Зимний прорыв на Чодро в Алтайском заповеднике

Николай ВИТОВЦЕВ
30.01.2017

Просмотров:

2113



В зимнее время попасть на кордон Чодро, затерянный в долине Челушмана, как считалось до нынешнего Крещения, можно только на вертолёте. В январе снегопады продолжались по всему Улаганскому району, и такой глубины снегов, по утверждениям старожилов, в здешних краях не было уже с конца 60-х. От райцентра до Чодро – 75 километров, и если добираться туда воздушным путём, то в его окрестностях увидишь дикую, первобытную природу – как на первой фотографии из богатых архивов Алтайского заповедника.

В декабре прошлого года заброска продовольствия для инспекторов, несущих трудную вахту на дальнем кордоне, сорвалась по причинам, ни от кого не зависящим. «Роскосмос» отложил очередной рейс на неопределённое время, и в середине января в дирекции заповедника осознали: надо что-то предпринимать, и рассчитывать можно только на собственные силы. В прежние годы спасала конная тропа, набитая по косогорам вдоль Челушмана, но в эту зиму доставка грузов на лошадях отпадала: даже выносливым диким маралам приходилось спасаться внизу, в долине, продутой ветрами. Пробиться сквозь глубокий снег можно только на снегоходах, и это было единственным решением.

По инструкциям, использовать снегоход можно только до края Челушманского каньона, дальше – знак «кирпича». Каждый, кто хоть однажды побывал на перевале Кату-Ярык, легко может себе представить, какими могут быть его крутосклоны в других, нехоженых местах. От края каньона даже во время конного маршрута инспектору предписывается оставить седло и вести коня по опасной тропе в поводу. А как быть здесь, когда тебе доверен дорогостоящий импортный снегоход? По словам директора заповедника Игоря Калмыкова, каждый инспектор группы, вышедшей на маршрут, это понимал, и после возвращения из Чодро они рассказали обо всех трудностях, которые им выпали.



Возглавил экстренную экспедицию инспектор Василий Князев (на стоп-кадре из видеосюжета Э.Суразова), которому удалось в прошлом году впервые завезти на снегоходе по труднопроходимым местам металл на таёжные избушки, и в результате теперь есть новый снегоходный маршрут от Артыбаша до Яйлю. А в этот раз их путь был сначала на автомобиле до села Балыктуюль , там был оставлен прицеп, а дальше они взяли курс на стоянку Улан-Бажи. С этого места уже на снегоходах стали пробивать дорогу в сторону Чодро. Прежде чем выйти в путь с грузом (а это мешки с мукой и сахаром, коробки с продуктами питания, канистры с бензином), участники экспедиции прошли трассу порожняком. Убедились, что пройти на снегоходах в сторону кордона им вполне по силам. Вернулись и, разложив весь зимний провиант на три снегохода, вышли в путь.

Как рассказал директор заповедника Игорь Калмыков, перед выходом группы Василия Князева никто даже не планировал спуск в каньон Челушмана в районе кордона Чодро. Все понимали: даже для туристов-экстремалов спуск по крутому каньону с перепадом высот около километра – задача недостижимая. Но, как информировала пресс-служба заповедника, инспекторы отважились на риск и совершили настоящий подвиг, впервые проложив зимний снегоходный маршрут до кордона Чодро (на снимке). После 20 января 2017-го эта местность больше не значится «непроходимой для любого вида наземного транспорта».



Находясь уже там, на кордоне, участники «спасательного рейда» предвидели, что обратный путь будет куда труднее. Спуск всегда легче подъёма. По словам инспектора Эжера Суразова, «многие подумали - не вернёмся на технике, придётся только пешком». Но молодежь решила снова рискнуть, и общей сложности на два километра подъёма ушло около шести часов. Как выразился Данила Ерофеев, ещё один участник «марш-броска», в ту сторону «ехали на снегоходах, а обратно снегоходы ехали на нас».

Им пришлось в день отъезда с кордона запускать двигатели при температуре под минус 40. По дороге встречались опасные наледи. И, конечно, снега в горах за это время не убавилось. В отличие от «экстремалов», которые едут в такие места в поисках адреналина, инспекторов заставляет совершать по-настоящему героические поступки, по-другому их не назвать, просто служебный долг. И что бы ни говорили о нынешней молодёжи, она работает в заповеднике ничуть не хуже отцов. Кроме тех, кто уже упомянут в тексте, в «прорыве на Чодро» участвовали: Артур Бачимов - инспектор Алтайского заповедника, Виталий Чалчиков - директор муниципального учреждения службы МЧС и Анатолий Корниенко - сотрудник поисково-спасательного отряда республиканского МЧС.

И вот ещё о чем сказал директор заповедника Игорь Калмыков. В последние годы находится много желающих пересчитывать деньги, поступающие в кассу учреждения от туристов, путешествующих по заповедным местам. Деньги не Бог весть какие, но многих они почему-то лишают покоя. В декабре прошлого года заповедник так и не дождался вертолётного рейса «Роскосмоса». Такой рейс стоит хороших денег – это понимают все. Но какими деньгами измерить трудовой подвиг молодых инспекторов из группы Василия Князева? И где, как не в собственной кассе, искать деньги для того, чтобы премировать лучших?

А для того, чтобы нагляднее представить, в каких условиях проходил «Князевский прорыв на Чодро», смотрим небольшой фрагмент из видеосюжета Эжера Суразова:

- -28 +
андрей голубев 31.01.2017 в 08:07 # Ответить
снимаю шляпу перед парнями!(был у нас такой опыт-за 10 часов прошли 10 километров)

ОтменитьДобавить комментарий

Как Вы считаете, опыт какой из зарубежных стран подходит больше всего для развития туризма в Горном Алтае?