Алтайский туризм без Лужкова

Николай Витовцев
24.01.2012

Просмотров:

3868

Курс правительства Бердникова на московского «тяжеловеса» оказался ошибочным

 



«Мэрия Москвы построит горнолыжный курорт на Алтае», - об этом много шумели весной 2006-го, с приходом нового губернатора Александра Бердникова. Писали о том, что власти Республики Алтай на редкость удачно поговорили с мэром Москвы Юрием Лужковым о сотрудничестве в области туризма. С восторгом сообщали, что московская мэрия станет главным инвестором на строительстве курортного комплекса «Манжерок». Прошло почти шесть лет. Над озером завывает тоскливый ветер, шевеля скудный снежок по склонам Синюхи, и никого из «курортников» там нет…

Лужков обещал организовать приезд в республику столичных специалистов в сфере туризма. «Эти специалисты изучат ситуацию, окажут нам методологическую помощь, а также проведут обучающие семинары для наших менеджеров в сфере туризма», - обещал г-н Бердников. Они хотели увязать горнолыжный комплекс на Синюхе с совхозом "Карымским", 100% акций которого принадлежали правительству республики. Им виделся «полноценный курортный комплекс» в Майминском районе, который до этого считали животноводческим.

Наш губернатор говорил, что проект строительства горнолыжного комплекса на Синюхе к его приходу во власть стал «скандальным», и поэтому лично он предпочитает, чтобы партнерами были не представители частного бизнеса, а известные в стране политики — такие «тяжеловесы», как г-н Лужков. В середине апреля того же года в Горно-Алтайск по его приглашению прибыла делегация правительства Москвы. В малом зале правительства РА собрали совещание с участием гостей из Москвы, сенатора Ралифа Сафина, тогдашнего полпреда в Москве Михаила Козлова, представителей Госсобрания - Эл Курултая РА, членов правительства республики и т.д.

Московские гости называли «главным вектором сотрудничества с республикой» эксплуатацию её природно-климатических и этнокультурных составляющих. Как отметил один из представителей правительства Москвы, «в мире осталось мало мест, где можно успешно развивать экологический туризм». И это правильно, как сказал бы незабвенный Михаил Сергеевич. О развитии экологического туризма в Горном Алтае был большой разговор на международной конференции в парк-отеле «Ая» осенью прошлого, 2011 года. Правда, никого из московской мэрии и даже из правительства РА на конференции не было. Похоже, к этому времени успели убедиться: экотуризм – не место для щедрых «откатов».

А тогда, выступая на красиво обставленном совещании, зам. мэра Москвы рисовал «основные направления будущего сотрудничества», в т.ч. указывал на развитие «определенных производственных мощностей», основанных на чистых экологических технологиях. Присутствовавшие с трудом понимали, о чём это, но слушали с интересом. Москвичи уверяли, что, «развивая производственные мощности, они будут параллельно заниматься социальной составляющей», то есть строительством школ, больниц, детских садов и т.п. Они уверяли: при всех сложностях, «эти проекты можно будет реализовать уже через 2-3 года, в 2008-2009 годах». Так говорил председатель Комитета по туризму московской мэрии Григорий Антюфеев. Шесть лет спустя мы не видим у себя ничего «московского», кроме школы в Сёйке, построенной ещё при Лапшине.

«Москва, имея богатый опыт в туризме, планирует развивать единое туристическое пространство», — говорили наши гости на языке экономического камлания, и им охотно верили. «Наша страна интересна многим иностранцам, прежде всего, как страна», — философски обобщал зам. главы правительства Москвы по внешнеэкономическим связям Иосиф Орджоникидзе, и с этим никто не спорил. Игорную зону «Сиб. монета» продвигал, кстати говоря, как раз этот Иосиф. При обсуждении контингента туристов, приезжающих в республику, представители московской мэрии советовали обустраивать места массового приёма туристов-«дикарей». Но, конечно, их больше интересовали перспективы развития, так сказать, элитарного туризма.

Гости увидели, что развитие туристической индустрии невозможно «без соответствующих атрибутов туризма». К примеру, для начала надо возобновить работу аэропорта. «Лужков построит новый аэропорт!» — разнеслось по всей республике. «Лужков отремонтирует кинотеатр Максима Горького!» — надеялся и верил ещё при Зубакине мэр столичного городка В.Облогин. На наших глазах рождались самые дерзкие проекты и шедевральные образцы мифотворчества – все проекты были одинаково хороши для команды Бердникова, если не требовали повседневной черновой работы.

