Идеи паналтаизма чужды властям Республики Алтай

Николай ВИТОВЦЕВ
31.07.2017

Просмотров:

26659



«Алтайская цивилизация и родственные народы алтайской языковой семьи» — такой была тема международного форума в Кыргызстане с 20 по 22 июля, сначала в государственной резиденции "Ала-Арча", расположенной в Бишкеке, а затем участники форума переехали в резиденцию главы государства, на берег Иссык-Куля. И если в первый день ещё оставались какие-то сомнения по поводу личных инициатив президента, связанных с проведением Алтайского форума, то в последующие два дня от таких сомнений не осталось и следа. «Алтайское кочевье» (на снимке) — такое название получила новая экспозиция на территории Центра кочевой цивилизации имени Курманджан Датки в предместьях Чолпон-Аты, торжественно открытая президентом Атамбаевым.





В работе форума участвовали более ста ученых из 12 стран, Россию представляли официальные делегации из Башкортостана, Саха-Якутии, Татарстана. Тема алтайской цивилизации собрала в Бишкеке представителей Азербайджана и Южной Кореи, Казахстана и Германии, Узбекистана и Чехии, был представлен весь евразийский мир — а из Республики Алтай официальной делегации не было. По разным каналам приглашение на Алтайский форум получили думский депутат Иван Белеков, писатель и общественный деятель Бронтой Бедюров, ученые из института алтаистики Надежда Тыдыкова и Алексей Чумакаев, а также Надежда Тадина из Горно-Алтайского университета.



На общественном телеканале «Ала-Тоо 24», открытом в сентябре прошлого года, был показан самый подробный и обстоятельный сюжет с форума, начавшего свою работу в резиденции Алмазбека Атамбаева. Мне хотелось бы, чтобы этот сюжет посмотрел каждый, кто имеет хоть какое-то отношение к власти у нас в республике. В том числе за её пределами. Это было по-настоящему масштабное событие, в котором Республика Алтай могла бы занять центральное место, с давних пор отведенное исторической судьбой и предсказанное всеми, кто жил и работал ради ее прекрасного будущего.

Находясь в светлом конференц-зале «Энесай», построенном в резиденции Атамбаева к началу нынешнего форума, и слушая выступления первых лиц из наиболее влиятельных тюркских республик в составе Российской Федерации, я поневоле думал о том, как выглядел бы на трибуне Алтайского форума нынешний глава республики Александр Бердников. И, если честно, фантазии на это не хватало. Зачем ехать на форум, где нечего «пилить» и где не будет никаких «откатов»? Такова, видимо, логика нынешней республиканской власти, которая охотно швыряет деньги на ветер, когда надо встретить кого-нибудь из «своих», угощать-развлекать за казенный счет и прокатить на вертолёте хоть до Белухи — и которая начинает говорить о том, что «денег нет», когда надо достойно представить республику на таких форумах, как этот.





На большом празднике тюркского мира, который добровольно признал первородство алтайской цивилизации, особенно остро чувствуешь нынешнюю отсталость республиканских властей. И, если честно, внутри алтайского народа тоже есть силы, которым хотелось бы и дальше оставлять свой народ в состоянии изоляции, а значит — держать его на задворках современной истории, которая проносится семимильными шагами мимо, и здесь, на открытии экспозиции «Алтайское кочевье», блестяще подготовленной хозяевами праздника, думаешь даже о том, что нам никогда уже не догнать их…

Как передать настроение этого праздника, как показать, что мы теряем самих себя, отказываясь от таких приглашений? Я стоял на площади Центра кочевой цивилизации имени Курманджан Датки, смотрел на синеву Иссык-Куля, уходящего далеко к горизонту, а вокруг шумел многообразный и яркий тюркский мир:



К счастью, силами алтайского землячества, которое недавно образовалось в столице Кыргызстана, на площади по соседству с музеем открылась алтайская юрта. До последнего дня перед открытием «Алтайского кочевья» никто в землячестве не мог получить достоверную информацию из Горно-Алтайска: едет ли на форум кто-нибудь из официальных лиц? Из министерства культуры сообщали, что никакой информации по форуму у них нет, и было непонятно: где же она застряла? В аппарате у того, кто сидит у власти и плохо воспринимает тексты, лишенные нецензурных слов? От приглашения как бы не отказывались, но в то же время и не принимали его.

Представители землячества напрямую обращались к чиновникам за помощью. Все до одного отказали... Алтайским артистам пришлось ехать из Горно-Алтайска до Бишкека за свой счёт, и здесь - от Бишкека до центра Курманджан Датки - тоже за свой счёт. К счастью, Ассамблея народа Кыргызстана выделила средства на обустройство юрты и национальную кухню, всё использовано по назначению. Встретили очень хорошо. Алтайская юрта с первых же часов после ее открытия была полна гостями.





