Бюджетные деньги вылетают через туризм на ветер

"ХАН-АЛТАЙ"
27.04.2018

Просмотров:

1039



В марте Москва провела две большие выставки – Интурмаркет и MITT. Отзывы были разные. А что думают об этих выставках и нынешнем состоянии алтайского туризма люди, которые сами заняты в этом бизнесе? «Я вчера ходил на туристическую выставку MITT в Экспоцентре, - сообщил в дни ее работы Артём Головин. - Самый большой по площади был павильон Алтайского края. На его фоне павильон Республики Алтай был почти незаметен. По опросу, который я запустил, для большинства Алтай - это Белуха, Катунь, Телецкое озеро и Укок. Кроме Белокурихи практически никто не назвал ничего из находящегося в Алтайском крае. По неофициальным данным, стоимость аренды павильона для выставки Алтайского края стоила 40 млн рублей. Я рад за Алтайский край и его бюджеты, которые он тратит на туризм, но, по-моему, потенциал Республики Алтай всё равно в разы больше, чем Алтайского края. А вы как думаете?»



Его пост, вывешенный в Фейсбуке, стал обрастать комментариями, как снежный ком, пущенный по склону горы. «Конечно, место чиновника по туризму в разы доходнее, чем экскурсовода...» - пошутил насчет административного усердия Анатолий Баскаков. «В крае немало интересных гор, Тигирекский заповедник, например. Поэтому и раскручивают край, а зачем Республику раскручивать, там и так туристов миллионы», - заметил фотограф Павел Филатов. В свою очередь, бийчанин Владимир Вигуль уточнил: « Республику раскручивают одни, край - другие, и общих интересов у них нет».

Denis Trunov уверен: «Несоизмеримо бОльший потенциал Республики Алтай! Тут скорее всего финансы сыграли роль». Павел Филатов продолжил тему, задетую автором поста: «Представление Алтайского края с таким размахом, на мой взгляд, перебор. Пора переходить от песен и плясок к строительству теплых бесплатных туалетов на ключевых трассах :)». Но ему возразила Елизавета Манскова: «Какие туалеты, когда и трасс нет? Вы-то знаете цену главному брендовому маршруту края под названием «Большое золотое кольцо Алтая. Там местами вообще нет дорог. При этом на проспектах их рисуют. Совершенно бессовестно вводя в заблуждение. Я раз так попалась - делала в итоге круг в 200 (!!!) км. После этого сказала: нет уж, я лучше в Горный, здесь насмотрелась. У нас нет дороги по предгорьям, которая бы связывала напрямую главные туробъекты в Алтайском, Солонешенском, Чарышском и Краснощёковском районах. Вот и весь туризм...»

«В горы люди и так попадут, кому нужно, - рассудил Максим Хон. - А в край нужно формировать потоки. Но если честно, то лучше в республику бы и не заводить массовый туризм. По крайней мере тут работа должна быть гораздо тоньше». Он привел пример с «Белокурихой-2»: вбухали кучу денег в дорогу на пустырь — а для чего? Хотя дорога красивая, спору нет :)

— Очередная бездарная и безумная трата денег администрацией Алтайского края якобы «во благо туризма», - вступил в разговор Роман Семашко, - так же, как и предыдущие выставки Алтайского края по привлечению туристов и поездки на выставки в Москву и другие страны. Каюсь, косвенно участвовал в этом 20 лет назад... и с тех пор ничего не изменилось. (( Это просто осваивание денег из бюджета причастными к турбизнесу... :( Так же, как «мега идея» с указателями на английском языке... (( Веселит и последняя их забава по освоению бюджета – «Алтайская зимовка»... пошумели, освоили и попилили бюджет... А сколько на эти деньги, бездарно потраченные за 20 лет, можно было сделать... начиная от горных приютов до оборудованных троп и стоянок, не говоря про дороги, мосты, переправы и мусор. Все это понимают, кроме администрации Алтайского края, впрочем, как и Республики Алтай (у них тоже грешков по самое не хочу). Причем, ладно бы 20 лет назад, когда было неясно, куда двигаться и что делать, так как были в основном теоретики, а сейчас-то бери и перенимай опыт — делай, как в других странах... Всё всем понятно (с кучей примеров по всему миру начиная от нищих стран, сумевших построить туристическую инфраструктуру), но задача у них — как раз не делать что-то во благо края и страны, а «осваивать» бюджет как краевой, так и российский...

Илья Писемский, обращаясь к автору поста, предположил, что это может обидно прозвучать, но для большинства неалтайских людей нет большой разницы, в каком из двух терр. образований находятся Белуха, Укок и т.д. Это Алтай, и раздроби его завтра ещё поменьше – например, выдели Алтайскую область, Алтайское королевство или штат Алтай — и ничего не изменится.