«Москва готова помочь нам и в подготовке кадров гостиничной, туристической индустрии, изготовлении сувенирной, полиграфической, рекламной продукции. Московские гости заверили, что все поручения, которые Юрий Лужков даст по результатам поездки на Алтай, будут выполнены в кратчайшие сроки и в лучшем виде», - твердил глава республики Александр Бердников, навевая своими рассказами сладкие грёзы. Прошло почти шесть лет. Что можно припомнить? А ничего, кроме турбазы «Юрток», где Юрий Михайлович любил играть по ночам на гармошке и где работал непревзойдённый повар, которого г-н Лужков переманил к себе в Москву (это к вопросу о кадрах гостиничной и туристической индустрии).

Друг московского мэра Владимир Евтушенков (один из богатейших людей в стране того времени) собрался реализовать в Горном Алтае «ряд инвестиционных проектов». Об этом 19 июня того же 2006-го на аппаратном совещании в правительстве РА с радостью известил всех собравшихся наш генерал-губернатор. По его словам, у них с председателем совета директоров АФК "Система" Владимиром Евтушенковым получилась на редкость плодотворная встреча. Конечно, власти региона первым делом предложили «Системе» поучаствовать в реконструкции злосчастного Горно-Алтайского аэропорта, а также «в некоторых проектах в сфере туризма».

Тем летом мэра Москвы как раз обуяла идея вертолётных такси, которые стали бы жужжать и курсировать над всей столицей. И в этом ряду как-то сама собой просматривалась самая радужная перспектива: «Скоро москвичи будут летать в Горно-Алтайск как на Канары или в Грецию». Лужков пообещал Александру Бердникову превратить его вотчину в «настоящий туристический рай», и никто из наших чиновников не посмел даже усомниться в этом. Наплыв московских туристов виделся таким бурным, что предлагалось даже заблаговременно подумать об электричке из Бийска в Майму – для тех, кому не достанется билета на прямой авиарейс. А вскоре наш генерал-губернатор и вовсе вошёл в раж: «Прямое авиасообщение между Москвой и Горно-Алтайском откроется в 2009 году!». И многозначительно добавил: «Перевозчики уже имеются».

Как говорится, небо – не предел для крылатого; чуть ранее наш генерал-губернатор, как бы соревнуясь с мэром столицы в краснобайстве и популизме, прославился на весь мир: японская авиакомпания Japan Airlines, с его слов, уже летом 2008-го организует первые чартерные авиарейсы в Горно-Алтайск для перевозки туристов. Об этом он заявил сразу после переговоров с японскими дипломатами. Он так и сказал: идея организации чартерных авиарейсов из Токио в аэропорт близ Карлушки возникла в ходе проведённой в посольстве Японии презентации Республики Алтай «как одного из ведущих туристско-рекреационных регионов России».

Презентация получилась хоть куда: договорились об инвестировании частного японского капитала в туристическую индустрию РА, разработку лектехсырья, «а также об экспорте в Токио минеральной воды из Горного Алтая». Арабам тоже, помнится, воду предлагали. Увы, через четыре с лишним года не то что японцев из Токио, даже родного министра Левитина пришлось доставлять из Москвы предвыборным рейсом в аэропорт Горно-Алтайска на перекладных через Новосибирск.



«Не сделаете аэропорт - так и останетесь на мелкотравчатом уровне, — запугивал г-н Лужков. — И никакого туризма не будет». Главная задача будущей курортной зоны — сделать так, чтобы гости задерживались здесь на отдыхе хотя бы 10-12 дней, особенно гости из-за рубежа, располагающие валютой. Для этого придётся изменить структуру самого отдыха, настаивал идеолог воздушных такси. «Ведь сейчас туристам здесь практически нечем заняться: вода холодная, часто меняется погода — и никаких развлечений», - приводились его слова. Что и говорить, не каждый способен сидеть ночами напролёт в гостиничном номере и терзать гармошку, взятую напрокат.

Республиканская власть во главе с генерал-губернатором А.Бердниковым вступила в выгодный, как ей казалось, альянс с солидными друзьями Лужкова, продвигая на федеральном уровне идею ОЭЗ туристско-рекреационного типа «для крупных инвесторов», читай – для тех же друзей. Наш губернатор так и говорил: только «крупные рыбы» из окружения Лужкова помогут нам наладить турбизнес. Тем временем местные туроператоры проводили митинги протеста, выражая своё несогласие с политикой предательства их интересов в угоду московским олигархам и «новым друзьям» Горного Алтая. Сейчас, по прошествии почти шести лет, мы видим, что наши туроператоры были правы.

