"Сказки Большого Алтая" Елены Назаренко

Екатерина Сергеева
10.02.2015

Просмотров:

4593

В одной алтайской сказке корова, споря с конем, прыгает на созвездие Улькер (скопление Плеяд в созвездии Тельца), спящее в овраге; копыта у нее от удара становятся парными, а звезды взвиваются в небо. Исследователь Елена Назаренко из Барнаула, более десяти лет занимающаяся изучением петроглифов, представила в Анохинском музее свою выставку копий наскальных изображений «Сказки Большого Алтая» и книгу с тем же названием, в которой ее работы иллюстрируют алтайские сказки – одна из них, «Корова и звезды», упомянута выше.

Идея поиска соответствий наскальных сюжетов и сказок на первый взгляд кажется просто занятной. Но в беседе с человеком, подробно изучающим искусство петроглифов и фольклор разных народов, вдруг понимаешь, что связь между первым и вторым вполне реальна, хотя без результатов пристального исследования ученых кажется больше предполагаемой, нежели конкретной. Однако не стоит забывать, что сказки рождены из мифов о мироустройстве, и эти жанры находятся в тесной связи друг с другом. Те же самые мифические представления древних находили свое отражение в наскальной живописи.

Елена Назаренко по профессии архитектор, и до недавнего времени она была доцентом Института архитектуры и дизайна АлтГТУ. Серьезное увлечение петроглифами привело ее к решению заниматься исключительно ими, и она отправилась в творческое «свободное плаванье». Больше десяти лет назад познакомившись с алтайскими писаницами, Елена сделала выводы, что наскальные изображения – лучшие произведения мирового искусства, и что внимание к ним можно вернуть, умело подав эти изображения зрителю.

Темой петроглифов занимаются в основном ученые, а с их трудами, как правило, широкая публика мало знакома. Да, древние изображения как символы и знаки сегодня находят отголоски в этно-направлениях разных жанров искусства, но фрагменты наскальных рисунков Елены Назаренко, обрамленные в багет, убедительны как самодостаточные творения. Благодаря использованной художником технике они четче, ярче и потому доступнее для восприятия. Отличные от бледных эстампажей ученых, эти картины претендуют на свое право быть оцененными сегодняшними любителями искусства. Петроглифы так и называют «древним наскальным искусством», и на выставке «Сказки Большого Алтая» мы может всмотреться в давнее-давнее прошлое и на мгновенье ощутить некую сферу безвременья, которая помогает сознанию не отторгать важность того, что когда-то было сотворено и несет мудрость предков.

350 ныне существующих эстампажных копий петроглифов Елены Назаренко – это солидный вклад художницы в популяризацию и сохранение наскальных рисунков. Она подробнейшим образом исследует их, а полученные результаты приводит в систему. Два года назад Елена Назаренко показывала в барнаульской галерее «Кармин» выставку «Страницы каменных книг», где были представлены копии петроглифов, выполненные на Алтае и Дальнем Востоке. Выставка «Сказки Большого Алтая» знакомит нас с копиями природно-культурных памятников Онгудайского района «Калбак-Таш», «Бичикту Бом», «Чуй Оозы» и Чемальского района «Грот Куюс».

«Корова и звёзды» (слева); «Бык и змея»:

 


- В сюжетах петроглифов, как мы знаем, находили отражение разные верования, мифологические и космогонические представления древних народов. Изображения зачастую связаны с бытом, охотой, воинскими сценами. Скалы с сюжетами таят загадки, но не исключено, что изображения петроглифов были связаны с определенными представлениями и ритуалами, которые нашли воплощение в фольклоре Алтая, в том числе Монгольского, Казахского и Китайского, – рассказывает Елена Назаренко. – Когда рассматриваешь рисунки, удивляешься, насколько они совпадают с известными историями. Многие просто недооценивают этот период, считая, что он был примитивным, а на самом деле в нем-то и скрыты истоки мудрости. Возможно, что мировые религии были заложены именно тогда.

Почему возникла идея оформления в багет? Эти изображения, думаю, достойны считаться лучшими произведениями мирового искусства. Воплощенная в изображениях пластика завораживает. Когда каждый сюжет оформлен традиционно, как изобразительное полотно, отношение к нему меняется. Если сравнивать эстампажи ученых и те, что сделаны рукой художника, вторые отличает более уверенная работа с материалом, более выразительная его подача. Никто из специалистов не дал негативных оценок тому, что я делаю. С каждым годом научное сообщество к моим работам относится все благосклоннее. И еще – ученые работают больше для себя, а я попыталась эти петроглифические истории вынести на публику, использовав в данном случае еще и доступный язык сказок, ведь они благодаря определенным художественным средствам и конкретным сюжетам очень понятны любому возрасту.

С детства мечтала работать археологом. С известным археологом Республики Алтай Сергеем Киреевым я познакомилась в 2013 году на выставке хакасских петроглифов, и тогда показала ему возможность бережной работы с наскальными рисунками – можно один раз снять копию, оцифровать ее и далее уже делать все что угодно. Сергей Михайлович Киреев – человек, невероятно увлеченный своей профессией и активно старающийся привлечь внимание к интересным темам, поэтому нынешний проект «Сказки Большого Алтая», надеюсь, станет началом моего активного сотрудничества с Анохинским музеем. Есть разные идеи, одна из которых, например, издание черно-красной книги о животных Алтая…

Книга «Сказки Большого Алтая» выпущена небольшим тиражом при поддержке Фонда Глобал Грингрантс, который активен в отношении вопросов экологии и сохранения природно-культурных памятников во всем мире, и передана в библиотеки республики. Эта книга произвела впечатление, и дирекция музея выразила желание ее переиздать. Если это случится, то издание будет дополненным и более интересным – благодаря возможному соавторству с музеем.

