«Алтай человеческий» в окрестностях Шамбери

Олеся БОДЕЛУКОВА
26.12.2017

Просмотров:

1832



В начале декабря в частной галерее Жан-Мишеля и Франсуазы Дюнан «Фертисль» во Франции, в окрестностях Шамбери, столицы Французских Альп, состоялась открытие фотовыставки Кристель Жакоб «Алтай Человеческий»

Погода на выходных выпала декабрьская. Лес и дома деревушки Гландье — всё было покрыто рыхлым мокрым снегом. Водопад Гландье, похожий на распущенные девичьи волосы, еще не замерз. Природный ритм падающей воды настраивал зрителей на сосредоточенное восприятие неизвестного им до сих пор Алтая. Посетители выставки после просмотра экспозиции собирались у огня на первом этаже здания, чтобы оставить запись в книге отзывов и поделиться впечатлениями. Для желающих согреться на старинной  печи стояла огромная кастрюля горячего грога.





Галерея Фертисль, арт-проект Жан-Мишеля Дюнана

История дружбы между Жан-Мишелем Дюнан и Алтаем началась в 2000 году. С тех пор каждый год он приезжает на Алтай встретиться с друзьями. «Алтайские савояры» (savoyard -  житель Савойи) и «савойские алтайцы» (так они себя называют) имеют много общего: образ жизни, присущий горным территориям, а также взаимный интерес к культуре двух стран.

На вопрос, что ему нравится больше всего в алтайской культуре, Жан-Мишель отвечает:

«Я радуюсь мудрости алтайского мировоззрения. Мы, французы, желаем многое себе подчинить: мы покоряем вершины, строим плотины, засаживаем землю, вырубая деревья.  А на Алтае люди уважают природу, считая, что она принадлежит богам. Охотник, находясь в лесу, всегда разделит свою пищу с теми, кто там живет, называя их духами. Нам есть чему поучиться у алтайцев».

  

В доме Жан-Мишеля (на снимке справа) всегда много гостей. Врач по профессии, Жан Мишель построил галерею своими руками, используя натуральные материалы — дерево и камень. Во дворе сложил баньку из алтайских лиственных бревен. Недалеко от дома посадил  алтайские яблони, выращенные из веточки дерева с берега Телецкого озера.

Дочь Жан-Мишеля, Жеральдин, производит из них натуральный яблочный сок. Ее торговая марка «Quand on sеme» признана парижскими выставками, присутствует в меню ресторанов Шамбери. Ее сок не продается в супермаркетах, только в ее собственном магазине и по заказу. Он интересен европейским покупателям индивидуальным производством. Люди приезжают помогать в сезон сбора яблок, участвуют в работах и закупают натуральные продукты впрок на зиму для здоровья своих детей. Сама Жеральдин очень обаятельна. Сильный характер, живой ум, дерзкое чувство юмора в сочетании с аристократическими чертами лица вызывают особое расположение к ней.



Супруга Жан-Мишеля, голубоглазая Франсуаза, - также врач. Она гостеприимна, хорошо говорит по-русски. Немногословна, но очень энергична в быту. Занимаясь хозяйственными делами, медицинской практикой, успевает много читать, путешествовать, смотреть кино, играть на фортепиано, изучать иностранные языки, разводить пчел, заниматься конным спортом. Есть у них и кони, и пони и собаки. И внутри всего этого играют их счастливые и общительные внучки и внуки.

Жан-Мишель не равнодушен к будущему Алтая. «Для Алтая важны: горы и люди, - так говорит он о проектах, в которых есть его большой личный вклад. – Проект геопарка ЮНЕСКО повысит узнаваемость территории в мировом масштабе и позволит при этом сохранить природное наследие в его естественном состоянии. А проект «Ожерелье Алтая» объединит творческие силы наших территорий: артистов, художников, танцоров, музыкантов. Мы создадим спектакль о происхождении древнего Алтая».

А еще он часто размышляет о важности взгляда со стороны. «Красивая женщина не знает, что она красива, пока ей не скажут об этом окружающие ее люди. «Привычное» мешает видеть объективно. Поэтому в нашей галерее, которая основывается на идее «Взгляд со стороны», мы выставляем работы молодых авторов, имеющих возможность показать свое видение мира и одновременно получить оценку своего творчества».



Кристель Жакоб. «Алтай человеческий»: путешествие по Чуйскому тракту

Кристель работает преподавателем истории искусств в Шамбери, видеорежиссером и фотохудожником. Воспитывает дочку Полину. Кристель любит искусство эпохи Возрождения и хорошо чувствует современную эстетику. Её любимые музыканты, завоевавшие новые поколения: Мик Джаггер, Элвис Пресли, Дэвид Боуи (на репродукции).

При посещении Национального музея имени А.В. Анохина в Горно-Алтайске живопись Чороса-Гуркина оставила у нее наибольшие впечатления. Она увидела связь живописи Гуркина с импрессионизмом. Её интересовало, откуда художник брал краски в Сибири, чтобы так точно передать колорит Катуни или снежных вершин.

Фантазия Кристель сплетает в комбинации звуки и образы, историю и современность,  выражая необходимую ей эмоцию. Она создает фото-живописные истории, вовлекая в них предметы, объекты, персонажи. Так классическое искусство входит в современную жизнь, и переходит к новому поколению.

