Про маленький самолёт

Владимир Торбоков
07.06.2012

Просмотров:

2013

Из еженедельника журналиста Владимира Торбокова "На мой взгляд"




В Горно-Алтайске в последний день весны состоялся долгожданный курултай алтайского народа. О его особенностях и странностях поговорим как-нибудь в следующий раз. Сейчас своё слово скажу о новом народном вожде.

Однажды мы встретились с ним на Красной площади в Москве. Это было давно, ровно 25 лет. Тот день помню весьма отчётливо. Тогда мы стали очевидцами прогремевшего на весь мир случая с маленьким самолётом. Но мы на него не обратили особого внимания и прошли мимо. У нас дела были поважней!

Мы говорили о прошлом и настоящем Алтая. Разговор длился не один час. Несколько раз прошлись вокруг площади. Так бывает: встретишь земляка вдали от дома и не можешь наговориться. В этом есть какая-то тайна общения. Дома бы такой разговор вряд ли состоялся.

Итак, моим собеседником был Бронтой Бедюров. Если изложить на бумаге всё, о чем я услышал от него тогда, то понадобился бы очередной том сборника «Слово об Алтае». Даже в мелочах было немало интересного.

*   *   *
Приведу маленький отрывочек из нашего длинного разговора, связанного с героическим сказанием «Очы-Бала». Главным героем в современной версии этого популярного в народе эпоса выступает девушка с таким именем. Вначале, предположил мой собеседник, сюжет мог быть совершено иным. Будущим героем, скорее всего, был чудом оставшийся после нашествия врагов маленький мальчик. Ведь «очы» в переводе с алтайского – младший сын, отсюда и «орочы» – наследник. А «бала» – ребёнок. Не достигшего совершеннолетия мальчика вполне могли так звать, и это не собственное имя.

Приняв боевое крещение, юноша вместе с конём получал настоящее имя. Таков обязательный обряд становления батыра в алтайском героическом эпосе. В каждом сказании этот мотив повторяется точка в точку. Неслучайно по-алтайски слова «конь» и «имя» — омонимы: ат.

Таких фрагментов, врезавшихся надолго в память, в той беседе было немало. Я заметил, что многое, написанное или сказанное в своё время им, сейчас весьма широко используется в торжественных речах с высоких трибун или на концертных выступлениях. Всё, что касается величавого образа Алтая, его духовных основ, часто копируется с его публикаций. При этом никто не ссылается на автора. А он живёт рядом, и по натуре весьма деятелен. Его хорошо знают не только на Алтае, но и в столице, в других регионах и в далёких зарубежных странах. Не абы как, а вплоть до почитания его знаний и ораторского таланта. Ценят и отдают ему должное вдали. Там к нему относятся лучше, чем у нас дома…

Я сожалею, что сейчас нет возможности поговорить с ним по душам. Хотя живем в одном небольшом городке и частенько встречаемся. Хотелось бы ещё раз поговорить, как в тот раз, шагая по брусчатке самой величавой площади страны. Незаметно заедают будничные дела и при встрече разговоры сводятся к повседневным мелочам.

*   *   *
Могу назвать точную дату той памятной для меня встречи – 28 мая 1987 года. Тому есть причина. Тогда, возвращаясь в гостиницу «Россия», мы мельком заметили за собором Василия Блаженного небольшой самолёт. Во время нашего хождения по площади он несколько раз пролетал над нами.

К стоящему самолёту бежали люди... Уже собралась небольшая толпа. Очкастый парень раздавал не то сувениры, не то автографы.

Я предложил подойти поближе и посмотреть. Но мой собеседник отмахнулся: чего там смотреть? Скорее всего, это очередная рекламная акция. Ничего святого в столичном граде не остаётся. Хорошо хоть на самой площади не приземлился. Недавно там возле длинного белого лимузина картинно одетый негр тоже о чём-то вещал и раскидывал листовки.

Уже вечером мы увидели тот самолётик по телевизору. Оказалось, это некто Матиас Руст пересёк нашу границу и посадил свой спортивный самолёт в самом центре Москвы. Маленький инцидент наделал много шума в мире. Он стал причиной переполоха в верхах страны. Наглядно показав: великая наша держава очень уязвима.

