Вернуть панты в Россию — как повернуть реки вспять?

Татьяна ТРУФАНОВА
30.08.2011

Просмотров:

3142

Алтайские производители стремятся сделать почти невозможное

Всё лучшее — за границу. По этому принципу сейчас работает алтайское пантовое оленеводство. Корею такая услужливость не подкупает. Потребляя ценное алтайское сырье, она не собирается платить больше — напротив, ищет новые способы сбить цену. Может, это и к лучшему — мараловоды стали чаще смотреть на возможности отечественного рынка.

Сейчас Алтай делает первые шаги на пути создания собственного рынка оздоровительной продукции. Нам нет равных в мире по исследованию свойств препаратов из пантов в «европейской упаковке». Даже Новая Зеландия, которая дает 80% мирового объема пантов, проигрывает нам. Но перерабатывается на Алтае пока ещё мизер по сравнению с тем, сколько производится пантового сырья. Почему у производителей пантовой продукции в своем отечестве недостает соратников? Как победить, не вступая в войну с мировыми фармацевтическими компаниями? Как достучаться до потребителя? Об этом и многом другом рассуждают те, кто создаёт новый рынок. 

 

VIP получает своё и улетает

Многие наслышаны, какие VIP-персоны и как оздоравливаются на Алтае. Принимать пантовые ванны, пить чаи и настойки, есть пантомед и пантовые слайсы любят многие федеральные чиновники. Конкретные фамилии называть не будем. Случается, что те люди, которые сумели подарить здоровье первым лицам страны, уезжают вместе с ними в Москву.

Кажется, что если производители пантовой продукции добились доверия VIP-ов, то у них есть сторонники. А многие серьезные проблемы, которые предстоит решать производителям на уровне федерации, может снять чиновник. Спрашиваю представителей отрасли: «Пытались ли общаться с VIP-ами на эту тему? Они же в курсе, как панты влияют на организм человека и какую пользу могут принести населению страны, если потреблять их внутри России?». Мне отвечают примерно так: «Наверное, наши задачи и задачи чиновников не совпадают. Они приняли процедуры и улетели».

Нет пророков в своем отечестве. Поэтому алтайским производителям приходится биться в одиночестве. Производство пантовой продукции сосредоточено на Алтае, так как именно Алтай формирует основное российское стадо пантовых оленей. Местные оленеводы сохранили и приумножили поголовье этих благородных животных. Разводятся маралы и пятнистые олени в Республике Алтай и Алтайском крае, а производство продукции ведется в Бийске. Кто-то из переработчиков работает на сырье своих маральников, но большинство использует сырье, которое закупает. Те и другие понимают, что судьба отрасли зависит от создания отечественного рынка пантовой продукции.

«На экспортном рынке сырья нас в любом случает никакой рост не ждет. Здесь мы играли и будем играть по чужим правилам. К тому же Корея демонстрирует, что ей необходимо сырье, а не готовый продукт. Под нас корейцы не перестроятся, следовательно - нам нужно формировать свой рынок», - логически рассуждает Николай Фролов (на снимке слева).

 

 

Рождение и доказательства

Николай Фролов – это человек, который имеет большой авторитет среди коллег, представителей науки, медиков, чиновников, является руководителем группы компаний «Пантопроект», специализирующихся на переработке пантового сырья. Фролов в числе первых занялся производством пантовых препаратов. В тесном сотрудничестве с российскими научно-исследовательскими институтами изучает свойства пантового сырья, занимается созданием инновационных продуктов. Болеет за то, чтобы пантовая продукция работала на укрепление здоровья соотечественников.

По словам Фролова, главная особенность рынка пантовой продукции заключается в том, что он только рождается. Первые шаги по созданию рынка сделаны бизнесом и научно-исследовательскими организациями в течение последних 15 лет. Количественный опыт накоплен. По данным Управления пищевой, перерабатывающей и фармацевтической промышленности Алтайского края, в данной области работают 11 организаций, которыми производится около 50 наименований продукции, из них около 30 биологически активных добавок (БАД).

«Мы находимся на стадии, когда количественные накопления необходимо перевести в некое новое качество. Нужно посмотреть, кто и что сегодня производит. У нас есть производственники, которые очень серьезно и ответственно подходят к работе, глубоко клинически исследуют свою продукцию, принципиально относятся к качеству и т.д. А есть те, которые работают по принципу «два прихлопа, три притопа». Начнете по некоторым организациям искать, где у них сертифицированные цеха и ничего не найдете. Где-то что-то берут, где-то как-то производят и из ничего рождаются готовые продукты, причем, очень дорогие. 
У нас в стране, например, несколько пантогематогенов выпускается. Один 8-10-летние клинические исследования прошел и производится из донорской крови оленей, а другой нигде не исследовался и производится из забойной крови. Но покупатель, потребляя последний препарат и не получая результата, делает вывод о пантогематогене вообще. Потребителю нужны доказательства эффективности продукции. На это должны работать и производственники, и ученые, и медики. Здесь у нас не все сделано», - считает специалист.