Лето 2017 года открыло для нее тему легендарного Чуйского тракта с древними рисунками на скалах, оставленными племенами разных эпох. Ее поразила дорога, построенная заново неимоверными усилиями людей в 30-е годы. В фотографиях Кристель Жакоб отразились чувства местных жителей, их истории на фоне оставшихся следов ушедшей советской эпохи. В мастерской Александра Бушуева помимо его талантливых живописных пейзажей  внимание Кристель привлек портрет Ленина, который художник собирался отреставрировать. У Кристель возникла идея купить советские скульптуры для выставки во Франции.





Кристель говорит о своих впечатлениях просто и непосредственно. Композиционно выставка разделена на три части: «Дороги», «Лица» и современный фотопейзаж под названием «Помолвка».

Чуйский тракт в фотографиях Кристель несет на себе величественность и протяженность пейзажей, которые он пересекает. Нам открываются через дорогу степи, морены, Чуйские террасы, Улаганские озера. Перед тобой простор, и кажется, есть куда разогнаться, а ограничение скорости стоит на 60. Кристель говорит: «…когда видишь просторы Алтая, вся Европа кажется маленьким садиком по сравнению с ними».





Вокруг тракта жизнь кипит: дети играют, молодой парень голосует, чтобы поехать в соседнюю деревню для встречи с невестой. А вот контрастный образ нового автомобильного  тракта и местных жителей, что идут пешком по обочине. Или стадо коров, удобно расположившихся на теплом полотне асфальта. Сейчас нет недостатка в изображениях Чуйского тракта, но каждый фотограф показывает его индивидуально. Любопытно, что Кристель интересуют не только панорамы гор, удивительные световые эффекты Алтая, но в первую очередь — люди, живущие вдоль Чуйского тракта. Не случайно же выставка называется «Алтай Человеческий»!

И вдруг в следующем зале галереи Мишеля Дюнана Чуйский тракт на 10 минут оживает в фильме–поездке «On the road». Дорога рассказывает об алтайском шаманизме и мистике, часто связанной с ним. Душа шамана, покинувшая тело, несется по Алтаю, то разгоняясь, то замедляясь… Звуки традиционного кая, аранжированного музыкантом Жаном-Мишелем Пиролле, погружают нас в транс.



Лица

Кристель вглядывается в глаза местных жителей, пытаясь понять их душу. Поэтому в фотографиях акцент в портрете делается на глазах, человеческом взгляде. В её портретах мы видим неповторимую  многонациональную Россию. Говорят, «поскреби русского, найдешь татарина». Объяснять смысл этой пословицы во Франции непросто.  Как и рассказать истории, где «национальность» — это несколько поколений перемешанных кровей, километров и судеб.



Пейзажная и временная метаморфоза. Алтай и Иероним Босх

Новое загадочное измерение появляется в третьем зале галереи. Неожиданно фотографии  Чуйского тракта удивляют своим необычным художественным видением. «Шаманизм» крупнейшего мастера живописи Иеронима Босха и алтайский шаманизм вдруг перекрещиваются.

В основу экспозиции «Помолвка» Кристель закладывает принцип размывания границ: между реальностью и искусством; в технике (фото и живопись); эпохами (Возрождение и XXI век); географическими координатами (Франция, Алтай, Нидерланды). Реалистичный фотопейзаж, снятый с помощью цифровой видеокамеры, дополнен сюрреалистическими элементами картин, показывая зрителю жизнь снаружи и жизнь изнутри. Кристель Жакоб использует фантастические элементы живописи Босха не только в фотографиях Алтая. Делая снимки современной Украины, она также опирается на этот прием. Босх — это философское описание жизни, при помощи которого Кристель пытается заглянуть вглубь современного бытия.



Так она пытается понять Алтай человеческий. Вот, например, вид затерявшейся деревни в долине среди алтайских гор, заселенный небольшими фигурками загадочных существ с картин Босха. И ты понимаешь, что человек эпохи Северного Возрождения и житель современной алтайской деревни не так далеко друг от друга. Что их объединяет? Человеческое. Проблемы духа и плоти. Стремление к счастью и невозможность его обретения, жизнь и смерть как её часть. В картине мы видим основные метафоры и символы Босха с его знаменитого полотна «Сад земных наслаждений». Так это или нет — решать зрителю. Но в любом случае для него есть возможность поразгадывать возникающие смысловые ребусы в фотографиях Кристель Жакоб.



P.S. На выставке работали 4 экскурсовода (Жан-Мишель, Франсуаза, Кристель и я). Я была экскурсоводом и одновременно экспонатом: меня представили как «Олесю с Алтая». Было забавно, что французы не знают, где находится Алтай. Они кидались к карте, удивляясь затем огромным расстояниям Сибири. Посетители были разного возраста: школьники и пенсионеры, молодые пары и семьи (во Франции есть хорошая традиция – проводить досуг вместе со всей семьей). Дети, например, с интересом слушали рассказ о мумии женщины с Укока, о скифских воинах. С особым вниманием они отнеслись к способам ориентирования в степи зимой (спасибо Александру Эбелю за его уроки, я их честно передала французским детям).

Более взрослым посетителям нравились рассказы о керексурах и степях Кош-Агача, об оседлом и кочевом образе жизни на огромных территориях, о христианских и языческих корнях местного населения. «Мне хочется туда поехать!» - восклицает мужчина, который пришел на выставку со своей очень пожилой мамой. Были и посетители, которые возвращались смотреть выставку дважды. Я тоже ловлю себя на этом желании — вернуться снова к фотографиям Кристель Жакоб.

  

Метки

Добавить комментарий