«Я поддерживаю идею по строительству здесь санатория, который помогает лёгочным больным, — в стиле алаверды на тему Japan Airlines фантазировал неугомонный мэр Москвы. — Мы также готовы поучаствовать в организации и инвестировании горнолыжного комплекса». А ещё мэр российской столицы предложил «организовать в Москве несколько природных аптек». По его словам, товар будет пользоваться хорошим спросом, потому как «москвичи очухались от синтетики и стали возвращаться к природе…»

Кто куда возвращался, трудно сейчас понять. В конце концов, ни санатория для лёгочных больных, ни горнолыжного комплекса (равного хотя бы Шерегешу), ни тем более сети алтайских аптек в Москве как не было, так и нет. Через два года после тёплых встреч Бердникова с Лужковым и его верными людьми Горно-Алтайский аэропорт выставили на продажу. Кто же его купил — мэрия Москвы или, может, АФК «Система»? Вовсе нет, многострадальный аэропорт был продан в 2008 году на аукционе безвестному ООО «Главторг». Республиканское Минимущество, которое проводило аукцион, замучилось продавать этот аэропорт, «покупателей на проблемное имущество не находилось». Цена сделки, состоявшейся в начале июня 2008-го, составила… 48 миллионов рублей. Похоже, таких денег никто из друзей Лужкова так и не нашёл. Да и был ли такой желающий?

На аппаратном совещании в середине сентября 2009-го глава правительства Александр Бердников после очередного приезда-отъезда москвичей докладывал, что «в ходе визита достигнута твёрдая договоренность о реализации совместного проекта по реконструкции аэропорта Горно-Алтайска». Правда, топ-менеджмент аэропорта «Шереметьево», который сватали к нам в республику, деликатно воздерживался от ликования по этому поводу, и, как оказалось, неспроста.

Бердников предлагал наш аэропорт сначала «Системе», потом «Шереметьеву», были даже какие-то иностранцы на горизонте — в конце концов после «Главторга» 19 ноября 2010-го новым владельцем Горно-Алтайского аэропорта стала фирма «Сибмост», преуспевшая в неоднократных победах на местных тендерах и аукционах. Как говорил в то время первый вице-премьер республики Сергей Тевонян, «прежний собственник не выполнял условия, на которых у государства был приобретен 100-процентный пакет акций предприятия, в частности, не занимался реконструкцией аэровокзала». А это неправильно, Лужков ещё в самом начале настаивал: длина взлётной полосы должна сочетаться с экстерьером здешнего аэровокзала, его габаритами. Как-никак, на Japan Airlines решили равняться, а «там у них совсем не так, как тут у нас», выражаясь словами Черномырдина.

В результате «непростых переговоров» с прежним владельцем состоялась сделка по продаже 100% акций ОАО «Горно-Алтайский аэропорт» «Сибмосту». Сумма сделки так и осталась коммерческой тайной. У кого-то может возникнуть вопрос: а почему ООО «Главторг» (по некоторым данным, приближенное к аэропорту «Шереметьево») вдруг отказалось от нашего аэропорта? Ответ – на поверхности: за полтора месяца до этого, а именно 28 сентября 2010 года, случилась отставка Юрия Лужкова.

За два года до его отставки АФК «Система» и ИФК «Алемар» первыми официально известили руководство Республики Алтай о намерении стать резидентами ОЭЗ туристско–рекреационного типа «Алтайская долина». Эта новость вызвала бурю восторга в рядах местного чиновничества, называли общую сумму инвестиций со стороны этих резидентов, что-то около 17 млрд рублей, а с них ожидались налоги и сборы, в т.ч. на содержание чиновников... Чем не повод для радости? Правда, в пресс-службе АФК на всякий случай отказывались от комментариев, ссылаясь на «отсутствие необходимых топ–менеджеров», а в «Интуристе» сообщили, что не могут «комментировать более того, что уже известно о проекте». Картина выписывалась примерно та же, что с австралийскими инвесторами, которых якобы восхитил проект Катунской ГЭС, или с арабскими, которые хотели заняться искусственными озёрами в Горном Алтае, или с теми же сингапурскими, которых встречали в правительстве РА с таким же почётом.

«Алтайская долина» виделась нашим чиновникам как самое настоящее золотое дно, особенно её котлован. Называли самые разные фирмы, особо приближенные к правительству Москвы, которые готовы строить второй «туристический рай» по соседству с «Бирюзовой Катунью». Писали даже: Siemens может инвестировать в «Алтайскую долину»… А что в итоге? Никого из друзей Лужкова в алтайском туризме сейчас нет, и старый курс на московского «тяжеловеса» оказался для Горного Алтая непоправимой ошибкой.

Людей, так или иначе связанных в прежние годы с людьми Лужкова, сейчас «зачищают». Наш генерал-губернатор получает в последнее время «двойки», в лучшем случае «тройки» в разных рейтингах, проводимых на федеральном уровне, и, как все понимают, на этом сказываются в том числе старые связи. Лужкова призывали поднять и сделать процветающим весь алтайский туризм, но это ему не удалось даже в годы, которые предшествовали его отставке. Почему так случилось? Разговор об этом — особый.

 

ОтменитьДобавить комментарий

Как Вы считаете, опыт какой из зарубежных стран подходит больше всего для развития туризма в Горном Алтае?