В поисках Шамбалы

Арчын ТОРБОКОВ
24.02.2013

Просмотров:

1437

На Алтае сошлись пути всех искателей заветной страны счастья

Нам не раз предрекали конец света. В череде апокалипсических ожиданий 21 декабря минувшего года считали самой достоверной датой. Многие всерьез не воспринимали трагические предсказания, но свечи и спички закупали пачками – на всякий случай.

Как сообщалось, лама из монастыря Гьяндрек под Кайласом, известный как оракул Шамбалы, поведал о предстоящем прохождении Земли через галактическую «нулевую полосу», которое начнется 21 декабря 2012 года. В этот момент практически на всей Земле наступит полная темнота и тишина: ни света, ни звука! «Страшная дата» прошла. Конец света так и не настал. И тут выяснилось, что никакого оракула из таинственной Шамбалы… нет и не было на белом свете.

Алтай исстари манит взоры тех, кто ищет эту сказочную землю. Именно с ней связаны многие сказания о Шамбале. Её ещё называли страной Беловодья, в поисках которой первые русские переселенцы пришли на Алтай в XVIII веке. Это были старообрядцы. Основным местом их расселения стала Уймонская степь. Здесь ими было основано несколько крупных поселений. Сами себя они называли кержаками, а веру свою – стариковской. Главным жизненным смыслом для них было сохранение традиционно бытового уклада и старой веры, отождествляемого ими с истинным православием.



Н.К. Рерих. "Песнь о Шамбале».


Все последующие «переселенческие волны» русских столкнулись в Уймоне с необычным фактором. Им на пути встали – нет, не язычники-алтайцы, – а братья по крови и вере! Речь идет о противоборстве «старого» и «нового» православия. Старообрядцы требовали с них большие деньги за право селиться и строиться в Уймоне. Лишь единицы из новоприбывших могли себе это позволить. Основная масса же была нищей, ушедшей из центральных губерний в поисках лучшей доли. Как пишет священник Б. Герасимов в историко-этнографическом очерке «В долине Бухтармы» (Семипалатинск, 1911), это касалось «приписных рабочих к рудникам и заводам <…> бежавших от тяжёлых условий жизни, <…> преступников, присуждённых к тяжёлым наказаниям, долгосрочных обитателей тюрем, которые искали убежище на Алтае. Перспектива голодного существования и исполненного всяких опасностей скитания в алтайских дебрях казалось им всё же лучшим исходом, нежели каторжная жизнь с её ужасами».

 

Сами старообрядцы точно не знали местонахождения земли с чистыми, белыми водами. В поисках этой загадочной страны они прошли многие пути-дороги. В итоге поселения староверов оказались не только в пределах одной страны, но и соседних. Сохранился один из маршрутов в Беловодье у наших старообрядцев. Как написано в альманахе «Алтай – сокровище культуры», продвижение по нему определялось так: «…от Москвы на Казань, от Казани до Екатеринбурга и на Тюмень, на Каменогорск… вверх по реке Катунь на Красноярск… от них снеговые горы на 300 верст (по-видимому, Саяны – А.Т.). От них есть проход Китайским государством, 44 дня ходу через Губань, потом в Опоньское государство (вероятно, Япония – А.Т). Там жители имеют пребывание в пределах океяна-моря, называемое Беловодье. Там жители на островах семидесяти, некоторые из них и на 500 верстах расстоянием, а малых островов исчислить невозможно».

Казалось бы, стан православной духовной миссии должен быть в Уймонской долине, на территории нынешнего Усть-Коксинского района. Здесь было большое число русских переселенцев, к тому времени немало было смешанных браков с коренными жителями. От них можно было бы начать христианизацию всего алтайского населения. А начали проповеди сразу среди коренного местного населения, которое совсем не владело русским языком. Их надо было приучать к оседлости, прививать навыки землепашества. Затем самим выучить алтайский язык, составить словари, грамматику, научить писать и читать. Чем, собственно, Алтайская духовная миссия и занималась. В итоге за почти 14-летнию эпопею о.Макария Глухарева было приведено в веру всего 645 человек. И это в лучшей в России миссии!

