Кату-Ярык. Челушманский прорыв (1)

Николай Витовцев
17.06.2014

Просмотров:

50280

Наводнение на Башкаусе и Челушмане началось 27 мая, реки выходили из берегов, ливневые дожди не прекращались, и 28-29 мая по крутосклонам обрушились вниз в долины рек мощные селевые потоки. Утром 29 мая вид из окна автомобиля, ехавшего в сторону Телецкого озера, был безрадостным.

Челушман перекрывал дорогу к перевалу Кату-Ярык. Расположенная ниже по течению деревня Балыкча оказалась отрезанной от райцентра: перевал накрыло камнями и буреломом, а на каких-то участках селем содрало часть серпантина. На фотографии – 41-й километр автодороги от Балыктуюля до Балыкчи, отсюда до начала подъема на Кату-Ярык около семи километров.

В деревьях справа – одна из беседок природного парка «Ак-Чолушпа». Кто бывал там, может представить себе уровень подъёма воды в Челушмане.

Около девяти часов утра 29-го самосвал Volvo Олега Чеконова пробивался к перевалу. Вода доставала на самых низких участках дороги почти до лобовых стёкол, и только чудо вывело его самосвал к Кату-Ярыку.

В то утро дорога ушла под воду, ориентироваться приходилось по деревьям, стоящим по обочинам. Ещё вечером 27-го уровень воды в реке не вызывал опасений, а в ночь на 28-е вахту дорожного мастера Олега Деева разбудил дикий рёв.

Селевой поток прошел по Кату-Ярыку в ночь с 28 на 29 мая. Начавшись около второй «полки», он пробил третью, потом четвёртую и дальше захватил пятую, а всех «полок» на перевале – семь. К утру 29 мая засыпанными оказались три. Расчистку серпантина пришлось начинать снизу.

Это след разрушительного селя — поверх зелени, едва успевшей покрыть крутые склоны. По оценкам дорожников, на перевал обрушился селевой поток объёмом не меньше 500 кубометров.

Бульдозерист Виктор Буравлев дежурил в те дни на перевале и поднимался с каждым часом всё выше и выше от базы, расположенной внизу в долине, пока остальные работники ООО «Талисман», взявшего на обслуживание автодорогу от Балыктуюля до Балыкчи, работали в долине Челушмана.

Подвижный и маневренный бульдозер фирмы «Комацу» идеально подходил для тех работ, которые выпали Виктору Буравлеву сразу после майских ливней. Таких бульдозеров отечественного производства, удобных в управлении и надежных при работе в горах, на сегодня у нас нет.

Поздно вечером 29 мая бортовой «уазик» одного из местных жителей застрял в ревущем потоке, и его могло потащить по реке, если бы вовремя не подоспел на помощь самосвал Олега Чеконова.

На 49-м километре автодороги утром 30 мая, когда уровень воды в реке стал понемногу спадать.

На 53-м километре в сторону Балыкчи…

В этот же день на перевале Кату-Ярык продолжалась расчистка дороги от камней, принесённых селем.

Днём раньше дорога на 3-й «полке» была изрезана рвами, которые оставил сель на своём разрушительном пути…

Стихия оставила бульдозеристу Виктору Буравлёву ровно столько дорожного полотна, сколько требовалось для его «Комацу», чтобы зацепиться на этой вышине и шаг за шагом наращивать «съеденное» полотно. Отсюда, со 2-й «полки» начинался селевой поток.

Короткий перекур с сыном Владимиром — и Буравлёва-старшего снова ждала работа. Сиденье в кабине его бульдозера — выше облаков. На время аварийных работ кабина была снята — не только для того, чтобы улучшить обзор, но и на самый экстренный случай…

Нет худа без добра: «стройматериал», выброшенный селем на дорогу, сгодился при планировке дорожного полотна.

Челушманский «пирог» в предпоследний день весны: рукотворная дорога (вернее то, что от нее осталось), след от стихии (посередине) и дикая, первозданная природа по склону Кату-Ярыка.

В хорошие времена этот перевал своими очертаниями напоминает медвежью лапу, нарисованную линиями горного серпантина. Перевал пробивали в советские времена хозспособом, в истории остались имена Ухановых – отца и сына, открывших этот перевал. После ремонтно-восстановительных работ в конце мая – начале июня в истории этого перевала останутся имена Буравлёвых – отца и сына, отстоявших свою вахту в самые трудные дни.