Наша юрта была крайне интересна президенту Атамбаеву. Внутреннее убранство удивило главного организатора форума, он видел перед собой живое проявление алтайской цивилизации, о которой заговорил весь тюркский мир, а с ним и народы древней алтайской языковой семьи. Хозяева юрты рассказывали высокому гостю о важном элементе кочевой культуре — От Эне; культ животворящего Огня был представлен только в алтайской юрте. Президенту рассказывали о почетном месте, которое называется jайык (или алтарь), о значении арчына — священного для алтайца растения, о лентах-jалама. Рассказали о роли символа Уч Мыйгак - Бугу Эне. Сюжеты картин, вывешенных по стенам юрты, красочно дополняли подготовленное повествование. И, конечно, рассказывали о высокой роли алтайского Кая, об особой избранности кайчи, которые во все времена помогали народу воспрянуть Духом.





Идеи паналтаизма, провозглашенные президентом Алмазбеком Атамбаевым в дни форума, остаются чуждыми для чиновников Республики Алтай, живущих куда более приземленными заботами. Когда в его аппарате узнали о том, что алтайская юрта чудом появилась в Центре кочевой культуры, и ее могло вовсе не быть, если бы не усилия землячества во главе с Натальей Токовой, стала более понятной позиция республиканских властей, отказавших в прошлом году в возведении памятника Манасу на территории Горного Алтая.

В Москве стоят памятники киевскому князю Владимиру, казахскому просветителю Абаю, грузинскому поэту Руставели, в Подмосковье – памятник героям-панфиловцам, родина которых здесь, в Кыргызстане. На берегу Катуни есть памятник Джону Леннону, который мог даже не знать о такой реке, а в Барнауле появился совсем недавно памятник Виктору Цою. В культурном центре «Рух Ордо», расположенном на Иссык-Куле по соседству с резиденцией Атамбаева, есть памятник Жанне д’Арк, которая тоже могла не знать о таких землях. Но алтайские земли, воспетые в эпосе «Манас», заслуживают того, чтобы быть увековеченными в памяти родственного нам кыргызского народа.





Проектом Алтайской цивилизации президент Атамбаев намерен заниматься и дальше, он этого не скрывал на пресс-конференции 24 июля в Чолпон-Ате. В его планах — в ближайшие месяцы «успеть слетать на сам Алтай и там провести провести какой-нибудь хотя бы молодежный круглый стол». Он надеется, что в этот раз руководство России разрешит определить места под будущие памятники Манасу, Барсбек-кагану, поможет открыть музей истории Кыргызского каганата. Его инициатива — открыть на Алтае культурно-исторический центр «Алтайская цивилизация» — единогласно поддержана участниками июльского Форума.

Паналтаизм как альтернатива другим современным течениям, часто разъединяющим нас, может и должен стать объединяющим для всех народов, живущих в «вечном государстве» на просторах от Атлантики до Тихого океана, а в самом центре евразийского пространства — Республика Алтай. Нынешние границы не могут быть вечными, точно так же, как менялись границы в других эпохах. Рассуждая с трибуны форума о судьбах Кыргызского каганата, писатель и востоковед Бронтой Бедюров напомнил, что все мы — в том числе наследники этого древнего государства, существовавшего в Центральной Азии дольше других.



В одном из интервью, которое он дал в дни работы форума, Бронтой Янгович пояснил, отвечая на вопрос о том, что следует подразумевать под его высказыванием, поставившим знак равенства между алтайцами и кыргызами. Алтайцы именовались прежде калмыками, и подразумевалось при этом, что они — прямые наследники Ойратского государства, при коммунистах все мы были «советскими людьми» (этого никто не будет отрицать), сейчас за границей всех граждан России называют «русскими», а в свое время Кыргызский каганат тоже был союзным государством, объединявшим 40 разных народов, и это до сих пор отражено в самоназвании кыргызов.

Продолжая искать исторические корни своего народа, Бронтой Бедюров побывал совсем недавно в Чон-Алайском районе, на границе с Таджикистаном, и там он встретил настоящих алтайцев, которые 800 лет назад ушли на Тянь-Шань с предводителем Кучлуг-ханом. Кем их считать сейчас — алтайцами или кыргызами? Мы любим повторять, что волны миграций постоянно шли с Алтая в сопредельные территории. В республике, провозглашенной четверть века назад, сейчас живут около 70 тысяч алтайцев. А в Чон-Алайском районе — около 300 тысяч майманов, которые помнят о своей прародине, и, может быть, один из прообразов Манаса как раз и есть легендарный Кучлуг-хан?