Приходится констатировать, что на рынке работает много шарлатанов. Они удачно сбывают товар неизвестного происхождения, который может стоить в 40 раз дороже сертифицированного.

Поскольку пантовая продукция имеет большие перспективы, некоторые уверены, что необходимо добиваться ее переведения в группу лекарственных препаратов. На прошедшей осенью Всероссийской научно-практической конференции «Алтайский биофармацевтический кластер: развитие отечественного рынка пантовой продукции. Состояние, проблемы, задачи» представители отрасли и медики решили, что пантовые препараты должны в основном входить в группу профилактических препаратов. «Здесь гораздо проще, быстрее и не менее выгодно реализовывать потенциал пантового сырья. Абсолютная утопия, что рынок тебе будет обеспечен, как только ты зарегистрируешь препарат. На лекарственном рынке еще более жесткие способы борьбы с конкурентами. Если на отечественном рынке профилактических препаратов мы соревнуемся с отечественными производителями, то на рынке лекарств придется конкурировать с огромными международными корпорациями», - говорит Фролов.

Он и его коллеги доказывают, что хороший препарат лучше держать для общества не в лекарстве, а в профилактическом продукте. Во-первых, для покупателя вложения в профилактику здоровья - гораздо более эффективный способ сохранения здоровья, чем лечение. В цивилизованных странах Европы и Востока стараются болезнь не подпустить. Во-вторых, создавать профилактические препараты гораздо дешевле, чем лекарственные. Как только препарат переходит в лекарственную форму, сразу становится дороже. Только на его регистрацию нужно потратить сотни миллионов рублей, которые должен вернуть потребитель. В-третьих, всякое лекарство — это противопоказания. Профилактические препараты, как правило, комплексного действия и без жестких противопоказаний. Поэтому за ними будущее.

По словам председателя Союза оленеводов Сибири Александра Попова, в качестве профилактических препаратов пантовая продукция может широко использоваться посредством ее внедрения в рацион питания российских школьников, воспитанников детских садов. Общепризнанно, что здоровье современных детей слабое. У них недобор в весе, много болячек. Растущий организм получает большие нагрузки, оставаясь без должной энергетической «подпитки». Перспективно использование пантовой продукции в войсках спецназначения, которые работают в экстремальных условиях.

Другая категория потребителей профилактической продукции — спортсмены. Они в числе первых, кто на себе уже давно почувствовал энергетическую силу пантов.

 

Союз пантов и спорта

Николай Фролов объясняет, что пантовые препараты действуют более выраженно, если у человека происходят существенные отклонения от нормы. В свою очередь отклонения от нормы в большей степени проявляются в двух случаях: если есть возрастные заболевания, профессиональные заболевания или когда человек работает на пике напряжения. Последнее относится к спорту. Великолепно тренированный организм, работающий в колоссальном напряжении, очень подвержен заболеваниям и требует постоянного восстановления. Пантовые препараты обеспечивают защиту организма и позволяют ему прийти в норму. Кстати, многие считают, что китайцы на последней летней олимпиаде выиграли в том числе за счет своей особой системы «питания». Не для кого не секрет, что без фармакопейной составляющей сегодня спорт немыслим.

«Мы имеем опыт работы в этой области. Наша продукция активно исследовалась Антидопинговым центром. Официально установлено, что она не является допинговой. Мы поставляли свою продукцию в Нагано во время зимней олимпиады 1996 года. И я был в составе официальной российской делегации. Поставляли продукцию в период подготовки наших спортсменов к летней олимпиаде 2000 года в Сиднее. Но в спорте интриги, не меньшие, чем на фармацевтическом рынке. Чтобы поставить продукцию, нужно иметь большие связи. Алтаю в московских «играх» участвовать сложно. Когда мы попали в одну из перипетий, связанной с разыгрыванием тендеров, я сказал, что мы больше бороться за контракты не будем. Они не такие денежные, а лицо терять из-за них не хочется. Тем не менее, в этом году мы сделали препарат «Стартгем» в рамках подготовки к олимпиаде 2014 года в Сочи», - рассказал Николай Фролов.

Богатый опыт работы со спортсменами есть и у Петра Свиридова, который возглавляет ООО «Алтамар». Его самый именитый «клиент» - двукратный олимпийский чемпион, чемпион мира, обладатель командного Кубка мира, чемпион Европы, чемпион мира среди молодежи и обладатель других титулов Алексей Тищенко (на снимке). Чтобы набраться сил, спортсмен приезжает в оздоровительный комплекс Свиридова в Алтайском районе.

Скоро на Алтае у Свиридова «получат прописку» и игроки Национальной хоккейной лиги (НХЛ). Для звезд Свиридов собирается построить персональные дома и хоккейную коробку.

 

«Европейская упаковка»

Другой вопрос, который пришлось решать производителям, выходя на рынок, в какой «упаковке» нужно продавать товар. В Корее, где развита традиционная китайская медицина, пантовое сырье употребляют больше в натуральном виде: пьют отвары, едят пантовые слайсы. Русский человек по традициям потребления продукции - европеец. Ему подавай таблетки, порошки. Алтайские производители задались вопросом: «Как соединить китайскую традицию, сохраняя свойства продукции, придать ей европейскую форму?».

