Игорь Катонов: новое имя в алтайском искусстве

Екатерина СЕРГЕЕВА
10.11.2016

Просмотров:

2440



Картины Игоря Катонова – глоток жизни для уставшей души… Сюжеты его холстов с сельской детворой рассказывают нам об «обыкновенном чуде» - детстве, напитанном чистым дыханием природы, где такие настоящие и близкие синева неба и горы. «Алтайский вечер», «Дети Алтая» и «Ясный день» – эти работы молодого живописца примут участие в проекте «Молодая Сибирь – 2016», открытие которого состоится в Красноярске через месяц. К счастью, по признанию автора, он намерен продолжать серию картин о сельском детстве. Пройти равнодушно мимо этой темы в исполнении Игоря Катонова, уверяю вас, не представляется возможным – в сердце тотчас проникает трепетная гамма чувств, и хочется оказаться беспечной девчушкой среди маленьких героев Катонова, сидящих под ясным солнечным лучом на изгороди овечьего загона…



— Игорь, познакомьте читателя со своей творческой историей – несмотря на то, что вы из «молодых художников», начало у нее вполне успешно сложено, и уверена, что профессионалы от изобразительного искусства уже оценили ваш талант и потенциал как многообещающие…

— Все началось с моей улаганской школы, с кружка по рисованию, в который я ходил пять лет. Увлекся вслед за своими двоюродными сестренками и братом. Замечу, что у нас в роду многие рисовали, но никто не освоил это профессионально. Не скажу, что мне давалось всё легко, но так сложилось, что я выучился на художника. Моя мама, которая очень хотела стать танцовщицей, но не смогла воплотить это из-за проблем со зрением, поддерживала меня, сожалея о том, что собственная мечта не сбылась.

…В кружке преподавала Алтынай Анатольевна Челчушева. Спасибо ей большое, что в те годы мою любовь к рисованию она смогла сберечь и развить – вплоть до моего поступления в республиканский колледж искусств, где со мной занимались Сергей Владимирович Дыков, Александр Васильевич Садалов и Амыр Борисович Укачин, у которого я написал диплом. Они и директор колледжа Тамара Яковлевна Анциферова опекали меня и помогли мне с поступлением на целевое обучение в Красноярский государственный художественный институт. В этом году я его окончил и вернулся преподавать сюда, в колледж. Считаю, что мне очень повезло с учителями…

 

— Кто был для вас главным наставником в художественном институте?

— С первого курса меня опекал ректор Александр Александрович Покровский, а на третьем я попал к нему в мастерскую. Покровский – выпускник Питерской академии художеств, очень хороший академист, пейзажист. Выставляется по всему миру. Это не просто мастер, но и замечательный преподаватель с большой буквы, с очень человеческим отношением к студентам – всегда поможет, посоветует, подскажет, похвалит.

В колледже мы делали упор на декоративное творчество, а институт – это академическое направление. Сначала я мало что понимал, не всё давалось просто, и сомнений было немало… Со временем становилось интереснее. Много дали поездки в Москву и Питер, где мы знакомились с произведениями известных мастеров живописи и, что было обязательным, – копировали работы знаменитостей. Когда техника освоена, уже понимаешь, что надо искать что-то свое. У меня, как и у многих, на четвертом-пятом курсах были переживания, как найти индивидуальный путь, развивать именно свою стезю. Эта «ломка» дает свои результаты, человек начинает осознавать глубже свои цели. Кто-то полностью меняет свое направление, отходя от академизма, например. Другие стремятся подражать кому-то. Конечно, мне хотелось написать «свою» картину и проявиться в творчестве как-то личностно. 

— А вам кто из мастеров кисти ближе?

— Многих хотелось бы перечислить.  Серов и Репин… Когда смотришь их полотна, понимаешь, насколько всё божественно написано. Веласкес очень помогает, когда начинаешь работать в академическом плане. В республике много хороших художников. Каждого рассмотреть стоит – так много интересного. Для меня Игнатий Иванович Ортонулов, без сомнения, авторитетен в плане мастерства. Мои учителя по колледжу – прекрасные художники. Нравится акварель Елены Андреевны Корчугановой. И я уверен, что у каждого нашего художника есть свой ценитель.



— Какие профессиональные задачи вы ставите перед собой?

— С одной стороны, «волка ноги кормят», и для художника важно быть интересным для зрителя. При этом важно найти именно свою тему, раскрыть личное мировоззрение. Для меня сейчас актуально – продолжить тему «Детей Алтая», не забывая о пейзажах и натюрмортах. Я изображаю племянников, соседских ребятишек. Все началось с университетской дипломной работы, когда искал сюжет для нее. Шел по селу и увидел, как племянница играет с друзьями. Они залезли на забор, и я их сфотографировал. Все увиденное вдохновило меня, я сменил тему диплома в третий раз и изобразил именно детей. Комиссия приняла. Дети – это наша радость, наше будущее, хочется «вкладываться» в них и в творчестве.

— Вы принимаете участие в недавно открывшейся в галерее СХ экспозиции «Осенний вернисаж», где представлены работы наших художников. Это – первая выставка после окончания учебы в институте. Участвовали в институтские годы в каких-то проектах, выставках?

— Да, конечно. Еще во время учебы в колледже моя работа-триптих «Очы- Бала, Кан Будай, Когудей Мерген» поехала на «Молодую Сибирь – 2011». Сейчас она находится в Анохинском музее. На пятом курсе среди 370 заявок со всей России мои работы попали в число тридцати, которые были представлены в Москве, в проекте «STARTinART». Когда учился в Красноярске, были сибирские и международные выставки, где я показывал свое творчество в числе других молодых художников. Картина «Дети Алтая» попала в этом году на Всероссийскую выставку «Молодость России» под эгидой Минкультуры РФ. Когда картины уезжают на какие-то проекты, я радуюсь, но в то же время переживаю за их сохранность… А еще вспоминаются детские годы, когда мои рисунки отправляли из Улагана на выставки в город, и каждый раз это было событием. Ведь тогда всё только начиналось…

На репродукциях: «Алтайский вечер», «Весенний витраж», «Воспоминание», «Улаганский перевал», «Ясный день» и «дети Алтая».

 

- -27 +
НИНА НОСОВА 10.11.2016 в 16:15 # Ответить
ВОТ И УЗНАЛА НОВОЕ ИМЯ В ИСКУССТВЕ И РАДА ЭТОМУ

ОтменитьДобавить комментарий

Как Вы считаете, опыт какой из зарубежных стран подходит больше всего для развития туризма в Горном Алтае?