Принцесса Укока возвращается голой

Екатерина Сергеева
09.11.2011

Просмотров:

4116

Новосибирские учёные сняли с неё одежду и присвоили своему институту



     
...Прошло не так уж мало времени с тех пор, как эта «находка» стала настоящим открытием в археологическом мире. Отошли жаркие споры по поводу того, где должно быть место той, чей образ заставил поволноваться неравнодушных к истории алтайской земли, ее духовной неприкосновенности — мистиков и прагматиков, приводящих немало доводов в пользу защиты своих позиций. Быть ли «укокской княжне» навеки музейным экспонатом или когда-нибудь мумия вернется на место захоронения?

Сегодня реконструируемый республиканский музей имени А.В.Анохина готовит место для укокской экспозиции. По задумке музейщиков, посетители должны увидеть в ней несколько образов «укокской принцессы» — в обрядовом оформлении. Саму же мумию предполагают хранить в специальной нише, доступной глазу. Таким образом, на нынешнем этапе история с находкой приобретёт некоторую завершённость. Деликатная и мистическая тема найдёт продолжение под крышей музея.



Её представляют по-разному на современных рисунках, и до сих пор облик хранительницы Укока остаётся загадочным. А ясность в отношениях с новосибирскими учёными уже наступила: покровы одежд, под которыми покоится мумия, будут скоро сорваны, и академики выставят её за дверь института в чём мать родила…



Кажется, что сейчас мумия скифской женщины, находясь в Институте археологии и этнографии Сибирского отделения Академии Наук, не столь уже тревожит мысли наших земляков. Однако высказывания людей говорят о том, что многие из них не без трепета отзываются о возможном «поселении» мумии в черте города. «Мы не очень-то хотим жить рядом с таким «мавзолеем» - поговаривают жители ближайших к музею дворов. «Пытаются развести некрофилию!» - возмущается знакомый художник. Дело музейщиков — дать мумии её «законное» место в столице республики и привлекать туристов. И только она, мумия — источник споров и дележа — кажется строгой и недосягаемой, хранящей молчание веков. Словно только она и знает, чем всё дело закончится.

Вне лирических отступлений, возврат мумии на родину предопределён. «В мае текущего года было подписано соглашение между Институтом археологии и этнографии Сибирского отделения Академии Наук и министерством культуры республики о том, что после создания всех параметров по экспонированию уникальных предметов, укокская «принцесса» передаётся в наш музей. Архитекторы и строители сегодня непосредственно занимаются интерьером для укокской экспозиции, - рассказывает замдиректора республиканского музея Римма Михайловна Еркинова. – Есть, правда, одно принципиальное «но», которое мы сейчас пытаемся исправить...»



На теле хранительницы Укока остаются изображения, смысл которых пока неясен. Есть изображение зверя из преисподней — грифона, и, по горькой иронии судьбы, внезапный прорыв подземного газа, который обычно вызывает пожары, на языке наших газовщиков – тоже «грифон» — порождение адского пламени. Если в античные времена хранительница Укока могла предсказывать будущие события, то знаки на ее теле открываются в положенный срок.



«Погребальные предметы, в том числе одежда женщины пазырыкской эпохи, - с печалью в голосе продолжает Римма Михайловна, - остаются в Институте археологии и этнографии. К сожалению, нам не удалось договориться вернуть эти коллекционные предметы. Это шёлковая рубаха, шерстяная юбка, великолепный головной убор, тонкие войлочные чулки. То, что мумию возвращают без одежды — не соответствует никаким юридическим и этическим нормам. В музейном мире есть простое понятие о единой неделимой музейной коллекции, но сегодня сложилось, увы, так, как сложилось.

Выходом из нелепой ситуации мы видим воссоздание наряда «принцессы» по тем же лекалам, по которым происходила реставрация её одежды. Этим занималась Елена Владимировна Шумакова из новосибирского Академгородка. Сегодня мы заключаем с ней договор, и она будет сшить для героини нашей укокской экспозиции прекрасную историческую одежду. Немецкая фирма «Kunstwerk», если выиграет тендер, готова делать экспозиционные витрины для всего музея. Современные музейные витрины — это 50 процентов успеха музейного содержания...» Таково мнение бывшего директора музея.

ОтменитьДобавить комментарий

Как Вы считаете, опыт какой из зарубежных стран подходит больше всего для развития туризма в Горном Алтае?