По словам Николая Фролова,сейчас производители уже владеют технологиями, которые, не изменяя свойства продукта, позволяет его облекать в «европейскую упаковку». Поэтому на Алтае из пантового сырья делают лекарственное средство «Пантокрин «Пантея» в форме экстракта и таблеток (его производит ЗАО «Эвалар» (г.Бийск)), пищевую продукцию в виде БАДов– пантогематоген, чаи/отвары, экстракты, настойки, пантомед - и в виде сиропов, бальзамов, пантовых слайсов, драже (их производит ООО «Алтай-Селигор» (г.Бийск), ООО «Алтамар» (г.Бийск), ООО ПКФ «Алтайский букет» (г.Барнаул), ООО «Здоровье через питание» (г.Барнаул), группа компаний «Пантопроект» (г.Бийск), ЗАО «Сижан» (г.Бийск), ООО «Фарм-продукт» (г.Бийск), ООО «Юг» (г.Бийск) и ОАО «АФА» (г.Бийск)), средства для наружного применения в виде средств для ванн, пантовых варочных вод, лечебной косметики с применением пантогематогена (их производят ООО «Алтамар» (г.Бийск), группа компаний «Пантопроект» (г.Бийск), ООО ПКФ «Две линии» (г.Бийск)).

Примечательно, что в Корее в последние годы прослеживаются новые тенденции потребления пантовой продукции. Молодые корейцы тоже начинают предпочитать «европейскую упаковку». В эту страну начала поступать алтайская продукция. Присутствие на корейском рынке говорит о том, что нашим производителем в целом по силам экспортировать пантовую продукцию в страны Юго-Восточной Азии.

Алтайская продукция потребляется и в странах СНГ. Однако отечественный рынок считается самым перспективным, поскольку в рамках своей страны намного проще в целом вести бизнес.

 

 

Двигаться в единой упряжке

Множество препаратов, удобная упаковка, положительный имидж. Алтайские производители добились немалых результатов для серьезного рывка, но выйти на новый уровень, добиться радикального увеличения рынка продаж им еще трудно. Слишком много препятствий и противоречий по доброй традиции преподносит российская действительность.

Главным фактором, сдерживающим развитие отечественного рынка оздоровительной пантовой продукции, является неустойчивая позиция государства.«Оно предпочитает все свои ресурсы вкладывать в создание больниц и бороться за здоровье человека через больничные койки. Поэтому отношение к профилактике вообще и БАДами в частности очень не устойчиво. Если кто-то сделает подделку, государство кричит: «Зачем нам эти БАДы?». Вместо того, чтобы не обобщая, вдумчиво рассматривать каждого производственника, оно иногда старается просто «открещиваться» от профилактических препаратов.

Российский закон категорически запрещает говорить о клинических исследованиях, которые проводятся в отношении БАДов. Логика такова: если ты говоришь об исследованиях, то автоматически претендуешь на лекарственные свойства, а значит - обманываешь покупателя.

При этом для зарубежных компаний Россия настежь открыта. В страну приходят китайские сетевые компании. Продукция часто не сертифицирована, зато продвигается отлично», - высказал свою точку зрения Николай Фролов.

По его мнению, государство должно определиться с общественной значимостью переработки пантов, ясно и четко заявить, что Алтайский край должен стать центром производства профилактической продукции на основе пантового сырья, создать для этого условия, защищать и морально поддерживать производителя. 
«Мы, производственники, носимся межу различными разрешительными службами месяцами, а они все государевы слуги», - подчеркивает собеседник.

Петр Свиридов делает ставку на привлечение потребителей из числа туристов, сочетание отдыха, спорта, оздоровления. В Алтайском районе не далеко от моральника в урочище «Никольское» он построил спортивно-оздоровительный комплекс, горнолыжную трассу. В следующем году в планах построить более вместительный гостиничный комплекс, создать еще ряд горнолыжных трасс.

И тем не менее, Свиридов не считает, что продвижение пантовой продукции посредством развития туристического рынка принесет значительные результаты. По его словам, дело в том, что для развития того же туризма в Алтайском крае делается недостаточно. Не создан инвестиционный климат, плохо организовано частно-государственное партнерство. В крае отсутствует необходимая инфраструктура (дороги, ЛЭП).

Единственное условие успеха — кооперация производителей по продвижению продукции и четка координация усилий власти, бизнеса, контролирующих, научно-исследовательских организаций.Правда, с координацией и кооперацией в России тоже не лады. Каждый считает, что только он прав и способен на многое. Это признают многие участники рынка.

Но может быть время научит думать по-другому? Для формирования кооперационных форм образован Алтайский биофармацевтический кластер. Под его флагом в крупных городах России можно создавать центры продаж, выступать на выставках, устраивать консультации для потребителей, пробиваться в существующие торговые сети.

2010, январь.

 

ОтменитьДобавить комментарий

Как Вы считаете, опыт какой из зарубежных стран подходит больше всего для развития туризма в Горном Алтае?