Артем Головин уточнил: речь идет совсем не о том, что Алтай остаётся единым брендом; его беспокоит другое: деньги можно и более эффективно тратить. Alexandr Hunta поддержал: «Билеты сделать по разумной цене. И то больше толку». В самом деле, если бы край потратил выставочные 40 млн рублей на дотации Барнаульскому аэропорту — гостей летом было бы куда больше, чем от распространения рекламных буклетов среди посетителей MITT и Интурмаркета.



— Рассуждать, где "природа красивше" и "маршруты интереснее", в РА или в АК, в наше время бесполезно, - считает директор компании «Алтайтурист» Сергей Плотников. - Алтай для жителей других регионов — он и есть «Алтай». Это как если бы европейцы взялись спорить, чьи Альпы лучше. Даже новосибирцы, когда едут отдохнуть на выходные, говорят просто: "едем на Алтай", и неважно - на озеро Ая или на Телецкое озеро. Другой вопрос, что «Алтай» на турвыставках должен идти под единым брендом, а не делиться на два субъекта. (Самое смешное, что туроператоры АК на своем стенде в равной степени продвигают туры и объекты РА, а туроператоры республики вовсю рекламируют объекты Алтайского края).

Поэтому я считаю, что «Программа развития туризма Алтая» должна быть единой и для края, и для республики. И федеральные деньги должны выделяться на всю программу в целом. Тогда туризм на Алтае будет развиваться комплексно, без учета местечковых и клановых интересов. Например, дороги: строительство трассы Бийск – Солтон – Турочак - Артыбаш было бы полезно для обоих регионов; или взять Чарышское - Сентелек – Усть-Кан, ту же дорогу Солонешное – Усть-Кан можно до ума довести и заасфальтировать.

Если бы программа была общая, строительство ОЭЗ ТРТ «Долина Алтая» никогда бы не начали без доведения до ума «Бирюзовой Катуни». А сэкономленные средства, бесследно утонувшие в протекаемом водоеме (на снимке), можно было направить на что-то доброе. Да и пресловутую игорную зону можно было бы поставить в другом месте. Всё дело в вечном принципе «разделяй и властвуй». Москва, по всей видимости, заинтересована в нездоровой конкуренции регионов, когда каждый губернатор тянет одеяло на себя.



Павел Филатов уточнил: «два отдельных бюджета — в два раза больше возможностей для разных элит». Всё зависит от того, какая цель государством перед своими ставленниками обозначена. «Если они на кормление отправлены, - предположил Сергей Плотников, - тогда да, два бюджета лучше! Еще лучше три или четыре! Откуда возникают разные там «кластеры» и «особые зоны туристическоо типа»? От того, наверное, и возникают».

— Я вот с трудом себе представляю государство, которое цели ставит, - усомнился Alexandr Hunta. - Давайте уже называть вещи своими именами. Решения люди принимают. Президенты, губернаторы и т.д. Конкретные люди. Ну вроде уже не один цикл прошел. Можно результаты видеть и делать выводы... Чего они могут, и что они делают.

Сергей Плотников: «Государство - это и президент, и парламент - Заксобрание о двух головах, и министры разные во главе с премьером. Одни пишут законы, другие пишут подзаконные акты или проявляют законодательную инициативу. Региональная политика почти полностью зависит от этих трех голов. Регионы могут лоббировать свои интересы, либо имея своих людей в парламенте, либо в министерствах, либо напрямую жалуясь или порошайничая у президента.

Федеральная политика (назначение губернаторов, руководителей силовых структур, бюджеты субъектов, дотации, финансирование разных программ регионов из госбюджета и пр.) полностью зависит от центра. Захотелось объединить регионы? Нате вам Пермский, Камчатский край. Надо, чтобы два соседних региона бодались между собой - получите Александрбогданыча и Александрвасильича!

А так, если посмотреть в сфере туризма — есть результаты? Реально есть! Можно было сделать лучше, умнее и правильнее? На мой взгляд, можно было! Все проблемы решили? Какие-то решили, других еще больше стало. Я про выставки говорю для начала. Кто мог заставить объединить стенды двух Алтаев под одним брендом на одном стенде? Да хоть кто. Президент, премьер, министры — от экономразвития до ростуризма. Но, видимо, это сейчас «нецелесообразно». Что из этого следует? Есть две коровы и две доярки, которые доят каждая свою корову. И сливки с двух разных коров снимают два разных молочника (молзавода). Как-то так, я думаю. Борьба интересов элит, как мне кажется».

Alexandr Hunta: «Так я о том же... Государство, получается — это элиты».

Сергей Плотников: «Наверное даже — группировки элит».

