Хамбо Лама ведет разговор об алтайских «бозкуртах»

Айдар КУДИРМЕКОВ
11.05.2016

Просмотров:

1391



В то время, как команде А.Бердникова приходится краснеть в связи с уголовными делами в Минсельхозе РА, «делом ветеринаров», скандалами вокруг «Долины Алтая», попытками «закрыть» мэра Горно-Алтайска и ликвидировать орган местного самоуправления в Акташе, отдельные руководители правительства РА, в том числе комитета по СМИ и информационной политике, не говоря о руководстве ОМВД «Усть-Канский», стали делать новые ошибки, покрывая явные нарушения законности и называя «мелким хулиганством» акт вандализма в селе Экинур и объясняя новый скандал «обычной бытовой пьянкой», а в свое оправдание они говорят, что буддийская ступа «не внесена в реестр культовых сооружений».

В личной беседе со мной глава Экинурского сельского поселения Э.Кокпоев признался, что «был осведомлен о двухэпизодных покушениях, связанных с «оскорблением чувств верующих в селе Экинур», в том числе и скрытом от учета ДТП с наездом трактором МТЗ-82 на домовладение В.Кыновой с целью разрушить буддийскую ступу; «ментовка разбиралась по делу, но менты недоразобрались» (формулировки в речи главы поселения сохранены).

Трудно сказать, как будут развиваться события дальше, но заместителю председателя правительства РА, курирующему данное направление — «межконфессиональные отношения » — явное попустительство и заигрывание с экстремистски настроенными элементами может стоить дальнейшей карьеры. По существу исполнительная власть всячески  скрывала и покрывала дело о фактическом оскорблении чувств верующих, выдавая это для общественности как «мелкое хулиганство» в селе Экинур. И, кстати, это не первый случай подобного заигрывания.

Как я уже писал, летом прошлого года мне довелось участвовать в событиях, связанных с проведением так называемого Улу Курултая алтайского народа, и я готов свидетельствовать: именно исполнительная власть провоцировала прошлогодние события. Вместо того, чтобы налаживать конструктивный диалог между всеми общественными и религиозными объединениями, в том числе с общиной буддистов «Ак Бурхан», команда губернатора заняла однобокую позицию и перед Улу Курултаем консультировалась только с «каракольцами». Возникает вопрос: почему? Что заставляло наших чиновников идти на поводу у людей, которые рубят православные кресты и разрушают буддийские культовые сооружения?


Валерий Чеконов, один из «каракольцев», позирует для экстремистского турецкого издания на фоне поверженного православного креста; он представлен «героем» для турецкой публики

Только после личного рассказа пострадавшей гражданки К. со всеми подробностями и деталями, который мне удалось сделать достоянием общественности, и после того, как стало широко известно о фактах двойного покушения — с целью разрушения субургана и оскорбления чувств верующих с использованием трактора как торпедного снаряда — началось хоть какое-то движение по делу усть-канских «бозкуртов».

Чтобы прояснить правовую позицию буддийской Сангхи России по эпизодам оскорбления чувств верующих, я решил обратиться с телефонной просьбой об интервью к главе буддистов Российской Федерации, члену Президентского Совета по делам религии и межконфессиональным отношениям Хамбо Ламе Д.Аюшееву. Он находился в Кремле перед празднованием 9 Мая, но уделил несколько минут внимания для подготовки интервью.

— Добрый день, Ваше святейшество! Мною направлялись в адрес вашей пресс-службы в Улан-Удэ копии газетных статей о «гибридные операциях Турции в Республике Алтай». В связи с публикацией есть несколько вопросов по эпизодам осквернения чувств верующих в селе Экинур Усть-Канского района. Разрешите узнать, будет ли исполнена «процедура обряда  очищения ступы от осквернений» с полагающимся в таких случаях молебном?