Сейчас в связи с юбилейной датой много пишут о случае с тем самолётом. Несут всякую всячину - якобы наши истребители потеряли его из виду, и все радары разом отключились. Всё это чушь. Вороватого вида нарушителя засекли ещё на подлёте к нашим рубежам. При пересечении границы его вели два наших истребителя, поднятых по тревоге в связи с инцидентом. Вот только не знали, что с ним делать? Другое дело, если бы это был боевой самолёт. Не пускать же ракеты по гонимому ветром летуну!

А тот всё летел и летел. Никто его не трогал — не было команды открывать огонь…

Об этом мне рассказал один алтаец, бывший кадровый офицер. Он служил в противовоздушной обороне, и что происходило на самом деле, знает не понаслышке. О случившемся в своём участке он немедленно доложил командованию. Те далее, до самого министра обороны. Тот, в свою очередь, ещё выше. А оттуда внятного ответа не дали. В результате страна получила позорную пощёчину. Вину свалили на министра, отправив в отставку. Среди пострадавших оказался и наш земляк. Мы познакомились с ним на тое, и я хорошо помню: несмотря на праздник и много лет, прошедших с того времени, в голосе у него чувствовалась обида за ту явную несправедливость.

Меня же в этой нелепой истории поразило то, что в таком происшествии пострадал один из представителей нашего народа. Мог же злосчастный самолёт пролететь в другом месте, так нет, на пути ему попался именно наш земляк.

*   *   *
Мне та ситуация напомнила нынешний наш курултай. Вроде всё предусмотрели, чтобы  «чужие» не пробрались на всенародное вече. Тройной заслон у входа в театр. У лестницы на сцену чиновник от спорта хватал и не пускал тех, кто хотел высказать с трибуны своё особое мнение.

И всё же главную цель они упустили! 

*   *   *
Сумеет ли выполнить возложенную на него миссию новый народный предводитель, и как отнесутся к его избранию сами алтайцы? Нет сомнения, что он будет достойно представлять свой народ всюду, где будет звучать слово «Алтай».

Его высказывания нередко растаскиваются по цитатам. К примеру, 30 мая в Горно-Алтайском аэропорту совершил первую посадку самолёт из Москвы. Тоже историческая дата! Во время телеинтервью командира воздушного судна, ряженного в алтайский костюм, за кадром зычно звучал голос спикера нашего парламента, вещающего о равноудаленной от четырех океанов золотой земле. А ведь это цитата из поистине знаковой статьи Б.Бедюрова «Слово об Алтае». 
Статья дала начало одноименному сериалу, первый том которого увидел свет в 1990 году. Далее благое дело заглохло на более чем десять лет. Будучи вице-премьером, я помог продолжить печатание этой серии, вызвав немало нареканий в свой адрес. На титульном листе второго тома «Слова» скупой на похвалы автор начертал автограф, где он считает, что некто «отстоял честь и совесть Правительства РА».

Крылатое выражение о равной удаленности от всех океанов вновь произносилось уже с борта самолета, который летел обратно в столицу. Я об этом упоминаю вот почему. Заняв в самолёте почетное место, высшее должностное лицо из числа алтайцев на следующий день не явилось на курултай своего народа. Это уже не первый подобный случай. На прошлогоднем курултае 16 апреля он тоже не присутствовал.

В самом начале того курултая депутат Александр Манзыров передал делегатам послание от спикера. Не пламенный привет с пожеланием плодотворной работы, а некий наказ… аккуратнее пользоваться туалетами! Он ещё запретил включать микрофоны. Поэтому выступающим приходилось буквально кричать, чтобы быть услышанным в большом зале.

За всем этим следил через открытые двери коридора руководитель аппарата парламента, по совместительству зайсан одного из многочисленных алтайских родов. В зал зайти он не решался, его могли причислить к участникам нежелательного для властей собрания. Возможно, он заранее знал, что ведущаяся в тот раз телесъемка была одновременно и оперативной. Ведь в объектив крупным планом попали давно отлучённые от эфира лица. Такие, как журналист Владимир Кыдыев и иже с ним.

*   *   *
Почти в полночь после беспрерывного шестичасового форума, выйдя на свежий воздух, я увидел новоизбранного народного вождя. Он стоял на пустынной автобусной остановке. Все чины разъехались, оставив его одного. Я на свой машине довёз его до дома.

По пути напомнил ему давний случай на Красной площади. На что он, засмеявшись, сказал: «Маленький самолёт был вестником больших перемен. А мы его и не заметили…»

6 июня 2012 года

ОтменитьДобавить комментарий

Как Вы считаете, опыт какой из зарубежных стран подходит больше всего для развития туризма в Горном Алтае?