«Будем стремиться к Прекрасному»

Владимир Ермилов
08.07.2011

Просмотров:

4453

Поздно вечером, когда ночь уже простирала холодные крылья дождевых туч над Усть-Коксой, мы оказались на праздничной поляне «Родников Алтая». Сквозь начавший моросить дождь весело сверкали огни, пахло шашлыком, слышались голоса молодых людей, мелькавших тут и там в русских национальных костюмах, под ногами чавкала грязь чуть ли не по щиколотку, особенные запахи праздника витали в воздухе под шорох зонтиков в руках зрителей, столпившихся вокруг сцены, где, укрывшись полиэтиленовыми накидками, пели две девчонки русскую народную песню, звучавшую особенно тоскливо, когда сама природа как бы подпевала им шумом дождя сквозь низко нависшие облака... Дождевая симфония, зазвучавшая с вечера, продолжалась почти всю ночь, а к утру взору открылись горы вокруг Усть-Коксы, облепленные белыми облаками, переночевавшими на их склонах до восхода солнца, чтобы, обогревшись, вознестись на небо.

У каждого народа свои элементы культуры, свои обычаи и традиции. Мы, видимо, находимся на таком отрезке времени, когда этническое вызывает кроме интереса ещё что-то. Люди изучают свою культуру, пропагандируют её, находят в ней собственную причастность к тому вечному, неоспоримому, иногда называемому «происхождением личности». В этом отношении значимую роль играют народные праздники, и один из них – ХI Межрегиональный фестиваль русского народного творчества «Родники Алтая» – где в этот раз происходило на наших глазах как бы взаимопроникновение национальных культур.



Интересно то, что всякий народный праздник – это событие не только для людей одной национальности: если со сцены показывают русские обрядовые моменты, то среди артистов и зрителей могут оказаться представители других народов, в этом ничего особенного нет. Нынче фестиваль посвящался 255-летию вхождения Горного Алтая в состав России, 20-летию Республики Алтай, поэтому участники посвящали свои выступления единению разных культур.

Начало фестиваля, выступления руководителей республики и высоких гостей показались мне стандартным явлением для нашего времени, насыщенного политикой и популистскими заявлениями. В этот момент стараются говорить только хорошее. Подарки и пожелания счастья всем людям, населяющим Республику Алтай – всё это до боли знакомо и отчасти приятно. Но как раз это и стало той традицией, ради которой собирается огромное количество людей в одном месте, одетых в русские национальные костюмы, поющих множество песен, вызывающих восхищение, порой даже слёзы на глазах слушателей, иногда сочувствие и тоску - ведь среди них так много песен, повествующих о тяжкой доли мужчин и женщин, выживавших в старые времена в непростых природных условиях. И только изредка звучали весёлые и шуточные песни, скрашивающие тяжёлую долю нашего народа.

Всё как в жизни. Всё как в действительности, которая окружает нас. А есть ли возможность всем быть счастливыми? Даже фантасты не могут изобразить подобное общество, где всё гармонично и бесподобно справедливо. Да и есть ли оно вообще? Что интересно, русские крестьяне, искавшие Беловодье, здесь в Уймонской долине, кажется, обрели его, занимаясь привычным сельским хозяйством. Когда бы не власть, настигавшая их в поисках личной свободы даже здесь… Кто-то сказал, что труд – непреходящее мерило человеческого счастья. С этим не поспоришь. Песня, сопровождавшая людей во время посевной, уборки урожая, длинных зимних вечеров, давала душевное отдохновение и заряжала на дальнейший труд. Всё повторялось, как бесконечное и однообразное вращение нашей планеты вокруг Солнца под многовековое звучание русских народных песен, уносящихся в космические просторы с душами перешедших в другое измерение людей.

 

Субботним утром второго июльского дня в селе Верх-Уймон, где мирно соседствуют два музея, частный и государственный, начал собираться народ, чтобы, наверное, первый раз в жизни взглянуть на шедевры Николая Рериха в подлиннике. Вокруг двухэтажных деревянных зданий, где находились 60 полотен нашего великого соотечественника, теснились иномарки руководителей республики, Усть-Коксинского района, сенаторов из Совета Федерации, приглашенных на этот праздник и, собственно говоря, главных виновников торжества. Их вотчина в Верхней палате российского парламента — как раз культура.