— Добрый день, Айдар Владимирович! Я думаю, что если ступа разрушена, то местные буддисты Горного Алтая проведут обряд очищения от осквернения с молебном. Для тех хулиганов, которые этим занимаются (осквернением религиозных чувств), могу сказать одно: они создают проблемы как самим себе, так и своим близким. Есть такое понятие в любой религии, как грех; а в буддизме всякое действие, которое мешает учению Будды, создаёт для таких людей негативную карму.

— Намерено ли буддийское сообщество принять меры правовой защиты пострадавшей в селе Экинур гражданки К., и посодействует ли оно в восстановлении разрушенной ступы?

— Мы живем в государстве, которое называется Российской Федерацией. Любой ущерб по российским законам должен быть восстановлен. Это зависит в первую очередь от буддийской общественности Республики Алтай и, в частности, Экинура. Нарушители установлены. Пусть они и их родственники восстанавливают разрушенное за свой счет. Это будет по справедливости. Нанесен ущерб личному хозяйству. Ламы должны проследить, как будет сейчас восстанавливаться не только ступа; не менее важно восстановить саму справедливость. По буддийским представлениям, нужно найти такое решение, при котором ни одна из сторон не будет чувствовать себя побежденной, вот что важно.

— Усть-Канским районным судом принято «хитрое решение» от 21.03.2016, которым нарушители были задержаны по факту «хулиганства» для административного ареста на 5 и 8 суток. Будучи главой буддистов России, членом Президентского Совета по делам религии и межконфессиональным отношениям РФ, как Вы относитесь к вынесению судом двояких решений  по ст. «Мелкое хулиганство», без возбуждения уголовного дела – по «оскорблению чувств верующих»? Фактически местные сектанты покушались на жизнь пострадавшей гражданки К., которая возвела на своей усадьбе культовое сооружение…

 

Хамбо Лама Д.Аюшеев в начале осени прошлого года на месте алтайских молений в урочище Боозыр-Таш; буддийская ступа в Экинуре во время ее освящения с участием Хамбо Ламы (на самом первом снимке) и она же после мартовского акта вандализма (справа)


— Да, я участвовал в его освящении в начале осени прошлого года, и я отношусь к случившемуся крайне отрицательно. Почему? Потому что… (в этот момент Хамбо Лама Д.Аюшеев кашляет, и заметно, что он испытывает большое волнение). Чтобы защищать чувства верующих, нужно принимать меры и решения гораздо жёстче. Чтобы такого больше не было, понимаете, да? Ведь если бы не было справедливого судебного решения по поводу хамской выходки «Пусси Райот», где гарантии, что этого не повторилось бы еще раз? Поэтому решение об административном аресте на 5 и 8 суток я оставляю на совести Верховного суда Республики Алтай.

Почему они (вероятно, имеется в виду нижестоящий Усть-Канский районный суд) такие решения принимают? Это непонятно. Каждая религия в государстве должна быть защищена. Каждое происшествие (тот же инцидент с «Пусси Райот»), если это касается религиозных чувств, надо оценивать соответствующим образом. Если калмыцкая молодежь поднялась (в связи с оскорблением чувств верующих буддистов приезжим спортсменом в Элисте), то мы воспринимаем случившееся как оскорбление чувств буддистов всей России, и, конечно же, воспринимаем это очень негативно.

Что же касается безбожников, которые совершили названные действия в Экинуре, то я должен сказать, что вовсе необязательно их сажать. Они уже сами наказали себя тем, что «прославились» таким вот образом. Их дальнейшая жизнь должна быть направлена теперь на исправление кармы — не только собственной; они должны подумать обо всех людях, которые с ними рядом. Поверьте мне, это тяжкое бремя. И я надеюсь, что люди, живущие с ними рядом, придут к ним на помощь.

— Известно, что по линии ФСБ России стали задерживать у нас в республике деятелей из террористической группировки «Таблиги Джамаат». Как Вы относитесь к активизации террористических группировок типа «Таблиги Джамаат», «Бозкурт – Серые волки» в Республике Алтай, учитывая, что их представители, вероятно, стоят в том числе за событиями в Экинуре и Онгудайском районе?