О начале миссионерской деятельности на Алтае следует сказать несколько поподробнее.

Год 1818-й. Михаил Глухарёв принимает постриг и нарекается Макарием. С первых лет монашества он прослыл в своих кругах вольнодумцем. Святейший Синод не мог простить его упорства в дискуссиях относительно перевода Библии на русский язык. Хотя впоследствии именно его переводы оказались наиболее точными. Не иначе как святотатство воспринималась церковным начальством идея о.Макария о соединении православной, католической и протестантской церквей в единую христианскую церковь. Все эти моменты до предела обострили его отношения с Синодом, что даже встал вопрос о заточении строптивца в монастырь. Вот в этой непростой для о.Макария ситуации и застало его объявление о наборе желающих поехать в Сибирь для «несения слова Божия иноверцам».

30 сентября 1829 года о.Макарий прибывает в Тобольск. Решает вопросы, связанные с миссией, подбирает кадры, особенно «имеющих познания в тюркских диалектах». Таковыми стали семинаристы Василий Попов и Алексей Волков. Они, скорее всего, владели татарским, башкирским, и, возможно, казахским языками. Поначалу о.Макарий намеревался отправиться не на Алтай, а в Кокчетавский округ проповедовать православие среди татар. Однако ответ генерал-губернатора Западной Сибири на епархиальный запрос был категоричен: без Высочайшего повеления выезд в Кокчетавский округ невозможен. Препятствий для поездки с миссионерской деятельностью на Алтай не было, куда и отправился о.Макарий.

В 1830 году он прибывает в Улалу, где решает организовать миссионерский стан и приобретает избу. Местные жители вначале изгнали о.Макария из «улуса», ведь в то время в Улале жило 3 русских пчеловода и 19 семейств инородцев. Поэтому миссионер вынужден был переехать в Майму. Отсюда, как пишет в путевых заметках В.Верещагина «Поездка по Алтаю» (1908), некрещёным приходится «откочевать в верховья Чепоша, Манжерока и др. места». Лишь в 1834 году, когда большая часть жителей Улалу стали христианами, он возвращается и переводит сюда главный стан миссии.

По свидетельствам документов, о.Макарием за время руководства миссиею (13 лет и 8 месяцев) было «окрещено всего 645 душ обоего пола». Если учесть, что алтайцев насчитывалось тогда около 25 тыс. человек, то достижения миссии можно назвать весьма скромными.

Миссионеры могли достичь больших результатов в Уймоне, где селились русские переселенцы. Но старообрядцы, или как их называли миссионеры «раскольники», стали их главными противниками. Из миссионерских станов староверов также изгоняли. Так, в 1849 году в Чемале проживало всего 13 семей, которые все являлись старообрядческими. Через год из-за духовной миссии все жители Чемала были вынуждены откочевать с насиженных мест. Этот случай описан в классическом труде Л.П. Потапова «Очерки по истории алтайцев» (с. 202).

До сих пор старообрядцы компактно живут в Уймонской долине. Они выстояли в нелегкой борьбе за свои идеалы. Конечно, свои коррективы внесло совместное проживание с алтайским населением. Некий синкретизм имеется, когда староверы свои верования сочетают с поклонением той земле, где они нашли приют. Многие старики не только знали алтайский язык, но и в обрядах использовали вереск-арчын.

…Как-то по пути из Ело в Ябоган мы остановились у родника, бьющего из-под огромной скалы. Навстречу нам подъехал микроавтобус. Из него вышли молодые люди – шумные, веселые. Все русские, видно, ехали из Усть-Коксы. Пока все выстроились к роднику – кто попить, кто набрать целительной влаги в пластиковую бутылочку – двое, парень и девушка, у истока повязали белые ленточки «јалама». Делали они это без суеты и спешки. Никто этому не удивился, не стал расспрашивать, что за обряд такой они совершают. Видимо, это было всем привычно и осталось в памяти от далеких предков, тех самых первых переселенцев.