Вели непринужденную беседу и зорко осматривали всех входящих бдительные охранники, чем-то даже вооруженные. Уже потом из пояснений музейных работников стала понятна эта предосторожность – оценочная стоимость одного полотна Н.Рериха - от ста тысяч долларов и выше. Народу собралось много.
Трибуна, установленная возле ограды, была безо всяких декораций, вместо них были горы, величественно вздымавшиеся вдали. В своих выступлениях все отдавали дань художнику, собравшему в этом далёком горном селе столько людей, очень часто говорили о красоте и творчестве, заранее предвкушая общение с картинами Николая Рериха, с загадками, оставшимся после него – о той же Шамбале, так и не найденной никем, но, по сообщениям людей, близко знавших Н.Рериха, именно ему она приоткрыла свои тайны, показавшись в виде огромных белых шаров, низко пролетавших около знаменитого художника, когда он отдыхал в горной долине возле Белухи. Шамбала где-то рядом, но она недоступна для нашего зрения, для нашего измерения, для нашего сознания, ещё не доросшего до таких вершин вселенского духа. 



Что можно открыть для себя в картинах Н.Рериха? Мы мечтали о добре и терпимости, о вечной любви и счастье для каждого человека. Эта мечта звала сюда в Уймонскую долину сотни, тысячи людей со всех концов света в надежде найти рай на земле и обрести покой, вкушая радость бытия. Само знание обстоятельств, направивших Николая Рериха на Алтай, загадки, сопровождавшие всю его экспедицию, скрываются в этих полотнах за густыми синеватыми мазками, резко очерчивающими горные вершины. И ничего кроме гор! Видение художника, преломленное через его сознание, создало тот особый колорит, завораживающий до сих пор ценителей его творчества.

И вот, впервые это было сказано, картины Николая Рериха в подлиннике оказались в деревянной избе Верх-Уймона, приобщив сельчан к великому искусству и создав неповторимую душевную атмосферу среди людей, пришедших полюбоваться ими. Никогда, по заверению устроителей, подлинники не выставлялись в сёлах. Здесь же было сделано исключение. Выставка стала совместным проектом министерства культуры Республики Алтай, Госсобрания – Эл Курултая РА, администрации муниципального образования «Усть-Коксинский район», районного отдела культуры, Международного центра-музея имени Н.К.Рериха (г.Москва) и местной общественной организации «Центр культуры «Беловодье». И, конечно, была поддержка со стороны наших сенаторов В.Лопатникова и Р.Сафина.

«Будем стремиться к Прекрасному» — этот девиз особенно часто звучал из уст сына Н.К.Рериха, художника Святослава Рериха. Хороший девиз, редко звучащий в последнее время из уст наших соотечественников. День изо дня материальные заботы давят на каждого из нас, и это большая радость — вырываться время от времени из круга забот, чтобы вспомнить о главном: наша жизнь по-настоящему богата светлыми чувствами, возвышенными знаниями и Красотой, осознанием которой будет спасён наш мир.

На репродуциях: «Пантелеймон-целитель» (1931) – картина, написанная Н.К.Рерихом под впечатлением встреч в Верхнем Уймоне с проводником экспедиции В.С.Атамановым; «Ойрот – вестник Белого Бурхана» и «Ламы возвращаются» — из алтайского цикла художника; «Песнь о Шамбале» перекликается с легендами алтайских старообрядцев о Беловодье; в Верх-Уймоне Н.К.Рерих задумал сюжет знаменитого полотна «Сосуд нерасплесканный» (внизу слева); главная тема творчества художника «Алтай – Гималаи» наиболее ярко отражена в картине «На вершине».

 

 

 

 

ОтменитьДобавить комментарий

Как Вы считаете, опыт какой из зарубежных стран подходит больше всего для развития туризма в Горном Алтае?