Жан Кокто на сцене в Горно-Алтайске

Екатерина СЕРГЕЕВА
05.02.2016

Просмотров:

1793



Перед просмотром спектакля «Человеческий голос» Жана Кокто, который поставила Валерия Дудоренко, меня посетило уверенное предчувствие того, что постановка обещает быть интересной. Публики было мало, в основном – «из своих». Жаль, что в последние минуты перед началом показа, как это иногда мгновенно бывает, припаздывающие зрители не заняли своих мест. Опуская предполагаемые причины, по которым малый зал Национального театра в день премьеры «Человеческого голоса» был более чем наполовину пуст, сообщу о полученном впечатлении – ожидания не были обмануты, а работу Валерии Дудоренко я осмеливаюсь искренне расценить как настоящую удачу. Поблагодарим Театральную экспериментальную студию, в рамках которой спектакль был сделан и сыгран.

Хочется говорить об этой пьесе непременно как о «пронзительной» — этот затертый эпитет приобретает свою истинную силу, когда им определяют настоящую силу и глубь проявленных чувств. Актриса Алена Шумейко, сыгравшая центральный образ в спектакле «Человеческий голос», проживает свою роль с тем самым трагическим надломом, который дает понять зрителю степень психологической катастрофы женщины, погруженной в отчаяние от неизбежной разлуки со своим любимым.

Мы слышим ее монолог, в котором она безутешно цепляется за невидимые соломинки, способные, возможно, отсрочить эту разлуку. Женское сердце погружено в хаос эмоций и чувств, спасаясь от которых она тянется к пузырьку с таблетками, хоть сколько-то притупляющими боль. Актриса очень хорошо сумела показать жизнь женской души, бесконечно терзаемой страданиями, от которых впереди вряд ли ей видится избавление собственными силами.

«Героиня – жертва, обыкновенная женщина, влюбленная без памяти; она только один раз прибегает к хитрости, протягивая мужчине руку помощи, чтобы он сознался в том, что солгал, и избавил ее от этого жалкого и пошлого воспоминания. Автор хотел бы, чтобы актриса производила впечатление человека, истекающего кровью, теряющего кровь при каждом движении, как раненое животное, и чтобы в конце пьесы комната казалась наполненной кровью…» – так пожелал увидеть эту ситуацию Ж. Кокто. И зритель чувствует «кровь» душевных терзаний женщины – Алене Шумейко удается их передать. Их интенсивность и ритмы убедительны. Пластика актрисы, ее голос, умелая передача эмоционального кризиса заставляют нас поверить в проживаемое на сцене и подключиться к этому через воспоминание какого-то своего опыта. Зритель понимает, что героиня на грани.

Еще три фигуры помогают закручивать психологическую пружину ситуации. Это образ возлюбленного, около которого уже другая женщина. И еще один – с закрытым лицом, в шляпе. Тот же самый возлюбленный, в измученном восприятии героини уже предстающий искаженной тенью? Все три фигуры, присутствие которых, как мы ощущаем, воображаемо героиней, – длят ее душевную пытку. Они то появляются, то исчезают. В их действиях – провокация, сумбурность, вливающиеся в душевный бред женщины. Она то теряет силы, то оживает вновь, чтобы продолжить умирать в своей агонии прощания с любовью. Телефонный провод неслучайно обматывает однажды ее шею – по нему текут последние капли разговора, который, безусловно, будет закончен… «Дорогой мой... Любимый... Прекрасный мой... Я буду мужественной. Скорей. Скорей. Положи трубку! Ну, скорей же, положи! Скорей! Я люблю тебя, люблю, люблю, люблю, люблю...»

Телефонные трубки разбросаны всюду. Телефонные провода кажутся опасными в этой ситуации — они так легко затягиваются на нежной тонкой шее. Все, что героиня чувствует, пребывая в своей собственной реальности, напоминающей кошмар, убивает ее. Сценография спектакля с присутствием театра теней, очень удачный подбор музыки работают на то, чтобы погрузить нас в эту историю, где небольшой отрывок жизни настолько плотно насыщен драматизмом, что это вырастает для зрителя в глубокую тему, в которой не сопереживать героине невозможно. А казалось бы – всего-то последний телефонный разговор. Сколько таких происходит по всей планете — последних, окончательно разлучных телефонных разговоров, где слова продолжают передавать силу биения сердец, еще не развязанных друг с другом.

«Довольна ли я своей работой? – отвечает Валерия Дудоренко на мой вопрос после двух премьерных показов. – Очень! Конечно же, были разные недочеты – думаю, что ни один режиссер после премьеры не остается окончательно доволен увиденным и в будущем старается улучшить что-то в процессе работы. Очень рада тому, что добилась своей цели, увидев отклик зрителей. Смогла затронуть их чувства, вывести на эмоции. Это самое главное. Я очень довольна игрой Алены Шумейко. Она справилась с этой ролью, и тот, кто видел ее игру, понимает, о чем я говорю. Роль большая и сложная, но Алене удалось ее сделать.

На премьере очень волновалась. Были и такие моменты, когда гордилась за своих актеров. Снова и снова на глазах наворачивались слезы... Это было связано с моими воспоминаниями, с которыми так перекликается поставленная мною история. Мне этот спектакль был нужен, чтобы завершить сложный этап моей жизни и начать новый. Вы знаете, это как по волшебству: когда мы заканчивали с работой над спектаклем и выходили уже на премьеру, моя жизнь наладилась... И я очень этому рада. Спасибо всем, кто мне помог!»

— Предложение Валерии играть в этой постановке сначала немного напугало меня: все-таки моноспектакль, и большой страх для меня был в том, что надо работать на сцене практически одной, а у меня большого опыта нет, – признаётся актриса Алена Шумейко. – Но после первой репетиции поняла, что могу полностью доверять режиссеру! Главные сложности работы: большая роль и отсутствие партнера, с которым я могла бы разговаривать. В моменты, когда со мной взаимодействовали другие актеры на сцене, мне было намного легче – это очень сильно помогало.

Валерия требовала создания образа, который мне было тяжело освоить, так как в реальной жизни я веду себя  в подобных ситуациях иначе, чем героиня. Получилась роль «на сопротивление», но я старалась…

Внимательно слушала Валерию, наблюдала за ней, когда она показывала мне некоторые моменты из своей жизни, связанные с личными переживаниями. Я очень старалась сделать свою героиню максимально похожей на ту, которую представляла Валерия. В конце концов, моя игра получила одобрение режиссера. Большое спасибо Валерии за то, что она верила в меня. Было приятно, что я смогла эмоционально задеть зрителя, слезы на глазах у некоторых девушек — тому подтверждение… Есть чувство, что спектакль удался. Зритель порадовал нас своими отзывами, и это действительно очень приятно!»

В спектакле также отлично справились со своими образами актеры Александра Суховеркова, Никита Ковалев и Артем Коробейников. Напомним, что режиссер Валерия Дудоренко – выпускница Барнаульской академии культуры по специальностям «режиссер любительского театра» и актерской. Весь творческий состав спектакля работает в русской труппе Национального драматического театра. Поздравляем ТЭС с новой постановкой, и будем надеяться, что следующий показ «Человеческого голоса» Жана Кокто в постановке Валерии Дудоренко пройдет непременно при полном зале!

Метки

Добавить комментарий


Как Вы считаете, опыт какой из зарубежных стран подходит больше всего для развития туризма в Горном Алтае?