Когда весной проезжаешь через перевал в Усть-Коксу, взору открывается прекрасная картина. Грохочет в белой пене речушка, все кругом благоухает в цветках черемухи. Увидев такое, поневоле подумаешь: это и есть настоящая страна Беловодья!

Нынче вместе с потомками первых переселенцев соседствуют представители самых разных верований. Порой очень странных для этих мест. Особенно много здесь последователи учения семьи Рерихов. В народе их называют «рериховцами», они же своё учение называют Агни-йога или «Живая этика». Это синкретическое религиозно-философское учение, объединяющее западную оккультно-теософскую традицию и эзотеризм Востока.

Сегодня в Усть-Коксинском районе можно увидеть причудливые дома в виде шара и пирамиды последователей этих верований. Этот район стал некой Меккой для рериховцев, чьи организации имеются практически во всех регионах России, а также на всём постсоветском пространстве и в США. В основе рериховского учения лежит представление о Шамбале, почитание которой является обязательным для всех членов общины. Шамбала в их представлении - источник положительной энергии всей Земли, благодаря которой появляются люди одарённые талантами в различные временные эпохи.



Макет Центра Рериха в «Бирюзовой Катуни»

Недавно был поставлен памятник Н.К. Рериху в ОЭЗ «Бирюзовая Катунь», а в скором времени здесь будет завершено возведение Алтайского центра Рериха. Именно благодаря деятельности семьи Рерих и приверженцам его учения об Алтае заговорили как о месте, где находится Шамбала. Само же слово Н.К. Рерихом было взято именно из восточных учений. Это понятие содержится в текстах индуизма и буддизма. Индуизм также может считаться четвертой мировой религией, поскольку приверженцы этой конфессии в составляют 14% всего населения Земли.

Индуизм представлен в нашей республике двумя религиозными организациями - «Сознание Кришны» и «Сахаджа-йога». Кришнаитов вы можно увидеть и услышать, когда те летом совершают религиозное шествие в Горно-Алтайске, в Усть-Коксинском и Чемальском районах. Приверженцы Сахаджа-йоги - частые гости на республиканских праздниках – таких, как Эл-Ойын и «Родники Алтая». Не заметить их просто невозможно. Яркое обличие, выразительные песнопения привлекают взоры окружающих.



Ныне по Алтаю шествуют многие верующие



На Эл-Ойыне песни звучат на все лады

В скором времени буддисты из Алтайского края планируют создать в Усть-Коксинском районе туристический маршрут, который будет называться «По буддийским святыням Алтая». Согласно легенде, сам Будда Шакьямуни принял посвящение на горе Сумеру. По всей видимости, что это и есть наша Белуха (Уч-Сумер).

Большую популярность в специфичности Горного Алтая имеет тот факт, что наш регион остается одним из самых красивых мест на Земле. А в случае всемирного потопа, о чем беспокоились ещё с библейских времен, это еще и самое безопасное прибежище. Не случайно об этом говорил знаменитый французский исследователь океана капитан Кусто в одной из своих передач под названием «Подводный мир Жака Кусто». Всю жизнь, бороздя моря и океаны, он мечтал побывать у нас в горах.

Наш Алтай со всех сторон закрыт горами. Самая высокая вершина азиатской части России и есть наша Белуха. Её высота начертана во всех картах мира. Даже на самом маленьком школьном глобусе обозначена её высота – 4.506 метров. Как стало известно в результате недавних новых геодезических измерений, на самом деле она ещё выше…

Многие считают, где-то здесь находится загадочная страна Шамбала.

 

ОтменитьДобавить комментарий

Как Вы считаете, опыт какой из зарубежных стран подходит больше всего для развития туризма в Горном Алтае?