продвигать в полной мере казахстанский туризм во внешний мир, не помешало бы навести порядок в нем изнутри. И, наконец, в-третьих (здесь, пожалуй, стоит признать правоту Талеба Рифаи), в республике необходимо упорядочить количество и качество учебных заведений, которые занимаются выпуском специалистов туристской отрасли. Странно, что до сих пор этого не было сделано - чиновники МОН РК только разводят руками, обещая все завершить в течение двух последующих месяцев, в то время как на сегодняшний день даже не существует реестра отбора необходимых дисциплин для преподавания туризма.

ОтменитьДобавить комментарий

Как Вы считаете, опыт какой из зарубежных стран подходит больше всего для развития туризма в Горном Алтае?