Днём раньше здесь была пропасть, обрыв…

…Но с началом аварийных работ местные жители стали ждать, когда перевал откроется; они стояли на разных участках перевала и ждали своего часа.

Последний день весны. Слева от дороги — водопад, которого не было до начала нынешнего бедствия.

Водитель Volvo Олег Чеконов на фоне камня, закрывшего дорогу на перевал. Одним из первых он принял удар стихии и в одиночку работал на своем самосвале, пока не подошла основная техника сразу после того, как перевал был открыт.

А этих «гостей» приходилось отодвигать в сторону, чтобы открыть проезд в сторону Телецкого озера.

(Продолжение следует).

Метки

admin 17.06.2014 в 11:21 # Ответить
Такие Комацу без защитной кабины нельзя использовать в горах. В любой момент шальной камень может убить бульдозериста...
admin 17.06.2014 в 11:46 # Ответить
а какие можно? с крепкой кабиной, из которой никуда не спрыгнуть? ((((
admin 17.06.2014 в 13:12 # Ответить
Глупости говорите. Куда спрыгивать, в пропасть? Или глаза у вас на затылке имеются? Просто нужно использовать специальную технику и соблюдать технику безопасности в горах. Понятно, что от судьбы не спасет, но от несчастной случайности - вполне.
admin 18.06.2014 в 08:31 # Ответить
ну-ка, ну-ка дайте совет дорожникам - какая спецтехника нужна конкретно для кату-ярыка? названия, модели и т.д.
admin 18.06.2014 в 02:42 # Ответить
Я ещё лет 15 назад наблюдал строительство и думал и селях - там же очевидно, Карасу сама давала в конце плейстоцена гляциальный суперсель... Там потихоньку надо бы думать о более надёжной трассе с плато в долину Чулышмана, а то тут сплошной Горный Бадахшан получается....И по левому борту понемногу полки поднимать, как сейчас на чуйском...Вверховьях озера, не сильно безопасные, особенно сейчас (Джулукуль и др - термокарст...)
admin 18.06.2014 в 20:16 # Ответить
Кто там ДОРОГАМИ занимается ???. Почему перевал расчищает один человек, на маленьком бульдозере??!!!! Что за бардак. Через месяц, на перевале, опять каждая вторая машина начнет застревать!
Где РАБОЧАЯ техника, где строители-дорожники?
admin 19.06.2014 в 02:25 # Ответить
Хороший вопрос. Особенно перед выборами, когда Бердников рассчитывает получить из Москвы на восстановление дорожного хозяйства 4,5 млрд рублей.

Добавить комментарий


Как Вы считаете, опыт какой из зарубежных стран подходит больше всего для развития туризма в Горном Алтае?



Алтай Туркластеры Каракольские озера СВО Донбасс VIP-туризм Греф Евтушенков Олег Царев Хорохордин Мир Дикого Запада Охотничий туризм Коммерческая охота Сход в Чемале Германия ЛГБТ Налоги в Гемании Доступная земля Фермеры Республика Алтай Президент России Сидик Афган Год Крысы Олег Хорохордин Кооперация Община Цифровой лагерь Алтайские старообрядцы Долголетие Спецоперация Годовщина СВО Пятая колонна Компрадоры Пчеловодство Алтайский мед Продукция пчеловодства Сон на пчелах Телецкое озеро Артыбаш Манжерок Шантарские острова Блудный сын Люди и звери Гагарин ВКС России Украина Владимир Егуеков Людмила Алтунина ФБА КБ Сухого Елена Блиновская Юбилей на Алтае Марафон желаний Киркоров Лерчек Собчак "Звери" АО МММ Горно-Алтайск Тугая Экологическая столица Владивосток DNS Парк Нагорный Олигархи на Алтае Олигархи Сибирские ГЭС Штаб по национализации энергетики Земельный вопрос Башкортостан Захват земли Золотодобыча Достопримечательности Экология города Горно-Алтайский театр Туризм Кластеры Алтайские традиции Социальный взрыв Павел Иванов Амаду Мамадаков Буддизм Лотосовая сутра Белая вера Виталий Уин Дзюдо Самбо Трудные подростки Дети-герои