В первый день Алтайского форума я сидел в конференц-зале недалеко от Николая Ивановича Егорова, профессора Чувашского института гуманитарных наук (на снимке). Чуть позже мы с ним вспоминали внука Аргымая, архитектора и поэта Алексея Куладжи, с которым они были друзьями. Я спросил у Николая Ивановича: в современной ситуации каким может быть положение Республики Алтай, если говорить о дальнейшем развитии алтаистики? Если честно, его ответ разочаровал. Институту алтаистики (бывшему Горно-Алтайскому НИИ истории, языка и литературы) в лучшем случае предстоит развивать регионоведение и оставаться научным учреждением местного значения. Если исходить из нынешней ситуации, перспективы именно таковы.



Президент Кыргызстана встречался с учеными из России — доктором филологических наук, членом-корреспондентом РАН Анной Дыбо, доктором исторических наук, профессором АГУ Юлией Лысенко и профессором МГУ Жибек Сыздыковой (на снимке). Алтайский госуниверситет готов стать дискуссионной площадкой для международного форума алтаистов — об этом сказала Юлия Лысенко сразу после возвращения в Барнаул. Следующее обсуждение проблем алтаистики должно пройти в будущем году на базе Алтайского университета, и в этом нет ничего случайного. Тему алтайской цивилизации уже давно исследует профессор Алтайского университета Петр Дашковский и, как предполагается, сам термин «алтайская цивилизация» введен в научный оборот благодаря ему в том числе.

Научные исследования в Республике Алтай ведутся с заметным отставанием. Достаточно сказать, что в Казани прошла совсем недавно уже 50-я алтайская конференция с участием ведущих ученых-тюркологов. Об этом говорила в заключительный день форума Бактыкан Торогельдиева - доктор политических наук, профессор Академии государственного управления при Президенте КР. Новые центры алтаистики будут появляться на всём постсоветском пространстве — там, где властям нужна новая идеология объединения.



Президент Кыргызстана снова повторил на форуме слова о том, что Алтаю суждено стать духовной Меккой не только для тюркского мира, в будущем здесь появится «новый Иерусалим» для всего просвещенного человечества. И это не просто слова. О значении Алтая говорят сегодня по всему миру, но Алмазбек Атамбаев первым сказал об идеологии паналтаизма, и только от народов, живущих в Республике Алтай, зависит сейчас будущее культурно-исторического центра. Во время его встречи с писателем и востоковедом Бронтоем Бедюровым обсуждались задачи, над которыми предстоит сообща работать в ближайшие годы и десятилетия. Впрочем, это уже задачи для нового руководства республики.

После концерта, который был дан в «Рух Ордо» для гостей и участников Алтайского форума, ко всеобщему изумлению открылись декорации, и мастера искусств Кыргызстана остались на сцене, за которой открылись просторы живого Иссык-Куля… Свежий ветер ворвался в зрительный зал с берега озера, и все встали, чтобы выразить своими аплодисментами преклонение перед силой Искусства и силами Природы. И всем стал понятен феномен успеха Алтайского форума: открытый мир, в котором живёт Кыргызстан, и еще дух истинной свободы подают пример всем остальным, и пусть не сегодня, но совсем уже скоро идеи паналтаизма придут в этот мир, чтобы сделать его добрее и чище.

Фото автора, С.Досалиева, Н.Тадиной и из архива фонда «Мурас».