— Если эти вещи будут компетентными органами установлены, то я в Кремле подниму этот вопрос, конкретно по Экинуру. Всё это действия религиозного характера, понимаете? Террористы — они ведь тоже определенных религиозных убеждений! Если будет установлено, что между «каракольской» группировкой (а я видел ее представителей в прошлом году) есть связь с террористическими группировками, то я думаю, что ФСБ должно заняться этим очень плотно. И мы (буддийское сообщество) должны принимать соответствующие усилия.



Турецкий эмиссар
Lokman Uzel (слева) в кругу своих единомышленников из запрещенной на территории Турции экстремистской организации «Bozkurtlari»; и он же на крыльце дома одного из почитателей в Онгудайском районе



— Настоятель буддистов Горного Алтая С.Урчимаев знал об эпизодах, связанных с разрушением буддийской ступы в селе Экинур, об этом же знал глава Экинурского сельского поселения Э.Кокпоев, знали усть-канские гаишники, но при этом они не оформили ДТП с участием трактора. Все говорили, что лучше «промолчать». Вы можете порекомендовать Совету при Президенте РФ по делам религии и межконфессиональным отношениям РФ выступить с пресс-релизом об осуждении событий, связанных с оскорблением чувств верующих буддистов в Республике Алтай?

— Разумеется. Каждый лама должен высказать свою точку зрения. Алтайцы — малочисленный народ, поэтому они берегут друг друга, готовы «прикрывать» нарушения. И я отношусь к этому с пониманием. Позиция «нацменьшинства» - если никого не убили, лучше промолчать. Эту позицию я понимаю. Но то, что чувства верующих оскорблены, - это для меня однозначно. И я как Хамбо Лама и глава российских буддистов выражаю обеспокоенность несправедливостью судебных решений, и надеюсь, что в дальнейшем такого больше не повторится.

Буддизм — одна из древнейших религий. Есть буддисты Монголии, Бурятии, Калмыкии. В каком образе алтайцы будут представлены перед нами — всем буддийским сообществом — это будет в первую очередь достоянием алтайского народа. Если я воспользуюсь правом главного буддиста, то именно так скажу: хорошо, пусть это будет доступно всем. То, что случилось у вас на Алтае, это тоже опыт. Наш общий опыт, из которого мы все вместе сможем извлечь для себя уроки.

Фотографии с поездки Хамбо Ламы по Алтаю осенью прошлого года предоставлены Евгением Бутушевым.

СПРАВКА.
В России до 2013 года оскорбление религиозных чувств являлось административным правонарушением. Статья КоАП 5.26, ч.2, запрещает «умышленное публичное осквернение религиозной или богослужебной литературы, предметов религиозного почитания, знаков или эмблем мировоззренческой символики и атрибутики», а также их порчу или уничтожение.

В июне 2013 года приняты поправки об увеличении ответственности «за оскорбление чувств верующих», в том числе устанавливающие уголовную ответственность в виде лишения свободы за «публичные действия, выражающие явное неуважение к обществу и совершенные в целях оскорбления религиозных чувств верующих» (ст.148 УК РФ). Также был увеличен размер ответственности, предусмотренной статьей 5.26 КоАП; в связи с изменением величины штрафа поправки были внесены и в статью 3.5 КоАП.

На 2016 год по 148 статье было возбуждено лишь несколько дел, наиболее суровым наказанием были 200 часов обязательных работ, к которым был приговорён житель Ижевска за публикацию оскорбительного для мусульман изображения.

В УК есть и ст.282 УК РФ, по которой можно судить за оскорбление чувств верующих: «Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства», под которую можно подвести те же деяния. Судебная практика по ней включает больше 150 приговоров только в первом полугодии 2015 года.

P.S. «Исламское государство (ИГИЛ)» и группировка «Bozkurtlari» — запрещённые  на территории РФ террористические организации.



ОтменитьДобавить комментарий

Как Вы считаете, опыт какой из зарубежных стран подходит больше всего для развития туризма в Горном Алтае?