«Собачье сердце» с Владимиром Стекловым на горно-алтайской сцене

Екатерина Сергеева
08.12.2012

Просмотров:

3575



Играя профессора Преображенского, народный артист России Владимир Стеклов не раз закурил… Дымок доходил до третьего-четвертого ряда. Не часто ль? - подумалось мне. Стеклов был для публики, конечно, центром внимания – все его отлично знают и помнят по отечественному кино. Когда-то он играл Шарикова на сцене театра им. Станиславского. Булгаковское «Собачье сердце», стало быть, повторимо в его жизни. Кстати, роль Преображенского в этом же спектакле, поставленном народным артистом России Валерием Золотухиным, сам Золотухин изначально и играл.

Каждый актер привносит свое ощущение характера в роль и, конечно, свой темперамент. Стекловский профессор Преображенский имеет пылкий темперамент. Он легко раздражителен и возбудим, нервен и динамичен в движениях. Эмоции закручивает густой спиралью до сбитого дыхания и яркого цвета лица, что иной раз даже беспокоишься – не слишком ли туго? А с другой стороны – смотришь на все это и думаешь: да – вот он, «живой» Стеклов, здорово играет, не изменяя своей огневой манере доносить чувства до зрителей. И перекуры по сюжету его не успокаивают.

Было любопытно, смогут ли удачно подать один из самых необычных литперсонажей — Шарикова? Микаэлю Молчанусу, исполнителю этой роли, честно пришлось ходить на четырех конечностях, изображая пса. Почему-то до спектакля представлялось, что этот момент трансформируют в идею, не требующую копирования повадок четвероногих. Но всё было сыграно по тексту. Пёс терся о колени профессора,  принимал из рук кусочки еды и натурально жевал ее, а также лаял, выл и рычал, норовя цапнуть одну из героинь. «Уууууу-у!» - несся над сценой тоскливый вой лохматого героя. Такова она – жизнь собачья. Оказывается, актер имеет двух собак – овчарку и карликового пинчера, так что ему было с кого «брать пример» для роли. Став Полиграфом Полиграфычем, Микаэль Молчанус хорошо показал необходимые дерзость, хамство и убогость мышления своего персонажа.  «Говорящая собачка» - до и после перевоплощения - не раз вызвала смех публики.  

Словом, булгаковское произведение на сцене шло вслед за своим литературным источником. Жанр постановки определен как мистическая фантасмагория, однако он помог раскрыть грубо-реалистические нюансы жизни того периода времени, о котором рассказывал писатель. А уж кто и как для себя перекинул оттуда мостик в наши дни – об это может быть поведен отдельный разговор. Был ли зритель, переполнивший зал (понадобились еще и приставные места), полностью впечатлен? Один из них поделился со мною: без бурных эмоций, но очень позитивно отнесся к спектаклю, так как шел именно за Булгаковым. Другая зрительница посетовала, что была лишена по ощущениям полной вовлеченности в действие. Больше наблюдала. Эмоциональные и эстетические переживания имеют разную природу рождения. Вторые явно преобладали, пусть и не в сногсшибательном количестве. Спектакль закончился. Стеклову подарили цветы. Актеры вышли на поклон. Все. Я – остаюсь благодарным зрителем. Булгаков – «магнитом», который всегда актуален.

Теперь о театре. Московскому Независимому Театру уже восемь лет. За этот срок театр обрёл огромное количество поклонников и стал довольно успешным театральным проектом. Его создал Дмитрий Рачковский, который говорит так: «Нам не нужны театральные премии, победы на фестивалях, мнения театральных критиков. Мы работаем для зрителей, и они с нетерпением ждут каждой новой премьеры спектакля, которая становится событием московской театральной жизни…» Совсем скоро театр планирует показать горно-алтайцам спектакль «За двумя зайцами» и вновь надеется на теплую встречу с нашим зрителем, для которого поход в театр в предновогодье может стать замечательным подарком и источником великолепного праздничного настроения.    

 

 

Метки

Добавить комментарий


Как Вы считаете, опыт какой из зарубежных стран подходит больше всего для развития туризма в Горном Алтае?