- Многие из представленных эстампажей этой выставки связаны со сказками, – продолжает Елена. – Внимательный зритель обратит внимание, что определенные образы в разных копиях петроглифов изображены одинаково. Например, канонический дракон – с длинной шеей и хвостом. Видно, что анатомически он отличен от других изображенных существ и, скорее всего, связан с образом динозавра, продолжая его мифически. А вот – змей и всадник на лошади, одной рукой поражающий его. Вам это не напоминает Георгия Победоносца? И таких «совпадений» много, стоит только углубиться в сюжеты петроглифов...

Немного истории. Эпоха неолита представлена крупными изображениями оленей и лосей, выбитыми довольно широкими контурными желобками. Часто встречаются фигуры священных быков – по одному и группами. У древних фигур оленьи морды – в виде птичьего клюва. Голова вытянута вперед, рога запрокинуты за спину. В эпоху энеолита ранней бронзы главными персонажами были козлы, быки, олени, лоси и зооморфные персонажи. В ранних алтайских памятниках крупные фигуры показаны в разных сочетаниях.

В эпоху бронзы на Алтае утверждается «декоративный» стиль, когда контур тела заполняется множеством мелких геометрических фигур. Это хищные животные с когтистыми лапами, лоси и олени с «солнечными» рогами. В скифо-сибирском «зверином» периоде центральной фигурой становится образ благородного оленя-марала. В эпоху древних тюрков частыми сюжетами были сцены охоты, войн. В это время главным достижением считается руническая письменность.

«Охотник» из Калбак-Таша и картинки с выставки:

 


- Как делаются копии наскальных рисунков? – Елена не делает секретов из своего ремесла. - Работаю летом, выбирая дни без ветра и дождей. На мокрый камень с изображениями натягивается специальная бумага – микалента, которая включает в себя длинные хлопковые волокна, что позволяет материалу растягиваться в мокром виде. Далее мягкой кистью «пробиваю» фактуру камня. Этот материал при высыхании не расправляется, что позволяет изображению сохраниться. Потом по его поверхности работаю художественным маслом, прорабатывая все элементы. Затем материал снимается с камня. Уже в домашних условиях копия закрепляется на специальной тканевой основе, затем – на деревянной. Последний этап – оформление в багет, и картина-копия готова. Считаю ли себя художником? Китайцы ранг копировальщика оценивают выше, чем художника – скопировать, считают они, гораздо сложнее, чем создать новое...

Музей приглашает вас на новую выставку. Экспозиция «Сказки Большого Алтая» – это 50 работ-копий. С новой книгой можете познакомиться тут же, ее страницы – под стеклом витрин. К какому жанру отнести творчество Елены Назаренко? Археология и искусство в своей связи дают большое поле для идей и поисков. Поклонниками Елены Назаренко, по ее признанию, являются физики-ядерщики и ученые-филологи. Когда-то сомневавшаяся в том, что ее старания могут быть интересны большой публике, сегодня Елена уверена – эти труды не напрасны, интересны людям. Коллекция наскальных сюжетов Е. Назаренко увеличивается с каждым годом, а ее авторские исследования приобретают все большую глубину.

«Наследие отдельных областей Алтая связано друг с другом родственными отношениями, – пишет Е. Назаренко, комментируя материалы книги. – Наблюдения над природно-культурными памятниками географического региона Большого Алтая свидетельствуют о близости духовной и материальной культуры древних алтайских времен. Моя интерпретация народных сказок Большого Алтая и наскальных изображений природно-культурных памятников Чуйского тракта построена на натурных исследованиях, мифологических сюжетах и пояснениях местных жителей как носителей этнографического материала и фольклора. Первобытный мир художественного творчества дописьменной эпохи раскрывает нам через эти изображения детали своей жизни, мировоззрение, эстетические представления, взгляд людей на Вселенную и самих себя. Алтай в период энеолита, бронзы и раннего железа был сакральным центром для населения громадных регионов Центральной Азии и очагом мощных культур, имевшим свои творческие школы, эстетические каноны. И листы «каменных книг» продолжают нам сегодня рассказывать об этом…»

- 2 +
Михаил 06.10.2016 в 12:34 # Ответить
петроглифы Дальнего Востока
Уважаемая, Елена ! Благодарен Вам за петроглиф Лося. На нём четко изображены детали САМОВРАЩАТЕЛЯ.Эта установка раньше работала от чистой энергии гравитационного поля Земли. Я её продолжаю делать.Возле позвоночника вы нарисовали 2 короткие спирали ,одна спираль нарисована по часовой стрелке,вторая спираль против часовой стрелки. Эти спирали показывают ,что одна половина установки вращается по часовой стрелке вторая половина установки вращается против часовой стрелки. Только на голове у лося 8 отростков было ,вы нарисовали 7.
- 6 +
лось 08.10.2016 в 23:36 # Ответить
Майкл, ты гонишь! Какие часовые стрелки, ты сам подумай, я бы все время вращался, и никакие отростки не помогли бы :(((

ОтменитьДобавить комментарий

Как Вы считаете, опыт какой из зарубежных стран подходит больше всего для развития туризма в Горном Алтае?