— Ну а тогда чего мы время тратим и пытаемся группировкам дать совет. Тут или ты в группировке, или сиди помалкивай...»

— Да наши советы им по барабану, как я думаю. Поэтому уже давно не участвую в разных «круглоквадратных столах» и прочих конференциях и семинариях. Какой-то прок от участия в выставках для турпредприятий, может, и есть. При условии, что само участие бесплатно, за счет региона. Если посчитать расходы на билеты, проживание, питание и рекламные материалы, и сколько надо получить и обслужить новых клиентов, чтобы отбить эти расходы, «прок» этот получается весьма удаленным во времени.

В Новосибирске, например, в этом году от проведения «Турсиба» отказались. Не нашлось, видимо, желающих «за понты» платить. На том же Букинге сейчас больше алтайских средств размещения, чем на всех этих турвыставках вместе взятых, даже деревенские «зеленые дома» там представлены. Да и мёдом с сувенирами уже давно он-лайн торгуют».

Артем Головин: «Сергей, я давно уже думаю, что участие в выставках в наш век интернета — это зря потраченные деньги».



Сергей Плотников: «Возможно, Артем. У нас любое благое дело могут в маразм превратить. Сейчас вот новая история — обязательная аттестация гидов и их обучение. С одной стороны глянешь - полезное дело. С другой посмотришь — чисто маразм. У меня, например — три корочки гида. И что толку? Мне будут больше платить? Так у нас рынок: где знают, что ты толковый специалист — платят и корочки не спрашивают, а где не знают, то предложат 1000 руб в сутки и хоть у тебя 10 корочек в кармане ))). Или обяжут турфирмы брать на работу гидов только с корочками? Так это а) как проверишь? б) что мешает в штатном расписании фирмы гида переименовать в сопровождающего? в) у нас на рынке 60% вообще нелегальные типа туроператоры )))

Или туристы будут у гида документы проверять? Так у нас большинству туристов — чем тур дешевле, тем лучше. А для тех, кому интересно, и в метро можно купить. Или самому при помощи фотошопа, цветного принтера и ламинатора можно сваять )))»

Светлана, Туристка.Ру: «Вы конечно извините, Артем, но у вас сильно «узкая» выборка. Вы достаточно известный гид, у вас в друзьях фотографы, гиды Алтая — которые достаточно хорошо знают Алтай. И проводить среди таких «знающих» людей опрос — чего вы ожидали? А возьмите обычный сибирский люд - это люди, которые едут на выходные — Майминский, Чемальский район максимум. А Алтайский край (Белокуриха) — это все-таки профсоюзы северных краев. Поэтому здесь, естественно, и бюджет больше. И государство подключается.

— Я ожидал, что Алтайский край будет чуть поскромнее в разбрасывании денег, - пояснил Артем Головин. - Всё же в целом не самый богатый регион РФ, да и по моему мнению, привлекать туристов нужно не в те места, где много денег, а в те, где уже есть естественные "якорные" достопримечательности.

— Артем, вы ошибаетесь )) Государство предпочитает вкладывать деньги в проверенные источники)) хотя я с вами согласна. У Республики Алтай нет просто правильной поддержки и спонсоров)) — Светлана, Туристка.Ру

Александр Шрамко: «Артем, по Интермаркету — впечатление такое, что Алтайский край привлек спонсоров, которые и выставились».

— Очень сомневаюсь, что там есть спонсорские деньги, - возразил Артем Головин. - А вот если посмотреть бюджет на 2018 год Алтайского края, в нем на туризм планируют израсходовать 259 млн. руб., из которых 40 млн на московскую выставку, то есть больше 15%, это здесь: http://www.amic.ru/news/401834/ 

— Алтайский край много вкладывает в сферу туризма, - согласилась Светлана, Туристка.Ру, - и делают они много (пусть с распилами, откатами и т.д. - это не мне считать) для развлечения туристов - масленица, «зимовка», новогодние праздники, массовые гуляния. А вот Республика Алтай выезжает только на своей природе, хотя потенциал у нее гораздо больше. А для большинства массовых туристов — Алтай он целиком Алтай, а не Республика Алтай и Алтайский край - некоторые даже не понимают разницы))))

— Республика Алтай живет по средствам, - ответил ей Сергей Плотников. - Тем более что потенциал Горного Алтая, на всех этих турвыставках неплохо показывают и туроператоры Алтайского края, в том числе. Да и те же зимовки-масленицы-цветения маральника - это по сути однодневные мероприятия. А если люди едут на два-три дня? Если туристы едут на цветение маральника на пару дней, где они живут? Правильно: в Республике Алтай!