- 6 +
сибирит 01.08.2017 в 07:12 # Ответить
очень хороший материал. Привет Республике Алтай.
- 1 +
maya 01.08.2017 в 08:44 # Ответить
Недавно была на фестивале "Мир Сибири" видела выступление множества коллективов со всей России, не было только из нашей республики. Обидно было за республику. Из Тывы приехали несколько коллективов, пол Кызыла примчались чтобы поддержать своих.
- 9 +
Лес 01.08.2017 в 09:41 # Ответить
Риддер (Казахстан)
У нас в Республике привыкли, что в основном наш уважаемый Президент, строит некий Центр, всей Азии. Но был, приятно удивлён, инициативой киргизского Президента. Жалко, что и в нашем городе тоже, об этом мероприятии, не было известно заранее,...
- -3 +
Андрей Адарин 01.08.2017 в 10:08 # Ответить
Андрей Адарин
Интересное событие, здесь дан полный по всем ощущениям отчет. Чувствуется что федеральные власти немного спустили удила в плане всех этих "тюркских движении направлении". Почему? Скорее всего у самих забот полон рот. Раз форум такой что не говори несет глобальный характер, и судя по всему "добро" получено от Путина (в памяти сразу недавняя встреча на высшем уровне) То хотелось бы и более конкретных шагов, документов. Как не искал нечто подобного в открытом доступе ничего нет. Вывод. Форум нес исключительно "культурный характер", ничего плохого в этом нет, но ... Этого всего как справедливо заметил автор точно недостатчно, ведь в идеи культурного и кровного братсва народов нет ничего крамольного. Никто не собирается воссоздавать тюрский коганат. Это исторически и объективно и экономически невозможно.
В общем по факту "узда"федеральная по прежнему есть. И отношение к этому движению, в правильном конструктивном и духовном понимании возможно только при смене режима в РФ. А г-н Атамбаев, судя по всему совсем не против развития дружеских связей.
- -2 +
Анастасия 01.08.2017 в 11:46 # Ответить
Что институт алтаистики не занимается исследовательской работой по изучению языка и культуры родственных алтайских народов, давно известно, но что Первый зам Правительства ставит преграду по изданию 15 тыс Тубаларского словаря (исчезающего древнего тюрского народа) - это уже преступление.
- 0 +
Алла 01.08.2017 в 12:54 # Ответить
Девять лет прожили в одной из деревень Чемальского района. Муж выучил алтайский язык. Много было друзей - алтайцев разных социальных категорий. Карыш Кергилов написал страстное стихотворение "Бубен". Вот только некоторые строфы из него. "Бесовскими зельями, Водкой, Истерзан мой малый народ. Вон - пьяный нетвердой походкой Бредет И не смотрит вперед". " Я - бубен! Я - тюркская лира, Прислушайтесь ныне, друзья: В клокочущей Музыке мира Мелодия есть И моя..." Всегда плачу над этими строчками. А мы русские..
- 1 +
Найман 01.08.2017 в 13:52 # Ответить
Если в Кыргызстане 300 тыс алтайских майманов или найманов, то среди казахов их 3 миллиона. Это самый многочисленный казахский род-племя, которое пришло к Казахам с Алтая. Да и сами казахи преобладают на Алтае- китайском, казахстанском, монгольском и российском. Кыргызов там вообще нет. Также нестыковка. 8 панфиловцев, как и вся Панфиловская дивизич формировалась в Алмты и Талдыкоргане. При чем тут Кыргызстан. Любят братья кыргызы присваивать то, что не относится к ним.
- 5 +
kyrgyz 01.08.2017 в 14:26 # Ответить
Найману
Командующий войсками 16-й армии генерал Рокоссовский и член Военного совета Лобачев в телеграмме на имя Президиума Верховного Совета Кыргызской ССР и ЦК КП(б) Кыргызстана от 18 января 1942 г. высоко оценили подвиг воинов-кыргызстанцев 316-й стрелковой дивизии, ее командира генерала И. В. Панфилова, бывшего военкома Кыргызской ССР. В частности, они писали: «316-я стрелковая дивизия, созданная из лучших сынов кыргызского народа, в боях с германским фашизмом на подступах к Москве покрыла себя боевой славой, награждена орденом Красного Знамени, удостоена звания гвардейской стрелковой дивизии».
- 7 +
Кыргыз 01.08.2017 в 14:41 # Ответить
Казак-кыргыз биртууган
Казахов особенно легко оказалось на фоне наличия нефти превратить в манкуртов и забыть свою историю, свое родство с народами Алтая и Сибири. Не знает казах про Иренек хана и о 150 летней войне между Московией и Кыргызами. Не знает, что казахи пошли от кыргызов. Конечно, это же не круто и не потнтовито. Понты важнее мира и дружбы.

Да ладно об этом. Всех нас породила Сибирь-Шибер, и Алтай - Алты-Ай. Мы родственники. И жить нам в мире и единстве надобно.
- 2 +
Лес 03.08.2017 в 10:35 # Ответить
Братьям-киргизам
В Казахстане, сейчас модно повторять фразу - "Восток - дело тонкое". Под неё, как ни странно, можно хоть что списать. Плохо - "Восток - дело тонкое"; Хорошо - опять, - "Восток - дело тонкое". Но в приоритете - англиский язык (не русский, на котором говорит большинство, не казахский, как государственный). Чинуши тащят, больше чем видят, отмывают "бабки", играют в казино на Капчегае, покупают "лехусы" и строят особняки. Жаль, что именно так, развивается наш мир,... И боюсь даже предположить, что и соседней Киргизии тоже (рано, или поздно) можут случится такое же,...
- -1 +
ADMIN 01.08.2017 в 15:02 # Ответить
Друзья, просьба соблюдать политкорректность при обсуждении. Не забывайте о наших правилах (cм. под строкой Комментарии)
- -7 +
СП 05.08.2017 в 08:51 # Ответить
Практически ничего не написано про И.И. Белекова, который также очень достойно представил нашу республику. Наверное, если бы не он, то вообще некому было бы туда ехать из высших должностных лиц...

ОтменитьДобавить комментарий

Чего не хватает для комфортного отдыха в Горном Алтае?