Если проводит та же «Охота» ознакомительный тур, что туристам больше показывают? Республику Алтай! И живут в гостинице на ГЛК Манжерок. «Потому» как для проживающих подъемник на гору бесплатно. А это 450 рубчиков в день. Смешное это деление: горный/предгорный Алтай. И дороги общие, и экскурсионные объекты, и в магазины одни и те же ходят (правда, в АК спиртное продают с 9.00 до 21.00, а в РА с 10.00 до 22.00), и интересы по сути общие... Ан нет! Как две иностранки живут. Бюджеты разные. Стенды на выставках разные. В буклетах всяк кулик свое болото хвалит. Ну что вот патриотического в Бирюзовой Катуни, если туристы туда купаться ездят, а живут на правом берегу? Смешно это и глупо.



Артем Головин не возражал, что в Алтайском крае тратят много денег на привлечение гостей и отдыхающих, но Масленица и массовые гуляния - совсем не то, что может привлечь, к примеру, клиента из европейской части РФ или иностранцев. «У нас и самих такого добра навалом. Да и сомневаюсь, что люди из Новосиба поедут в Барнаул… на масленицу».

А по поводу эффективного вкладывания средств, как он считает, надо активнее развивать турцентры, в которых будет собрано всё, что есть в округе, как это делается в Новой Зеландии. И не нужно государству вкладывать в мегапроекты — строить искусственные водоемы там, где хватает естественных озёр, но к ним нет дорог, и зимние курорты с искусственным снегом тоже не нужны, когда в 100 км северо-восточнее снега выпадает на два метра. И при этом, конечно, нужно строить хорошие дороги, нормальные туалеты, автостоянки и выводить из серой зоны всех, кто так или иначе связан с туризмом.

Светлана, Туристка.Ру: «Артем,  в Белокуриху ездят и стараются захватить масленицу и другие мероприятия. У вас клиенты конкретные — они едут в горы; здесь же в наших районах — люди едут просто на выходные на Алтай — просто сходить в баню и попить пива (такой категории туриста очень много) и по горам они ходить не хотят. Люди разные - отдых предпочитают разный.

— Баня с пивом это тоже не хухры мухры, - подхватил эту тему Сергей Плотников. – Надо, чтобы до бани с пивом и дорога была нормальная, и безопасная, и туалеты по пути чистые и благоустроенные, и кафе где перекусить по дороге, и шиномонтажки. А движение по дороге должно быть нормально налажено — чтобы не тошнить 40 км/ч 100 км, 2,5 часа (!) от того, что знаки ограничения и камеры через каждые 2 км стоят... И по приезду чтобы номера были чистые, теплые, и ничего не текло, и белье свежее, и персонал чистый, приветливый трезвый. И баня чтобы была помыта, вычищена, и протоплена чтобы была как надо — не раскаленная/пересушенная, но и не холодная. А веники — дубовые, березовые, можевеловые — чистые, свежие, не тяжелые, чтобы не разваливались в руке и чтобы проволока на вязках не колола.

И чтобы веранда с видом на реку. И посуда чтобы чистая была. И чтобы рядом из машины шансон не орал ну или там клубняк кислотный. И пьяные не шатались бы, не приставали... А завтрак чтобы стоил не как ужин в «Метрополе». И чтобы всё это было приветливо, чисто, культурно, душевно. И не дорого главное. Скажу по секрету: хороший отдых с баней и пивом на выходные сложнее организовать, чем горный поход 3 к.с. )) Одного не могу понять: а при чем здесь администрация Алтайского края?! Вы лично давно были на «цветении амаральника» хотя бы? Куча народу, перекусить негде, очереди, цены на всё заоблачные, два туалета на всю толпу... Или день города в городе Барнауле: один в один! И это достижение? Сомнительное какое-то, на мой взгляд. Лучше уж и правда — в баню с пивом.

То же самое и с масленицей и прочими «мероприятиями». Толкучка, ко всему очереди. Народные коллективы перекрикивают рок-музыкантов… Цены на всё конские. Туалетов нет. Явление массового гуляния во всём его провинциальном понимании.

Фото из предыдущих публикаций "Хан-Алтая".

- -10 +
Лена 27.04.2018 в 18:45 # Ответить
Ха, но одно заметно - АД (коим была Алтайская Долина) - переименовали в ДА. А бюджетные деньги не вылетают - их сосут и откатывают. И списывают и осваивают.
- -10 +
Иваныч 27.04.2018 в 21:02 # Ответить
Лена, Вы заблуждаетесь. ОЭЗ в Республике Алтай имеет официальное название - "Жемчужина Алтая"

ОтменитьДобавить комментарий

Как Вы считаете, опыт какой из зарубежных стран подходит больше всего для развития туризма в Горном Алтае?